<данные изъяты> к делу № 2-2144/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2010 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Поплавко Т.А.,
при секретаре Скнарь А.В.,
с участием Гордиенко Е.А., её представителей по доверенности – Манцинова А.П. и Дробитько С.В.,
представителя ответчика Адыгейского республиканского клинического перинатального центра по доверенности Якушкиной Г.Г.,
представителя третьего лица Министерства здравоохранения РА по доверенности
Жане А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гордиенко Елены Александровны к Республиканскому клиническому перинатальному центру о возмещении морального вреда.
У С Т А Н О В И Л:
Истица Гордиенко Е.А. обратилась в суд с иском к Адыгейскому республиканскому клиническому перинатальному центру о возмещении морального вреда, мотивировав свои требования тем, что во <данные изъяты> Просила взыскать с ответчика в качестве возмещения морального вреда сумму в размере 1500000 рублей.
В судебном заседании истица Гордиенко Е.А. поддержала заявленные требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме и пояснила, что <данные изъяты>
Комиссией, созданной по ее жалобе, действующей на основании приказа Министерства здравоохранения РА, был проведен разбор качества оказания медицинской помощи ей и ее ребенку. Проверкой установлено, что врачами акушерами- гинекологами родильного отделения, были допущены ошибки при оказании ей медицинской помощи. Дежурным врачам объявлен выговор, а главному врачу вынесено замечание.
Считает, что смерть ребенка наступила по вине врачей, которые неправильно применяли лечение и своевременно не произвели операцию <данные изъяты> Просит взыскать с Адыгейского республиканского клинического перинатального центра компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 руб.
Представитель Адыгейского Республиканского клинического перинатального центра Якушкина Г.Г. исковые требования Гордиенко Е.А. не признала, и пояснила, что комиссией, созданной приказом Министерста здравоохранения РА, в связи с поступившей жалобой Гордиенко Е.А., на некачественное оказание ей медицинской помощи в АРКПЦ, был проведен разбор организации и качества оказания медицинской помощи истице в период беременности и родов
<данные изъяты>
Представитель Министерства здравоохранения РА Жане А.А. исковые требования Гордиенко Е.А. не признал, и пояснил, что действительно на этапах оказания медицинской помощи Гордиенко Е.А. во время родов ошибки были, но считает, что врачи оказали медицинскую помощь в целом качественно. С врачей ОПБ АРКПЦ ответственность не снимается, в связи с чем, они уже понесли наказания – привлечены к дисциплинарной ответственности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает, что заявленные истицей Гордиенко Е.А. требования подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьёй 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» правовым основанием, порождающим возникновение правоотношений по оказанию медицинской помощи, является волеизъявление больного, т.е. обращение гражданина нуждающегося в медицинской помощи, в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение. На медицинское учреждение в этом случае возлагается обязанность, используя данные медицинской науки и практики, соответствующую медицинскую технику, специальные знания, опыт медицинских работников, произвести необходимые действия по обследованию пациента, установлению правильного диагноза, проведению надлежащего качественного лечения.
В случае причинения вреда здоровью граждан, либо нарушения их прав в области охраны здоровья, вследствие недобросовестного выполнения медицинским и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей ст. 66, 68 Основ предусматривают обязанность виновных возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке установленном законодательством РФ.
Таким образом, Основы прямо ориентируют на необходимость применения норм Гражданского кодекса РФ, регулирующих вопросы возмещение вреда здоровью граждан.
Статья 151 ГК РФ предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
По смыслу указанной правовой нормы ответственность за причинение вреда, в том числе и морального, наступает при наличии совокупности четырех составляющих: наличие вреда, последствий причиненного вреда, причиненной связи между вредом и последствием и наличием вины причинителя. При этом отсутствие хотя бы одного из указанных составляющих является основанием освобождения от ответственности.
Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Следовательно, результатам проведенного исследования, комиссия экспертов пришла к заключению, составленному о том, что при оказании медицинской помощи Гордиенко Е.А. врачами ответчика допущены дефекты в оказании медицинской помощи.
Поскольку, заключение экспертов подготовлено компетентными специалистами в соответствующей области медицины и отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, экспертиза проведена на основании медицинских документов, с учетом объяснения сторон, допрошенных в ходе рассмотрения дела по существу, выводы экспертов полностью соответствуют исследованным материалам.
Доказательств того, что заключение экспертов имеет какие-либо существенные недостатки или нарушения ответчиком не предоставлено.
Следовательно, имеется три элемента состава гражданско-правовой ответственности - вред, его последствия и причинная связь.
Рассматривая критерий виновности в причинении вреда, суд исходит из того, что вина может быть только в форме неосторожности.
Отказ в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников родильного отделения АРКПЦ не является основанием для освобождения юридического лица-Адыгейского республиканского клинического перинатального центра от гражданско-правовой ответственности в связи с причинением вреда здоровью.
Истицей заявлено требование о возмещении морального вреда, поскольку после гибели ребенка ее здоровье ухудшилось, она боится вновь рожать, не доверяя врачам родильного отделения Адыгейского республиканского клинического перинатального центра.
В силу статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг.N10"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), о том, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий, учитывает невосполнимость потери матерью новорожденного ребенка, а так же психотравмирующую ситуацию.
Оценивая степень перенесенных истицей нравственных и физических страданий, суд считает, что степень их была достаточно высокой. Истица рожала <данные изъяты> <данные изъяты>, в связи с чем, суд считает, что требования Гордиенко Е.А. подлежат удовлетворению.
Поскольку действующее законодательство обязывает суд при вынесении решения руководствоваться требованием о разумности и справедливости, учитывая фактические обстоятельства дела, суд считает, что необходимо взыскать в пользу Гордиенко Е.А. в счет компенсации морального вреда сумму в размере <данные изъяты>
В силу положений ст.1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. В связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность по возмещению вреда на ответчика - Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр.
Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что при рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истица была освобождена, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенных требований.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ иски неимущественного характера облагаются госпошлиной для организации в размере 4000 руб.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход РФ в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Гордиенко Елены Александровны к Адыгейскому республиканскому клиническому перинатальному центру о возмещении морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Адыгейского республиканского клинического перинатального центра в пользу Гордиенко Елены Александровны в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гордиенко Елены Александровны о взыскании денежных средств, в счет компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Республиканского клинического перинатального центра государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2010 г.
Председательствующий: <данные изъяты> Т.А. Поплавко
<данные изъяты>