Дело № 2-3322/2024
50RS0019-01-2024-004686-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 29 ноября 2024 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Баламутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Комбинат» об обязании обеспечить эксплуатацию КПО «Алексинский карьер», разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, получить разрешение об изменении санитарно – защитной зоны, обеспечить эксплуатацию очистных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
межрайонный природоохранный прокурор Московской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Комбинат» об обязании обеспечить эксплуатацию КПО «Алексинский карьер», разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, получить разрешение об изменении санитарно – защитной зоны, обеспечить эксплуатацию очистных сооружений.
В обоснование иска указывал на то, что в 2022 году и в истекшем периоде 2024 года проводились неоднократные проверки соблюдения ООО «Комбинат» требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и принятых в целях их исполнения подзаконных нормативных правовых актов при осуществлении ООО «Комбинат» хозяйственной деятельности на КПО «Алексинский карьер».
Проведенные в ООО «Комбинат» проверки показали, что указанным юридическим лицом допускаются отклонения от требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
На ООО «Комбинат» в период с 01.01.2019 по 01.01.2025 возложена обязанность обеспечить разработку и утверждение Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (далее - ПНООЛР), утверждение которого осуществляет Министерство экологии и природопользования Московской области.
В нарушение указанных требований законодательства нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «Комбинат» в установленном законом порядке не установлены.
В процессе хозяйственной деятельности ООО «Комбинат» был разработан ПНООЛР, который в декабре 2022 года направлен в Министерство экологии и природопользования Московской области на рассмотрение. После изучения ПНООЛР в 2023 году возвращен Министерством экологии и природопользования Московской области на доработку, которая не завершена.
Таким образом, ПНООЛР Министерством экологии и природопользования Московской области для ООО «Комбинат» в виде отдельного документа не утвержден.
В течение длительного времени ООО «Комбинат» осуществляет ненормированное размещение отходов на КПО «Алексинский карьер», что является грубым нарушением действующего законодательства и оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Проверка также показала, что ООО «Комбинат» допущены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
Срок получения комплексного экологического разрешения для объектов категории, эксплуатируемых ООО «Комбинат» установлен до 01.01.2025 года.
Установлено, что на территории КПО «Алексинский карьер» расположено 82 стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства эксплуатация Комплекса осуществляется в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух либо комплексного экологического разрешения.
Кроме того, ООО «Комбинат» не согласовало с Министерством экологии и природопользования Московской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Также установлено, что размер санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» не соответствует его проектной мощности.
ООО «Комбинат» не произвел изменение санитарно-защитной зоны, несмотря на то, что с даты ввода объекта в эксплуатацию с суммарной мощностью 950 тыс. тонн в год (21.03.2022) прошло более двух лет.
При этом КПО «Алексинский карьер» оказывает значительное влияние на качественное состояние воздуха в населенных местах, находящихся в зоне его влияния.
Также ООО «Комбинат» не устранены нарушения требований законодательства о государственной экологической экспертизе.
Вопреки Проектной документации и Заключению ГЭЭ на КПО «Алексинский карьер» не обеспечена надлежащая работа очистных сооружений фильтрата.
На перечисленные нарушения неоднократно обращалось внимание предприятия в представлениях Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от 20.07.2022 г., 16.01.2023 г., 20.10.2023 г., от 05.07.2024 г., однако, несмотря на формальное согласие ответчика с требованиями прокурора, действенных мер к фактическому устранению нарушений не принято.
Нарушения приобрели затяжной характер, что свидетельствует о необходимости судебной защиты нарушенных прав и свобод неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ненормированный сброс вредных веществ в атмосферный воздух, бесконтрольное захоронение отходов способно нанести существенных вред общественным отношениям в данной сфере, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, проживающих в зоне влияния полигона, окружающей среде.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ООО «Комбинат» обеспечить эксплуатацию КПО «Алексинский карьер» на основании утверждённых в установленном законом порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух либо комплексного экологического разрешения, разработать и согласовать с Министерством экологии и природопользования Московской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решение об изменении санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» из расчета мощности объекта по приему отходов в 950 тыс. тонн отходов в год в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить эксплуатацию очистных сооружений фильтрата Reverse Osmosis Plant в соответствии с проектной документацией «Реконструкция комплекса по переработке и утилизации ТКО «Алексинский карьер 1-2-3 очередей» и положительным заключением государственной экологической экспертизы, утвержденным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.222 года № 1516- РМ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник межрайонного природоохранного прокурора Московской области Лазаренко Н.П. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ООО «Комбинат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Клинского городского суда. Мнение по иску не представил.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области по доверенности Пронькина О.Ю. в судебное заседание явилась, поддержала письменный отзыв на иск. Полагала иск подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области по доверенности Лебедь А.В. в судебное заседание явился, поддержал исковые требования прокурора в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица администрации городского округа Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Поскольку реализация задач по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства направлена на защиту интересов неопределенного круга лиц, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях исполнения законов, действующих на территории РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, выполнением санитарно-эпидемиологических требований, то есть обязательных требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (ст. 1 закона).
Согласно ст. 11 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечить безопасность здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 указанного закона).
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.
В соответствии с правилами п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна быть установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (в редакции изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61).
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в редакции изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В силу п. 4.1 Правил установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдения, представляемой в составе проекта.
Обращаясь в суд с иском, истец указывал на то, что в 2022 году и в истекшем периоде 2024 года прокуратурой проводились неоднократные проверки соблюдения ООО «Комбинат» требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и принятых в целях их исполнения подзаконных нормативных правовых актов при осуществлении ООО «Комбинат» хозяйственной деятельности на КПО «Алексинский карьер».
Комплекс по переработке и размещению отходов «Алексинский карьер» размещен на земельных участках со следующими кадастровыми номерами 50:03:0040280:178, 50:03:0040280:2099, 50:03:0040280:2074, 50:03:0040280:25, представленных ООО «Комбинат» на праве аренды.
Сведения о правах ООО «Комбинат» на указанные участки внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения об иных обременениях участков в указанном реестре отсутствуют.
ООО «Комбинат» располагает лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части осуществления работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и размещению отходов III-IV класса опасности от 21.06.2012 № Л020-00113- 50/00113623.
ООО «Комбинат» получило свидетельство о постановке КПО «Алексинский карьер» на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 06.02.2017 № BCBM19I8, в соответствии с которым присвоен код объекта HBOC 46-0177- 003827-П, установлена I категория HBOC в соответствии с Критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.
Объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Росприроднадзора от 31.07.2015 № 625 с присвоением номера в ГРОРО 50-00022-3-00625-310715.
Эксплуатация и строительство комплекса осуществляется на основании проектной документации «Реконструкция комплекса по переработке и утилизации ТКО «Алексинский карьер 1-2-3 очередей» (далее - Проектная документация).
На проектную документацию получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.2022 № 1516-РМ (далее - Заключение ГЭЭ).
Строительства КПО «Алексинский карьер» осуществлено с привлечением бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта «Экология», регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» (Московская область), государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья», утвержденной постановлениями Правительства Московской области от 25.10.2016 № 795/39 (на 2016-2026 годы) и от 04.10.2022 № 1068/35 (на 2023-2027 годы).
В соответствии с отчетом по форме 2-ТП (отходы) за 2023 год, представленном ООО «Комбинат» в органы государственного экологического надзора на КПО «Алексинский карьер» в указанном году поступило 732 047,25 тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), из которых утилизировано 349 185,05 тонн ТКО или 49,8 %.
Проведенные в ООО «Комбинат» проверки показали, что указанным юридическим лицом допускаются отклонения от требований законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Так, в соответствии с нормами части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом, в силу норм части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1.1. статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов (в том числе нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 указанного Федерального закона.
Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до получения комплексного экологического разрешения осуществляется в виде отдельного документа - Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который утверждается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, утвержденном приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437.
На территории Московской области в рамках реализации пункта 2.3.2 Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 N 1646-р, данную государственную услугу предоставляет Министерством экологии и природопользования Московской области.
Таким образом, на ООО «Комбинат» в период с 01.01.2019 года по 01.01.2025 года возложена обязанность обеспечить разработку и утверждение Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (далее - ПНООЛР), утверждение которого осуществляет Министерство экологии и природопользования Московской области.
В нарушение указанных требований законодательства нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для ООО «Комбинат» в установленном законом порядке не установлены.
В процессе хозяйственной деятельности ООО «Комбинат» был разработан ПНООЛР, который в декабре 2022 года направлен в Министерство экологии и природопользования Московской области на рассмотрение. После изучения ПНООЛР в 2023 году возвращен Министерством экологии и природопользования Московской области на доработку, которая не завершена.
Таким образом, ПНООЛР Министерством экологии и природопользования Московской области для ООО «Комбинат» в виде отдельного документа не утвержден.
В течение длительного времени ООО «Комбинат» осуществляет ненормированное размещение отходов на КПО «Алексинский карьер», что является грубым нарушением действующего законодательства и оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Проверка также показала, что ООО «Комбинат» допущены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», частью 1 статьи 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории осуществляются на основании комплексного экологического разрешения.
При этом согласно части 1.1. статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
С учетом положений части 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ срок получения комплексного экологического разрешения для объектов I категории, эксплуатируемых ООО «Комбинат» установлен до 01.01.2025 года.
Таким образом, с 01.01.2019 года по 01.01.2025 года осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации объектов I категории Комплекса допускается исключительно на основании комплексного экологического разрешения либо разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Установлено, что на территории КПО «Алексинский карьер» расположено 82 стационарных источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства эксплуатация Комплекса осуществляется в отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух либо комплексного экологического разрешения.
Кроме того, в нарушение требований части 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Комбинат» не согласовало с Министерством экологии и природопользования Московской области план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Министерством экологии и природопользования Московской области.
Порядок согласования установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», утвержденным распоряжением Министерством экологии и природопользования Московской области от 18.12.2020 № 1547-РМ.
Также установлено, что размер санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» не соответствует его проектной мощности.
В частности, санитарно-защитная зона КПО «Алексинский карьер» установлена решением Роспотребнадзора от 10.12.2019 № 249-РСЗЗ исходя из мощности объекта по приему 525 тыс. тонн отходов в год. Фактическая мощность объекта в соответствии с Проектной документацией Заключением ГЭЭ, разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию, выданными ООО «Комбинат» Министерством жилищной политики Московской области от 01.12.2020 №RU50-3-l7108-2020, от 30.12.2020 RU50- 3-17386-2020, от 25.12.2021 № RU50-03-20356-2021, от 21.03.2022 RU50-03- 21214-2022 составляет 950 тыс. тонн в год.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) - в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 72 СанПиН 2.13684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.13684-21) - санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 229 СанПиН 2.1.3684-21 объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон.
В соответствии с п. 9 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, - правообладатели объектов капитального строительства в случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
Обязанность, предусмотренная пунктом 9 Правил ООО «Комбинат» не исполнена, изменение санитарно-защитной зоны не осуществлено, несмотря на то, что с даты ввода объекта в эксплуатацию с суммарной мощностью 950 тыс. тонн в год (21.03.2022г. ) прошло более двух лет.
При этом КПО «Алексинский карьер» оказывает значительное влияние на качественное состояние воздуха в населенных местах, находящихся в зоне его влияния.
Согласно информации ГКУ МО «Мособлэкомониторинг» от 11.06.2024 № исх-03-867 на территории г.о. Клин в зоне влияния выбросов КПО «Алексинский карьер» установлены посты наблюдения по адресам: /адрес/
Дополнительно, в соответствии с поручениями Губернатора Московской области об организации установки постов автоматического контроля качества атмосферного воздуха по границам санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» ООО «Комбинат» установлено 4 поста наблюдения по следующим адресам: /адрес/
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществляются в круглосуточном режиме суммарно по пяти загрязняющим веществам: оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, сероводород, аммиак.
За период с 01.04.2024 года по 11.06.2024 года постом наблюдения «Клин-1» зафиксировано 218 превышений по сероводороду до 34,9 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-2» зафиксировано 28 превышений по сероводороду до 3,7 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-4» зафиксировано 71 превышение по сероводороду до 8,1 ПДКм.р. и 3 превышения по диоксиду азота до 2,6 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-5» зафиксировано 16 превышений по сероводороду до 3,0 ПДКм.р., постом наблюдения «г.о.Клин-1» зафиксировано 1 превышение по сероводороду 1,6 ПДКм.р., постом наблюдения «г.о.Клин-2» зафиксировано 53 превышения по сероводороду до 7,0 ПДКм.р., постом наблюдения «г.о.Клин-3» зафиксировано 26 превышений по сероводороду до 9,4 ПДКм.р. и 1 превышение по диоксиду азота 1,2 ПДКм.р., постом наблюдения «г.о.Клин-4» зафиксировано 1 превышение по диоксиду азота 2,3 ПДКм.р.
За период с 12.06.2024 года по 18.07.2024 года постом наблюдения «Клин-1» зафиксировано 162 превышения по сероводороду до 35,2 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-2» зафиксировано 8 превышений по сероводороду до 2,5 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-4» зафиксировано 57 превышений по сероводороду до 7,0 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-5» зафиксировано 3 превышения по сероводороду до 1,6 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-1» зафиксировано 6 превышений по сероводороду 7,0 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-2» зафиксировано 23 превышения по сероводороду до 7,9 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-3» зафиксировано 23 превышения по сероводороду до 8,2 ПДКм.р., постом наблюдения «Клин-4» зафиксировано 10 превышений по сероводороду до 3,5 ПДКм.р. и 1 превышение по оксиду углерода 1,1 ПДКм.р.
При этом, КПО «Алексинский карьер» является крупнейшим загрязнителем атмосферного воздуха по отношению к вышеуказанным населенным пунктам, негативное воздействие данного объекта на окружающую среду презюмируется с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Помимо изложенного, ООО «Комбинат» не устранены нарушения требований законодательства о государственной экологической экспертизе.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Установлено, что вопреки Проектной документации и Заключению ГЭЭ на КПО «Алексинский карьер» не обеспечена надлежащая работа очистных сооружений фильтрата.
Проектной документацией и Заключением ГЭЭ предусмотрено осуществление очистки образующегося на КПО «Алексинский карьер» фильтрата на собственных очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект - ручей без названия очищенных сточных вод (пермеата).
Фактически, на КПО «Алексинский карьер» ООО «Комбинат» осуществляется очистка фильтрата и накопление после очистки фильтрата концентрата фильтрата и пермеата. С этой целью смонтированы и фактически эксплуатируются очистные сооружения марки Reverse Osmosis Plant мощностью 160 кубических метров в сутки.
В текущем году в деятельности ООО «Комбинат» на КПО «Алексинский карьер» образовано 36914 кубических метров фильтрата, который частично подвергся очистке на очистных сооружениях.
При этом, сброс очищенных на указанных очистных сооружениях сточных вод в безымянный ручей ООО «Комбинат» фактически не осуществляется, что не соответствует Проектной документации и Заключению ГЭЭ.
На перечисленные нарушения неоднократно обращалось внимание предприятия в представлениях Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от 20.07.2022 г., 16.01.2023 г., 20.10.2023 г., от 05.07.2024 г., однако, несмотря на формальное согласие ответчика с требованиями прокурора, действенных мер к фактическому устранению нарушений не принято.
Указанные нарушения приобрели затяжной характер, что свидетельствует о необходимости судебной защиты нарушенных прав и свобод неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ненормированный сброс вредных веществ в атмосферный воздух, бесконтрольное захоронение отходов способно нанести существенных вред общественным отношениям в данной сфере, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, проживающих в зоне влияния полигона, окружающей среде.
В рамках настоящего искового заявления требования о получении разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения в виде отдельного документа (до получения комплексного экологического разрешения в соответствии) не заявлены ввиду незначительного времени, оставшегося до истечения установленного законодательством срока для оформления комплексного экологического разрешения.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требовании и удовлетворении их в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд обязывает ответчиков устранить вышеуказанное нарушение законодательства в течение трех месяцев и в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Указанный срок, с учетом фактических обстоятельств дела, длительности нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд считает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ООО «Комбинат» обеспечить эксплуатацию КПО «Алексинский карьер» на основании утверждённых в установленном законом порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух либо комплексного экологического разрешения, разработать и согласовать с Министерством экологии и природопользования Московской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, получить в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решение об изменении санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер» из расчета мощности объекта по приему отходов в 950 тыс. тонн отходов в год в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить эксплуатацию очистных сооружений фильтрата Reverse Osmosis Plant в соответствии с проектной документацией «Реконструкция комплекса по переработке и утилизации ТКО «Алексинский карьер 1-2-3 очередей» и положительным заключением государственной экологической экспертизы, утвержденным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.222 года № 1516- РМ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд Московской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2024 года.
Судья Т.М. Воронова