№2а-71/2020, эл. №2а-71/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Черемисиново 13 июля 2020 года
Черемисиновский районный суд Курской области в составе:
судьи - Кованцевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации поселка Черемисиново Курской области, выразившегося в непринятии мер по оформлению автомобильных дорог в собственность, находящихся в границах муниципального образования и обязании принять меры по оформлению в собственность автомобильной дороги,
у с т а н о в и л:
Прокурор Черемисиновского района Курской области обратился в Черемисиновский районный суд Курской области с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации поселка Черемисиново Курской области, выразившегося в непринятии мер по оформлению автомобильных дорог в собственность, находящихся в границах муниципального образования и обязании принять меры по оформлению в собственность автомобильной дороги по ул. Алтухова, не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой Черемисиновского района в соответствии с систематическим надзором за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области, в результате которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно до настоящего времени право муниципальной собственности не зарегистрировано на автомобильную дорогу, проходящую по улице Алтухова поселка Черемисиново.
Непринятие органами местного самоуправления поселка Черемисиново мер к регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения препятствует своевременному и эффективному финансированию мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, что в свою очередь создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и безопасность.
Административный истец - прокурор Черемисиновского района Курской области заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
От административного ответчика - Администрации поселка Черемисиново Курской области так же поступило заявление, из которого следует, что он не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
От заинтересованного лица-ОГИБДД МО МВД России «Щигровский» возражений по рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступило.
Согласно ч.2 ст.291 КАС РФ, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ст. 1 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ), задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Под «обеспечением безопасности дорожного движения» понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Согласно пункта 5 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, все составляющие дорожной деятельности – проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог – являются логическим продолжением указанного полномочия.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Положениями ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
В силу п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования «поселок Черемисиново», принятого решением Собрания депутатов поселка Черемисиново Черемисиновского района от 31.05.2017 № 8, к вопросам местного значения поселка Черемисиново относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселка Черемисиново и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселка Черемисиново, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По делу установлено, что прокуратурой Черемисиновского района в мае 2020 года в рамках осуществления систематического надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения проведен анализ деятельности органа местного самоуправления - муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области.
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления - администрацией муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района Курской области нарушаются требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно не принимаются меры к оформлению права муниципальной собственности на указанные автомобильные дороги.
Однако до настоящего времени право муниципальной собственности не зарегистрировано на автомобильную дорогу, проходящую по улице Алтухова поселка Черемисиново.
Непринятие органами местного самоуправления поселка Черемисиново мер к регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения препятствует своевременному и эффективному финансированию мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, что в свою очередь создает угрозу безопасности дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и безопасность.
Таким образом, администрацией поселка Черемисиново, Черемисиновского района не приняты конкретные и своевременные меры, направленные для регистрации права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу общего пользования местного значения проходящую по улице Алтухова.
В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района, Курской области, выразившееся в непринятии мер к регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на указанные дороги, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения и нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и безопасность.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Черемисиновского района Курской области подлежат удовлетворению, поскольку неисполнение Администрацией муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права населения, а также неопределенного круга лиц в области обеспечения безопасности дорожного движения, создания надлежащего транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
Частью 9 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, при отсутствии возражений административного ответчика, суд считает срок для исполнения решений, указанный прокурором Черемисиновского района-один год со дня вступления решения в законную силу, достаточным.
Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора Черемисиновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации поселка Черемисиново Курской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «поселок Черемисиново» Курской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению автомобильных дорог, находящихся в границах муниципального образования.
Обязать Администрацию МО «поселок Черемисиново» Курской области в течение одного года принять меры по оформлению в собственность автомобильной дороги в границах МО «поселок Черемисиново» 1 дорогу по ул. Алтухова.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения в Курский областной суд через Черемисиновский районный суд Курской области.
Судья Л.Ю. Кованцева