Дело № 12-197/2022
УИД 47RS0007-01-2022-002214-58
РЕШЕНИЕ
г. Кингисепп 01 декабря 2022 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Корнеевой Ю.А. и Шевцова Н.В., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Усть-Луга Ойл» (далее – АО «Усть-Луга Ойл») Спирина А.С., на постановление № от 26.07.2022 государственного инспектора Ленинградской области в охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, решения № № от 30.08.2022 заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 26.07.2022 государственного инспектора Ленинградской области в охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, АО «Усть-Луга Ойл» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением № № от 30.08.2022 заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, по жалобе на постановление № от 26.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в удовлетворении жалобы защитника Общества Спирина А.С. отказано, постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд, защитник АО «Усть-Луга Ойл» Спирин А.С., действующий в интересах Общества на основании доверенности, просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, считает постановление и решение незаконным, необоснованным и подлежащем отмене, а производство по делу подлежащим прекращению.
В обоснование жалобы, поступившей в Кингисеппский городской суд Ленинградской области, защитник Общества выражает несогласие с выводами должностных лиц, на которых они основывались, признавая Общество виновным в совершении административного правонарушения.
Указывает, что согласно Закону №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 в редакции Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ, планы ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке судов топливом исключены из объектов Государственной экологической экспертизы (часть 2 статьи 16.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 №155-ФЗ). ри этом, при определении термина «перевалка» следует руководствоваться ст. 4 (п.9) Закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. 2017г.): перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта. Федеральным законом №177-ФЗ изменен порядок утверждения планов ЛРН при перевалке и бункеровке. План ЛРН организаций при перевалке и бункеровке утверждается организацией не при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а при наличии положительного заключения о проведении тренировочных учений. Следовательно, план ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке судов топливом во внутренних морских водах и территориальном море не подлежат ГЭЭ и утверждаются организацией на основании положительного заключения о проведении тренировочных учений, выданного Росморречфлотом.
Обществом план ЛРН (акватория) разработан, утверждён и прошел государственную экологическую экспертизу в 2016 году в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 г. № 1189, статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ, действовавшими на тот момент. На План ЛАРН получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы №229 от 18.07.2016 года со сроком действия заключения 5 лет. План ЛРН утвержден генеральным директором АО «Усть-Луга Ойл» и введен в действие приказом от 17.08.2016 года № 312. Таким образом, План ЛРН в АО «Усть-Луга Ойл» разрабатывался в строгом соответствии с теми нормативными документами, которые действовали на момент разработки Плана ЛАРН. Ни одним нормативным документом не определен срок действия Плана ЛАРН по акватории, а в 2017 году отменили необходимость проведения ГЭЭ Планов ЛАРН на перевалку. С 01.01.2021 года вступил в силу ФЗ-207 «О внесении изменений в статью 46 Федерального Закона "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым, планы ЛАРН должны быть разработаны и утверждены в соответствии с новым законодательством до 01.01.2024 г., а именно: планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе должны быть утверждены до 1 января 2024 года на основании соответственно статьи 22.2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)». На дату вынесения Постановления у нас утверждён и введён План ЛРН (акватория) в соответствии с новым законодательством. В соответствии с пунктом 2.1. статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в АО «Усть-Луга Ойл» 06.06.2022 года утверждён и введён в действие приказом генерального директора №184 «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл» (далее по тексту- План ЛРН (акватория)). Действовавший на момент проверки Росприроднадзора План ЛРН (акватория), утверждённый и введённый в действие приказом генерального директора от 17.08.2016 г. №312 утратил силу в связи с выходом в действие приказа №184. Новый План ЛРН (акватория) был утвержден в полном соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 16.1 Федерального закона №155-ФЗ после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок ввода в действие Плана ЛРН определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 г. №2366. Согласно вышеуказанным требованиям новый План ЛРН АО «Усть-Луга Ойл» был введён в действие после проведения тренировочных учений (акт о проведении тренировочных учений от 19.05.2022 года) и получения положительного заключения Федерального Агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 01.06.2022 г. №Ду-28/6714, вх.№ 2546 от 02.06.2022 г. Акт по результатам тренировочных учений подписан всеми членами комиссии, в том числе, и представителем Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора. Замечаний со стороны представителя межрегионального управления Росприроднадзора по результатам проведённых тренировочных учений не поступало. Кроме того, новый План ЛРН (акватория) АО «Усть-Луга Ойл», разработан и введён в действие с учётом требований статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ и Федерального закона №207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в соответствии с которыми новые Планы ЛРН должны быть утверждены и введены в действие с учётом требований статьи 16.1 Федерального закона №155-ФЗ в срок до 01.01.2024.
В судебное заседание податель жалобы защитник Общества Спирин А.С. не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке, заявлений или ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Законный представитель АО «Усть-Луга Ойл» ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке, заявлений или ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Защитники Общества Корнеева Ю.А. и Шевцов Н.В., действующие в интересах Общества на основании доверенности, в судебном заседании поддержали доводы жалобы, дополнений к жалобе не имели.
Должностные лица – государственный инспектор Ленинградской области в охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 и заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном порядке, заявлений или ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде
В соответствии с ч. 1 ст. 34, ст. 33 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
На основании ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Согласно статье 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно части 1 ст. 8.4 КоАП РФ, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Для определения наличия объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.4 КоАП РФ, следует установить, какая деятельность, осуществляемая юридическим лицом, не соответствовала документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из постановления № от 26.07.2022 следует, что в соответствии с решением Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.08.2021 № в период с 25.08.2021 по 06.09.2021, 04.10.2021 по 04.10.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Усть-Луга Ойл» как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
По результатам выездной проверки 04.10.2021 составлен акт №, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований в области соблюдения экологического законодательства.
На основании п.1 ч.2 ст.90 ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации в этот же день Обществу выдано предписание № об устранении выявленных нарушений обязательных требований до 04.04.2022.
Управлением выявлены следующие нарушения:
1. Сведения, представленные в составе Заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет, являются недостоверными, а именно: Как объект НВОС в качестве стационарных источников инвентаризированы и поставлены на учет следующие источники: Катер-бонопостановщик (3 ист.), Стоянка № 2 Мусоровоз, Стоянка № 3 (самоходная техника, погрузчики, трактора), Стоянка № 1 (2 ист.), Причал № 3 (маневрирование судов), причал № 2 (маневрирование судов), Причал № 1 (маневрирование судов), Работа тепловозов.
2. Недостоверные данные об источниках выбросов в атмосферный воздух и об объеме и составе выбросов загрязняющих веществ в отчете об организации и результатах производственного экологического контроля за 2020 год в декларации о плате за НВОС указаны за счет включения данных по Катер-бонопостановщик (3 ист.), Стоянка № 2 Мусоровоз, Стоянка № 3 (самоходная техника, погрузчики, трактора), Стоянка № 1(2 ист.), Причал № 3 (маневрирование судов), причал № 2 (маневрирование судов), Причал № 1 (маневрирование судов), Работа тепловозов.
3. Не произведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС в части недостоверных источников: Катер-бонопостановщик (3 ист.), Стоянка № 2 Мусоровоз, Стоянка № 3 (самоходная техника, погрузчики, трактора), Стоянка № 1 (2 ист.), Причал № 3 (маневрирование судов), причал № 2 (маневрирование судов), Причал № 1 (маневрирование судов), Работа тепловозов.
4. Сведения Декларации НВОС являются неполными и недостоверными, а именно: в Разделе «данные об источнике выбросов» перечень стационарных источников недостоверен Катер-бонопостановщик (3 ист.), Стоянка № 2 Мусоровоз, Стоянка № 3 (самоходная техника, погрузчики, трактора), Стоянка № 1 (2 ист.), Причал № 3 (маневрирование судов), причал № 2 (маневрирование судов), Причал № 1 (маневрирование судов), Работа тепловозов.
5. Допущено превышение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на Термомасленая котельная - Азота оксид в 1,4 раза Сварочный участок. Труба -Марганец в 1,24 раза Сварочный участок. Труба взвешенные вещества в 3,4 раза над нормативами в Декларации на окружающую среду.
6. В сбрасываемых в Лужскую губу Финского залива сточных водах допущено превышение концентраций загрязняющих веществ аммоний-иона в 11,2 раза, нитрит-аниона в 64 раза, сульфат-аниона в 1,65 раза над установленными нормативными значениями Декларации о воздействии на окружающую среду, Решения НЛБВУ о предоставлении водного объекта в пользование №00-01.03.00.007-М-РСБХ-Т-2029-05238/00 от 15.08.2019 г.
7. Допущены превышения по ЗВ в природной воде в месте заглубленного выпуска сточных вод над нормативами, установленными для качества воды водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз) а именно СПАВ анионоактивные в 6 раз.
8. Не содержатся в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, в результате чего допущены превышения загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах аммоний-иона в 11,2 раза, нитрит-аниона в 64 раза, сульфат-аниона в 1,65 раза над установленными нормативными значениями Декларации о воздействии на окружающую среду, Решение о предоставлении водного объекта в пользование №00-01.03.00.007-М-РСБХ-Т-2029-05238/00 от 15.08.2019 г.
9. Действующий План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл» в морском торговом порту Усть-Луга не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы.
21 апреля 2022 года решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга по делу № признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 4 предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.10.2021 №, пункты которого явились основанием привлечения Общества к административной ответственности.
26 июля 2022 года постановлением № государственный инспектор Ленинградской области в охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, признает АО «Усть-Луга Ойл» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. При этом, указывает, что в ходе проверке предприятием представлен План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл» в морском торговом порту Усть-Луга, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора по СЗФО от 22.07.2016 № 456-АР, срок действия экспертизы установлен в 5 лет, истек 22.07.2021.
Решением № от 30.08.2022 заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, постановление № от 26.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, оставлено без изменения.
26 сентября 2022 года Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу № решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга по делу № изменено. Признан недействительным пункт 9 предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.10.2021 №. В остальной части решение оставлено без изменения.
Судом установлено, что Обществом получена лицензия серия МР-4№ от 21.05.2014 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Выполняемый вид работ в составе лицензируемого вида деятельности -перегрузка опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) склад, нефтебазу. Перечень объектов, используемых для осуществления лицензируемого вида деятельности - причалы №№ 1-3 с технологическими площадками, указаны в приложениях к лицензии.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что указанный вид работ соответствует определению термина «перевалка», следовательно, Общество осуществляет деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и территориальном море согласно вышеуказанной лицензии с использованием причалов с технологическими площадками.
Частью 2 статья 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), с последующим уведомлением в прядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 27.12.2018 N 525-ФЗ, от 13.07.2020 N207-ФЗ).В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.
При этом, согласно пункту 2.1 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), утверждается эксплуатирующей организацией после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционный суд согласился с доводами апелляционной жалобы о том, что на момент проверки и вынесения оспариваемого предписания не требовалось получение заключения ГЭЭ.
Апелляционный суд учитывает также то обстоятельство, что новый План ЛРН (акватория) утвержден Обществом в полном соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 16.1 Закона №155-ФЗ после проведения тренировочных учений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Акт о проведении тренировочных учений от 19.05.2022), и получения положительного заключения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о проведении тренировочных учений, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Положительное заключение Федерального Агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 01.06.2022 №Ду-28/6714, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Порядок ввода в действие Плана ЛРН определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 №2366.
Новый План ЛРН (акватория) АО «Усть-Луга Ойл» разработан и введён в действие с учётом требований статьи 46 Закона № 7-ФЗ, Федерального закона №207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в соответствии с которыми новые Планы ЛРН должны быть утверждены и введены в действие с учётом требований статьи 16.1 Закона №155-ФЗ в срок до 01.01.2024.
В подтверждение указанного Обществом в материалы дела представлены: Акт проверки соответствия тренировочный учений перед утверждением Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл» от 19.05.2022; Положительное заключение Росморречфлота (вх. № от 02.06.2022); Приказ № от 06.06.2022 об утверждении и введении в действие «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл»; Титульный лист Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории комплекса наливных грузов АО «Усть-Луга Ойл, утвержденного 06.06.2022.
В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 астоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, судом установлено, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга по делу № от 22.04.2022 признан недействительным пункт 9 предписания № об устранении выявленных нарушений находящийся в прямой взаимосвязи с обжалуемым постановлением и решением должностных лиц, то выводы о виновности АО «Усть-Луга Ойл» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, являются неправильными, постановление и решение вышестоящего органа подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника Акционерного общества «Усть-Луга Ойл» - удовлетворить.
Постановление № от 26.07.2022 государственного инспектора Ленинградской области в охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение № № от 30.08.2022 заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии решения путем подачи жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья Н.В. Штурманова