Дело №5-1/2022 ( 5-316/2021)
УИД 43RS0021-01-2021-000799-56
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 декабря 2021 года г. Малмыж
Судья Малмыжского районного суда Кировской области Гизатуллина А.Р.,
при секретаре Коминой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Малмыжского районного суда Кировской области по адресу: Кировская область, г.Малмыж, ул.Комсомольская, д.67,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении акционерного общества «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей», юридический адрес: <адрес>, ИНН №
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении №13-38/83-21 от 22.10.2021г., составленному государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды – главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Толстобровой Д.С., 01.10.2021г. в 14 час. по результатам плановой выездной проверки акционерного общества «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» ( далее – АО «Малмыжский ремзавод») по месту его фактического осуществления деятельности по адресу: Кировская область, г.Малмыж, ул.Дружбы, дом 2, было установлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. А именно, 13.09.2021г. и 14.09.2021г. по результатам осмотра территории объекта 33-0143-001321-П установлены следующие нарушения:
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (код 4 13 100 01 31 3) накапливаются в емкости на открытой площадке. Емкость опознавательных знаков не имеет, площадка не является водонепроницаемой;
- на полу в здании столярного цеха зафиксировано наличие отходов: опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5), стружка натуральной чистой древесины (код 3 05 230 02 22 5);
- в здании столярного цеха зафиксировано 7 ламп «Лисма» (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код 4 71 101 01 52 1) (в том числе 1 битая), располагающихся без тары, небезопасно: на столе, на подоконнике, стоя в углу;
- в здании, расположенном южнее дизельного цеха, располагается цех обкатки двигателей. Внутри цеха на полу зафиксированы навалы отхода «опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами» (9 19 205 01 39 3; 9 19 205 02 39);
- в одном из помещений цеха имеется 2 бункера, наполненных смешанными отходами: емкости из-под нефтепродуктов, пластик, картон замасленный, опил, жесть, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами. Емкости наполнены полностью, частично отходы лежат на полу рядом с контейнерами;
- неподалеку от здания гаража зафиксировано сооружение из железобетонных блоков. На сооружении и в непосредственной близости от него зафиксированы навалы отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4);
- с восточного торца здания гаража зафиксирована цистерна, на грунте под цистерной зафиксировано наличие нефтяных подтеков, маслянистых пятен. Маслянистые пятна также зафиксированы под емкостью, расположенной с юга от здания дизельного цеха;
- на участке к северо-востоку от КНС и севернее старой котельной (координаты 56.527203 с.ш. 50.717672 в.д.) зафиксированы следы земляных работ, срезанный трубопровод, песок, загрязненный маслянистой субстанцией;
- на площадке, поверхность которой не является водонепроницаемой, не имеющей ливнестоков и укрытия от атмосферных осадков, расположенной по координатам: 56.52465 с.ш. 50.720039 в.д. зафиксирована свалка различных отходов: строительные отходы мебели, картон, ветошь, жесть, пластик, резина, стекло, прогоревшие или со следами ржавчины, отработанные масляные и воздушные фильтры, бытовой мусор.
Способ накопления указанных отходов является небезопасным для окружающей среды, не соответствует установленным экологическим требованиям.
Зафиксированные в ходе осмотра отходы:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) – в здании столярного цеха;
- опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (код 9 19 205 01 39 3; 9 19 205 02 39);
- мусор и смет производственных помещений малоопасный (код 7 33 210 01 72 4);
- грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код 9 31 100 03 39 4);
- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4);
- смет с территории предприятия (7 33 390 01 71 4; 7 33 390 02 71 5), зафиксированный в непосредственной близости от циклона в 2 бункерах;
- опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5), стружка натуральной чистой древесины (код 3 05 230 02 22 5), зафиксированные на полу в здании столярного цеха;
- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код 4 61 010 01 20 5);
- осадок при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, обезвоженный, практически неопасный (7 22 125 15 39 5),
в декларации о воздействии на окружающую среду не учтены, нормативы образования и лимиты на размещение указанных отходов не установлены.
Следовательно, АО «Малмыжский ремзавод» нарушены: ч.1, 2, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 24, ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3.8.1, 3.8.3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012г. №59 (в редакции от 03.03.2017г.) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (вместе с ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»), п.7 ГОСТ 21046-2015 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия», п.п. 9.2, 9.5.2 ГОСТ Р 57703-2017 «Ресурсосбережение обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов».
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание защитник АО «Малмыжский ремзавод» Рычков А.Н. (л.д.113), надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просит в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности отказать, а в случае привлечения к административной ответственности снизить размера штрафа ниже низшего предела.
В судебном заседании 29.11.2021г. защитника АО «Малмыжский ремзавод» Рычков А.Н. факт наличия при проведении проверки нарушений не оспаривает. Пояснил, что часть отходов и мусора являются последствиями пожара, произошедшего на предприятии 07.09.2021г. Выявленные нарушения устранены, о чем составлен соответствующий акт.
В представленном АО «Малмыжский ремзавод» отзыве указано, что при проведении плановой выездной проверки Росприроднадзор нарушил требования об уведомлении за три рабочих дня до начала проверки - уведомление получено 13.09.2021г. Все незначительные нарушения, выявленные в ходе проверки, в настоящее время устранены. В соответствии с п.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ организациям, являющимся субъектом малого предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение. Просит отказать в привлечении к административной ответственности. В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности снизить размер штрафа (л.д.115).
Составитель протокола об административном правонарушении – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды – главный специалист – эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Толстоброва Д.С. в судебное заседание не явилась.
Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора представлены возражения на отзыв АО «Малмыжский ремзвод», в которых указано, что уведомление и решение о проведении проверки получены АО «Малмыжский ремзавод» 02.09.2021г, о чем имеется соответствующая отметка о получении (вх.№885). Следовательно, довод заявителя о том, что уведомление о начале проведения проверки было получено 13.09.2021г. является несостоятельным. Каких-либо исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается. Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него и достаточных мер для предотвращения правонарушения, а также доказательств отсутствия возможности своевременного выполнения требований законодательства, в материалы дела не представлено. В связи с изложенным считает необходимым привлечь АО «Малмыжский ремзвод» к административной ответственности без снижения суммы административного штрафа.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - для юридических лиц в виде наложения штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 4).
Из материалов административного дела следует, что на основании решения заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гизатуллина И.М. от 01.09.2021г. № 168-К в период с 13.09.2021г. по 24.09.2021г. проведена плановая выездная проверка АО «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду: «Производственная территория №1» 33-0143-001321-П, категория риска – 2, категория объекта - II (л.д.10-14).
Уведомление о проведении плановой выездной проверки от 01.09.2021г. получено АО «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» 02.09.2021г. (л.д.7-9).
Из акта выездной проверки от 01.10.2021г. № 479-ПКК (л.д.19-35) следует, что АО “Малмыжский ремзавод» включен в федеральный государственный регистр объектов, оказывающих негативное воздействие нва окружающую среду; в ходе проверки выявлены нарушения в области обращения с отходами производства и потребления:
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (код 4 13 100 01 31 3) накапливаются в емкости на открытой площадке. Емкость опознавательных знаков не имеет, площадка не является водонепроницаемой;
- на полу в здании столярного цеха зафиксировано наличие отходов: опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5), стружка натуральной чистой древесины (код 3 05 230 02 22 5);
- в здании столярного цеха зафиксировано 7 ламп «Лисма» (отход «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (код 4 71 101 01 52 1) (в том числе 1 битая), располагающихся без тары, небезопасно: на столе, на подоконнике, стоя в углу;
- в здании, расположенном южнее дизельного цеха, располагается цех обкатки двигателей. Внутри цеха на полу зафиксированы навалы отхода «опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью и нефтепродуктами (9 19 205 01 39 3; 9 19 205 02 39);
- в одном из помещений цеха имеется 2 бункера, наполненных смешанными отходами: емкости из-под нефтепродуктов, пластик, картон замасленный, опил, жесть, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами. Емкости наполнены полностью, частично отходы лежат на полу рядом с контейнерами;
- неподалеку от здания гаража зафиксировано сооружение из железобетонных блоков. На сооружении и в непосредственной близости от него зафиксированы навалы отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4);
- с восточного торца здания гаража зафиксирована цистерна, на грунте под цистерной зафиксировано наличие нефтяных подтеков, маслянистых пятен. Маслянистые пятна также зафиксированы под емкостью, расположенной с юга от здания дизельного цеха;
- на участке к северо-востоку от КНС и севернее старой котельной (координаты 56.527203 с.ш. 50.717672 в.д.) зафиксированы следы земляных работ, срезанный трубопровод, песок, загрязненный маслянистой субстанцией;
- на площадке, поверхность которой не является водонепроницаемой, не имеющей ливнестоков и укрытия от атмосферных осадков, расположенной по координатам: 56.52465 с.ш. 50.720039 в.д. зафиксирована свалка различных отходов: строительные отходы мебели, картон, ветошь, жесть, пластик, резина, стекло, прогоревшие или со следами ржавчины, отработанные масляные и воздушные фильтры, бытовой мусор.
Способ накопления указанных отходов является небезопасным для окружающей среды, не соответствует установленным экологическим требованиям.
В декларации о воздействии на окружающую среду отходы:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) – в здании столярного цеха;
- опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (код 9 19 205 01 39 3; 9 19 205 02 39);
- мусор и смет производственных помещений малоопасный (код 7 33 210 01 72 4);
- грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код 9 31 100 03 39 4);
- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код 8 90 000 01 72 4);
- смет с территории предприятия (7 33 390 01 71 4; 7 33 390 02 71 5), зафиксированный в непосредственной близости от циклона в 2 бункерах;
- опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5), стружка натуральной чистой древесины (код 3 05 230 02 22 5), зафиксированные на полу в здании столярного цеха;
- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код 4 61 010 01 20 5);
- осадок при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, обезвоженный, практически неопасный (7 22 125 15 39 5),
не учтены, нормативы образования и лимиты на размещение указанных отходов не установлены. Документы, подтверждающие отнесение к конкретному классу опасности указанных отходов, паспорта на отходы не представлены.
Выявленные нарушения отражены в протоколах осмотра №1 и №2 от 13.09.2021г. с приложением фототаблицы на 19 листах (л.д.36-66).
Факт наличия указанных нарушений подтверждается также протоколами результатов испытаний пробы отходов, актами отбора пробы отходов, заключением экспертной организации – филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 29.09.2021г., декларациями о воздействии на окружающую среду (л.д.67-98).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении АО «Малмыжский ремзавод» было заблаговременно извещено 07.10.2021г. уведомлением от 01.10.2021г. № РС-07-11686 (л.д.99-101).
Протокол об административном правонарушении № 13-38/83-21 от 22.10.2021г. составлен в отсутствие законного представителя АО «Малмыжский ремзавод», уведомленного надлежащим образом. Нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, соответствуют вышеуказанному акту проверки, протоколам осмотра (л.д.102-104).
Совокупностью исследованных доказательств подтверждается совершение АО «Малмыжский ремзавод» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения АО «Малмыжский завод по ремонту дизельных двигателей» от административной ответственности, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Правовых оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, малозначительным не имеется.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд признает устранение нарушений, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания суд учитывает фактические обстоятельства административного дела, характер совершенного юридическим лицом правонарушения, степень общественной опасности деяния, принимает во внимание наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, представленные АО «Малмыжский ремзавод» доказательства, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений: акт об устранении выявленных нарушений с приложением фототаблицы, а также учитывает, что 07.09.2021г. на территории АО «Малмыжский ремзавод» произошёл пожар, что подтверждается справкой ОНДПР Малмыжского района от 14.09.2021г.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ снижения суммы штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ до 50000 руб.
Руководствуясь ст. ст.4.1., 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 4317000543), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.2 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░. (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░