УИД №
Дело № 2-2251/2024
27 ноября 2024 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Лукиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Смоляк Т.В.,
с участием прокурора Рудаковой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению администрации городского округа «Город Архангельск» к Малсуйгенова З.У. о принудительном изъятии жилого помещения с предоставлением жилого помещения,
установил:
администрация ГО «Город Архангельск» обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о принудительном изъятии жилого помещения с выплатой возмещения.
В обоснование иска указано, что распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №р на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений» был изъят для муниципальных нужд земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и изъяты жилые помещения дома, в том числе <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащие ответчику. Указанное распоряжение было признано утратившим силу распоряжением Администрации ГО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р. Жилой дом включен в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пп. Размер возмещения за жилое помещение определен на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ №рс «Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с целью изъятия в соответствии со ст. 32 ЖК РФ», выполненного ООО «Проф-Оценка». Размер возмещения за изымаемое жилое помещение составил 1 052 000 руб., размер убытков – 105 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика был направлен проект соглашения об изъятии <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>. Соглашение ответчиком не подписано. Ответчиком был сделан выбор, в качестве возмещения за изымаемое жилое помещение выбрано предоставление другого жилого помещения. Распоряжением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп в собственность городского округа передано жилое помещение №, расположенное на первом этаже многоквартирного <адрес> в <адрес> с целью предоставления ответчику. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлен проект соглашения об изъятии <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в <адрес> в <адрес> с доплатой разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и первоначальной балансовой стоимостью предоставляемого в собственность ответчика жилого помещения в размере 1 085 660 руб. 32 коп. Проект соглашения ответчиком не подписан по причине несогласия ответчика произвести доплату. Между тем полагают, что на основании действующего законодательства ответчик обязана осуществить доплату в виде разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и первоначальной балансовой стоимостью предоставляемого в собственность жилого помещения. В Программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025» имеется указанное условие. Просили изъять у ответчика принадлежащие ей <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, путем предоставления жилого помещения – <адрес> (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на условиях: Малсуйгенова З.У. перечисляет разницу между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и первоначальной балансовой стоимостью предоставляемого в собственность ответчика жилого помещения в размере 1 085 660 руб. 32 коп. на расчётный счет Администрации ГО «Город Архангельск».
Представитель истца в судебном заседании на иске настаивала.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила представителя.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, указал, что ответчик согласна на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>, данное жилое помещение ее устраивает, однако не согласна выплачивать разницу между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и стоимостью предоставляемого жилого помещения.
Представитель третьего лица МУ «ИРЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела учреждение извещено надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, оснований для взыскания разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и стоимостью предоставляемого жилого помещения не имеется, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно положениям п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что Малсуйгенова З.У. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №р на основании заключения межведомственной комиссии <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Также установлено, что жилой <адрес> в <адрес> включен в областную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 №153-пп.
В разделе VI указанной выше региональной адресной программы установлено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р «Об изъятии земельного участка и жилых помещений» изъят для муниципальных нужд земельный участок по адресу: <адрес> жилые помещения, в том числе <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащие ответчику.
Согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Разъясняя порядок применения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по своему выбору.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, согласно которой, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Из анализа указанных правовых норм следует, что в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав. Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечении его жилищных прав.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика был направлен проект соглашения об изъятии <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>. Соглашение ответчиком не подписано.
Ответчик реализовала право выбора способа обеспечения своих жилищных прав при изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, обратившись в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, в котором просила предоставить ей взамен изымаемого помещения другое равнозначное по общей площади жилое помещение.
Распоряжением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-рп в собственность городского округа передано жилое помещение №, расположенное на первом этаже многоквартирного <адрес> в <адрес> с целью предоставления ответчику.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлен проект соглашения об изъятии <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в <адрес> в <адрес>. Соглашение предусматривало условие об обязательстве собственника выплатить разницу между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и первоначальной балансовой стоимостью предоставляемого в собственность ответчика жилого помещения в размере 1 085 660 руб. 32 коп. путем перечисления на счет, реквизиты которого указаны в соглашении.
Проект соглашения ответчиком не подписан по причине несогласия ответчика произвести доплату.
Спора по поводу предоставляемого жилого помещения между сторонами не имеется, ответчик согласна на предоставление указанного жилого помещения без доплаты в виде разницы между размером возмещения за изымаемое жилое помещение и первоначальной балансовой стоимостью предоставляемого в собственность ответчика жилого помещения в размере 1 085 660 руб. 32 коп.
Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разделу VII указанной выше региональной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной региональной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.
Как следует из пп. «и» п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми, в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Между тем указанные разъяснения в данном случае неприменимы, поскольку они даны применительно к ситуации о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но
не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности.
Применение такого подхода разъяснялось в абзаце втором раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требования истца в части принудительного изъятия жилого помещения, и об отказе в удовлетворении требований в части возложения на ответчика обязанности выплатить разницу между стоимостью изымаемого жилого помещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом указанных положений право общей долевой собственности ответчика на жилое помещение подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации городского округа «Город Архангельск» к Малсуйгенова З.У. о принудительном изъятии жилого помещения с предоставлением жилого помещения удовлетворить частично.
Изъять путем выкупа у Малсуйгенова З.У. (паспорт №) принадлежащие ей <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, с предоставлением на праве собственности жилого помещения – <адрес> (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда будет являться основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности Малсуйгенова З.У. (паспорт № на принадлежащие ей <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение № (кадастровый №), общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также основанием для внесения записи о праве собственности городского округа «Город Архангельск» на указанное жилое помещение.
Решение суда будет являться основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности городского округа «Город Архангельск» на жилое помещение – <адрес> (кадастровый №) в <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, а также основанием для внесения записи о праве собственности Малсуйгенова З.У. (паспорт №) на указанное жилое помещение.
В удовлетворении остальной части исковых требований о перечислении Малсуйгенова З.У. разницы между изымаемым жилым помещением и предоставляемым в собственность жилым помещением отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде.
Мотивированное решение составлено 10.12.2024.
Судья А.А. Лукина