Дело № 2-383/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воркута РК 03 февраля 2016 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шустиковой С.П.,
при секретаре Кудрявцевой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2016 гражданское дело по иску Чигиринова П.И. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Чигиринов П.И., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Исковые требования мотивированы тем, что на основании ордера на жилое помещение ... серии ... от .... Чигиринову П.И. предоставлено спорное жилое помещение.
.... истец обратился с заявлением в адрес администрации МО ГО «Воркута» о передаче в собственность указанного жилого помещения. Однако в приватизации отказано по тем основаниям, что спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности ГУП «Печоршахтострой». Считает отказ в приватизации незаконным, поскольку истец по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения.
В судебном заседании истец, извещенный судом надлежащим образом, участия не принимает, о причинах неявки суду не известно, ходатайств об отложении слушания дела не поступало.
Администрация МО ГО «Воркута», надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия сторон.
Иисследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу части 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
При рассмотрении спора судом установлено, что истец Чигиринов П.И. является нанимателем жилого помещения по адресу: .... Данное жилое помещение предоставлено истцу по договору найма на основании ордера на жилое помещение от ... ... на состав семьи из трех человек.
Согласно поквартирной карточке в спорном жилом помещении зарегистрировано место проживания истца.
Из дела о приватизации следует, что участие в приватизации истец не принимал.
... истец подал заявление в администрацию МО ГО «Воркута» о бесплатной передаче в собственность спорного жилого помещения.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от .... истцу отказано в передаче спорного жилого помещения, в связи с тем, что право собственности зарегистрировано за комбинатом «Печоршахтострой».
Из справки Воркутинского отделения филиала по ... ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от .... ... следует, что жилое помещение по адресу: ..., принадлежит комбинату «Печоршахтосрой» на основании договора купли -продаже от ....,
ГУП "Печоршахтострой", основанное на праве хозяйственного ведения «Печоршахтастрой», зарегистрировано постановлением главы администрации ... от ... и являлось правопреемником государственного предприятия комбината «Печоршахтострой».
Распоряжением Правительства РФ от 06.10.1999 г. N 1612-р принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации ГУП "Печоршахтострой" и входящих в его состав дочерних предприятий.
Таким образом, судом установлено, что собственник жилого помещения, на момент его приобретения, являлся государственным предприятием, что свидетельствует о том, что жилое помещение было приобретено на государственные средства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от .... ГУП «Печоршахтострой» ликвидировано.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный жилищный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в нем проживающих.
На основании приложения 3 к действующему Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры городского поселения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью и подлежат передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, после ликвидации юридического лица – ГУП «ПШС», спорная квартира, на основании вышеприведенных положений, подлежала принятию в муниципальную собственность. То обстоятельство, что орган местного самоуправления не оформил право собственности на это помещение, указанное право не умаляет.
Поэтому иск правомерно предъявлен к администрации МО ГО «Воркута», т.е. к лицу, в чью собственность перешло спорное имущество.
Истец проживает в спорном жилом помещении, предоставленному ему по договору социального найма, но поскольку право муниципальной собственности на спорную квартиру не зарегистрировано в установленном законом порядке, истец не имеет возможности по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию жилого помещения. При установленных в судебном заседании обстоятельствах требования истца о признании права собственности на квартиру подлежат удовлетворению.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
прекратить право собственности комбината «Печоршахтострой» г.Воркуты на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Признать за Чигириновым П.И.,... года рождения право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения мотивированного решения – 07.02.2016.
Судья С.П.Шустикова