56RS0018-01-2023-006885-94
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8896/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
2 мая 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.,
судей Тарасовой С.М., Плахотник М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 декабря 2023 г. по гражданскому делу № 2-6852/2023 по иску Раисова В.Ж. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» о взыскании материального стимулирования, премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Раисов В.Ж. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» о взыскании материального стимулирования, премии, компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он работал в должности военного комиссара Ясненского городского округа, Светлинского и Домбаровского районов Оренбургской области. Приказом № от 21 декабря 2022 г. на него незаконно наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащий контроль приемки выполненных работ. Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга 7 апреля 2023 г. приказ о наложении дисциплинарного взыскания был признан незаконным и отменен. В связи с применением в отношении него дисциплинарного взыскания ему не выплачены дополнительное материальное стимулирование за январь 2023 года в размере <данные изъяты>., а также в полном размере премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за январь 2023 год в размере <данные изъяты> % от должностного оклада (премия выплачена в размере 10 %).
На основании вышеизложенного, истец просил (с учетом уточнений требований) взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» невыплаченное дополнительное материальное стимулирование за январь 2023 года в размере 14 400 руб.; премию за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за январь 2023 года в размере 15 % от должностного оклада – 2 332,09 руб.; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2023г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 декабря 2023 г. исковые требований Раисова В.Ж. к ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» об отмене дисциплинарного взыскания, взыскании материального стимулирования, компенсации морального вреда удовлетворены частично. Постановлено взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в пользу Раисова В.Ж. дополнительное материальное стимулирование в размере 14 400 руб.; премию за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за январь 2023 года в размере 2332,09 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Заявитель указывает на то, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №, не является гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляется по результатам службы (работы) за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. Действиями работодателя права Раисова В.Ж., предусмотренные Приказом №, не нарушены. Размер дополнительного материального стимулирования определен судом неверно. Просит принять по делу новое судебное постановление, которым в заявленных требованиях Раисову В.Ж. отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Раисов В.Ж. состоял в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Оренбургской области на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, занимал должность <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что должностной оклад военного комиссара Раисова В.Ж. составляет <данные изъяты>
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору № от 9 ноября 2022 г. работнику с 1 октября 2022 г. устанавливается премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц – 25% должностного оклада ежемесячно.
Согласно списку должностных лиц управления военного комиссариата Оренбургской области и военных комиссаров муниципальных образований для дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом МО РФ 2010 № за январь 2023 года в примечании указано Раисов В.Ж. - <данные изъяты>
Приказом № от 21 декабря 2022 г. «О результатах служебного разбирательства» Раисов В.Ж. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде <данные изъяты>.
Приказом военного комиссара Оренбургской области от 10 февраля 2023 г. № гражданскому персоналу военного комиссариата Оренбургской области выплачена премия по итогам работы за январь 2023 г., за исключением лиц, имеющих дисциплинарные взыскания и допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для ВС РФ. Согласно приложению № к указанному приказу Раисов В.Ж. не представлен к дополнительному материальному стимулированию за январь 2023 года, так как имел дисциплинарное взыскание <данные изъяты> на основании приказа приказ ВКОО от 21 декабря 2022 г. № за ненадлежащий контроль приемки выполнения работ по госконтракту.
На основании рапорта заместителя военного комиссара Оренбургской области на ежемесячную премию за январь 2023 г. Раисову В.Ж. определена премия в размере 10% должностного оклада в сумме <данные изъяты>. Премия за январь 2023г. в размере <данные изъяты>. с учетом уральского коэффициента выплачена истцу в феврале 2023 года, что подтверждается расчетным листком на имя Раисова В.Ж.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 г., вступившим в законную силу, приказ военного комиссара Оренбургской области от 21 декабря 2022 г. № об объявлении <данные изъяты> <данные изъяты> признан незаконным.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 21, 129, 132, 135, 191, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1099 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 6, 7, 8, 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направленных на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда третьих лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации», и исходили из того, что Раисов В.Ж. не имеет дисциплинарных взысканий, и не отнесен к лицам которые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № не представляются к дополнительному материальному стимулированию; размер дополнительного материального стимулирования истца за январь 2023 года составляет <данные изъяты>., иного расчета суду не предоставлено; а также из того, что премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц в размере 25% должностного оклада ежемесячно установлена истцу дополнительным соглашением к трудовому договору и Положением о премировании и дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала военного комиссариата Оренбургской области, утвержденным коллективным договором, заключенным между работодателем - военным комиссариатом Оренбургской области и работниками - гражданским персоналом 20 сентября 2021 г.; доказательств наличия каких-либо объективных причин, позволяющих работодателю снизить Раисову В.Ж. размер ежемесячной премии до 10% от должностного оклада, суду представлено не было.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенным правовым регулированием, судебные инстанции пришли к выводу о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» в пользу истца не выплаченного дополнительного материального стимулирования за январь 2023 года в сумме <данные изъяты> и взыскания недоплаченной премии за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за январь 2023 года в размере 15 % от должностного оклада - <данные изъяты>
Поскольку судом установлен факт нарушения работодателем трудовых прав работника, судебные инстанции в соответствии с положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации пришли к верному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Раисова В.Ж. компенсации морального вреда, определив размер компенсации с учетом характера нарушений, требований разумности и справедливости в сумме 5 000 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ответчика, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а также обстоятельствам данного гражданского дела.
Выводы судов подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов, не опровергают выводы судов по обстоятельствам дела.
Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установив, что Раисов В.Ж. не имеет дисциплинарных взысканий, и не отнесен к лицам, не подлежащим материальному стимулированию, пришли к обоснованным выводам о незаконности действий ответчика, отсутствии оснований для лишения Раисова В.Ж. дополнительного материального стимулирования и премии в полном объеме за январь 2023 года.
Доводы о том, что расчетная сумма по Приказу № от 26 июля 2010 г. на одного работника в месяц установлена в размере <данные изъяты> при этом Раисов В.Ж. в своих расчетах о взыскании дополнительного материального стимулирования необоснованно применил коэффициент «4» (4х 3 600 = 14 400); о том, что работник не имеет права самостоятельно определять сумму своего дополнительного материального стимулирования; а также о том, что судом в произвольном порядке применен указанный коэффициент для определения суммы дополнительного материального стимулирования работнику, судебная коллегия находит несостоятельными.
Судами двух инстанций установлено, и следует из материалов дела, что суду представлен список должностных лиц, управления военного комиссариата Оренбургской области и военных комиссаров муниципальных образований для дополнительного материального стимулирования в соответствии с приказом МО РФ 26 июля 2010 г. № за январь 2023 года в примечании указано Раисов В.Ж. - <данные изъяты> иного расчета дополнительного материального стимулирования ответчиком суду не предоставлено.
Удовлетворяя исковые требования Раисова В.Ж., взыскивая с ответчика в пользу истца суммы премии в размере <данные изъяты>. и дополнительного материального стимулирования в размере <данные изъяты>., судами обоснованно учтено, что аналогичный размер премии был определен сотрудникам гражданского персонала, которые занимали такую же должность, что и истец, размер выплат определен судом, исходя из расчетной суммы по сведениям ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» от 25 сентября 2023 года.
Довод заявителя жалобы о том, что действиями работодателя права Раисова В.Ж., предусмотренные Приказом № не нарушены, соответственно права на возмещение морального вреда он тоже не имеет, направлены на иную оценку обстоятельств и доказательств, установленных и исследованных судебными инстанциями в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и потому не может служить поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылка на иное судебное решение не подтверждает обоснованность указанных в жалобе доводов, поскольку оно принято при иных фактических обстоятельствах.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, в целом сводятся к общему несогласию с выводами судебных инстанций и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных по делу доказательств. При этом переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Судами при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебные постановления содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 октября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи С.М. Тарасова
М.В. Плахотник