Дело № 2–2185/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года г. Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Масликовой И.Б., при секретаре Сухининой И.В., с участием прокурора Новоселовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саукова Е.Ф. к ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд в интересах Саукова Е.Ф. с иском к ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ АРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействия по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета, с возложением на ответчика обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований указала, что в соответствии со ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение санаторно-курортного лечения, осуществляемое в соответствие с законодательством об обязательном социальном страховании, которое в ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Бездействие ответчика нарушает право истца на санаторно-курортное лечение, которое до настоящего времени не реализовано.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 23.03.2015 года исковые требования прокурора Индустриального района г.Барнаула удовлетворены : признано незаконным бездействие ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность предоставить указанную путевку. Также указанным решением с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере *** рублей.
Решение в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу. Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в части исполнения ответчиком возложенной на него обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета за ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Индустриальный районный суд города Барнаула поступило заявление ГУ АРО ФСС о пересмотре вышеуказанного решения суда по новым обстоятельствам.
Определением от 22.03.2016 заявление ответчика удовлетворено. Решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 23.03.2015 года по делу по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах Саукова Е.Ф. к ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению меры государственной социальной помощи за ДД.ММ.ГГГГ, отменено по новым обстоятельствам.
Определением Индустриального районного суда г.Барнаула от 29.04.2016 производство по настоящему делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула, действующего в интересах Саукова Е.Ф., прекращено в связи с отказом от иска, поэтому настоящее решение принимается по требованиям материального истца, от которого заявление об отказе от исковых требований не поступало.
Материальный истец Сауков Е.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика ГУ – Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В ранее представленном отзыве, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, указывает на отсутствие вины Фонда в непредоставлении истцу путевки в ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием достаточного финансирования указанной статьи расходов и выделением мер социальной поддержки. Кроме того указывает, что Фондом истцу не отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, он будет обеспечен путевкой в порядке очередности. Предоставление истцу путевки вне очереди нарушит ст. 17 Конституции Российской Федерации, а так же права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее и подтвердившим нуждаемость в санаторно-курортном лечении и отсутствие противопоказаний для таковых.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст.6.1 указанного закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды. В соответствии со ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.5 ст.6.3 ФЗ РФ №178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан - утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 (далее – Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.3 Порядка (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 07.02.2011 N 85н) организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. №256 (п. 3.6 Порядка).
Согласно п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
При рассмотрения дела судом установлено, что является *** бессрочно, что подтверждается справкой серии *** *** (***).
ДД.ММ.ГГГГ Сауков Е.Ф. обратился в филиал №3 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ (***), предоставив справку формы №070/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ *** для получения путевки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом соблюден порядок обращения за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиком не оспаривалось. В связи с чем, у истца возникло право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в указанный период.
В соответствии с п.3.8 Порядка, территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение; выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п.3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г № 271н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте по месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме №070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п.13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст.6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных им бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (пп.4,11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона «О государственной социальной помощи»). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004г. №143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона «О государственной социальной помощи», в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане буду т иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. № 1294).
Приказом Минтруда России от 11.09.2013 №459 «О нормативах финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» в 2014 году установлен норматив финансовых затрат на одного гражданина, по предоставлению путёвки на санаторно-курортное лечение – 107,75 руб. и на оплату стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 14,75 руб.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.12.2013 года № 750н стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 976,3 рублей; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1527,2 рублей.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п.3 названного приказа).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 №686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, в случае если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении путевки истец подтвердил свою нуждаемость в санаторно-курортном лечении соответствующими справками, копии которых представлены в материалах дела. По состоянию на момент обращения с заявлением о предоставлении путевки, у истца имелись медицинские показания для прохождения санаторно-курортного лечения. В настоящее время медицинские показания у истца сохранились, противопоказания, исключающие направление на санаторно-курортное лечение, у истца отсутствуют.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что региональное отделение Фонда не отказывало истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. На основании заявления Саукова Е.Ф., последний поставлен на очередь на получение санаторно-курортной путевки и будет обеспечен путевкой за соответствующий год в порядке очередности.
Поскольку истец, обратившись в установленном порядке к ответчику по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, имея в наличии требуемые для подтверждения такого права справки формы № 070/у-04, в полной мере реализовал свое право на обращение в Фонд социального страхования, следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу., исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, и определяющих источники и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение, суд приходит к выводу об отсутствии в настоящее время нарушения прав истца на получение государственной социальной помощи, гарантированной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», поскольку установлено, что ответчиком решения об отказе истцу в предоставлении мер социальной защиты не принималось, а отсутствие до настоящего времени предоставления путевки на санаторно-курортное лечение связано с недостаточным финансированием и большим количеством нуждающихся, что само по себе не свидетельствует об отказе в предоставлении путевки истцу в предусмотренный законом срок.
На основании изложенного исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 443-444 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Саукова Е.Ф. к ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья |
И.Б. Масликова |
Копия верна, судья: ______________________ И.Б. Масликова
Копия верна, секретарь с/з И.В. Сухинина
По состоянию на 29.04.2016
решение в законную силу не вступило И.В. Сухинина
Оригинал решения находится в материалах гражданского дела № 2-2185/2016 Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края.