производство № 2-3564/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Межгорье
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Гибадуллине Р.Р.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора ЗАТО г.Межгорье Довбни Э.И.,
представителя ответчика: администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан – Головатого А.С., по доверенности,
представителя третьего лица: ОГИБДД ОМВД России ЗАТО г. Межгорье РБ - Дронова А.Е., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и просит обязать администрацию ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан привести объекты дорожной сети на территории ЗАТО г. Межгорье: в нормативное состояние в 10 месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу: 1.1 По ...: на участке дороги 0,399 км. (слева), 0,406 км. (справа) оборудовать автобусные остановки посадочными площадками в соответствие с требованиями п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». На проезжей части дороги с 1,415 км. по 1,460 км. устранить дефекты в виде расколов, трещин. В границе пересечения проезжих частей ... – ... на проезжей части устранить дефект покрытия в виде сдвига (волны). 1.2 По ...: на участке дороги с 0,525 км. по 0,544 км. оборудовать тротуар справа в направлении автобусной остановки. Установить искусственные неровности на участках 0,510 км. – 0,514 км, 0,566 км. – 0,570 км, а также дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность» в количестве 4-х штук, предусмотренные проектом организации дорожного движения. 1.3 По ...: на участке дороги 0,021 км. установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 8.13 «Направление главной дороги», при выезде с прилегающей территории на 0,245 км, 0,270 км. ... установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу», на 0,548 км. установить дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги». На тротуаре слева (с 0,372 км. по 0,406 км) устранить разрушения. На проезжей части дороги (с 0,372 по 0,520 км) устранить разрушения в виде растрескивания, выбоин и иные повреждений. 1.4 По ...: на участке дороги (0,677 км. – 0,816 км) привести тротуар в нормативное состояние, устранить разрушения проезжей части. 1.5 По ...: на участке дороги (справа 0,103 км. – 0,107 км) оборудовать пешеходная дорожка от тротуара до пешеходного перехода, привести обочину в нормативное состояние. Оборудовать проезжую часть предусмотренными проектом организации дорожного движения искусственными неровностями на участках дороги 0,521 км. - 0,525 км., 0,555 км. - 0,559 км. В границах пересечения проезжих частей с ... устранить дорожный дефекта в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещины. 1.6 По ...: в границах пересечения проезжих частей с ... устранить образование дорожного дефекта в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещины. 1.7 Автомобильная дорога от ... до автодрома: на участках дороги с 0,000 км. до 0,105 км, с 0,120 км. до 0,277 км, с 0,296 км. до 0,350 км. оборудовать тротуар слева, предусмотренный проектом организации дорожного движения. На покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на участке 0,775 км. устранить дефект покрытия в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещин. На покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на 1,225 км, 1,329 км., устранить дефекты покрытия в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещин. 1.8 На пешеходных переходах, расположенных на территории городского округа, включая пешеходные переходы, расположенные возле образовательных учреждений – по ... (переход к МАОУ СОШ №...), на проезде от ... до ... (переход к МАДОУ «Детский сад №...), переход на 0,663 км. по ... (по пути следования к МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №...»), устранить износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра». 1.9 На остановочных пунктах, размещенных на ... (возле здания ОФСБ), на ... (по левую сторону дороги, восточнее проезда к дому №...), на ... (возле ..., оборудовать возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой.
В обоснование требований прокурор указал, что в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан прокуратурой ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ... проведена проверка законодательства в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. Лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов. Автомобильные дороги городского округа ЗАТО г. Межгорье относятся к дорогам местного значения. Таким образом, обязанность по организации содержания и обслуживания дорог местного значения на территории городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан возлагается на органы местного самоуправления, в частности администрацию городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности. По результатам проверки, проведённой прокуратурой ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан с привлечением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД Отдела МВД России по городскому округу ЗАТО г. Межгорье проведен осмотр городских автомобильных дорог и дороги общего пользования, расположенных в пределах городского округа ЗАТО г. Межгорье, на предмет обеспечения безопасности участников дорожного движения, установлено, что в нарушение вышеприведенных требований законодательства, администрацией не принимается должных мер к поддержанию дорог общего пользования в безопасном состоянии. По фактам выявленных нарушений ... прокуратурой ЗАТО в адрес врио главы администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства за номером 7-02-2023/Прдп№.... Указанное представление рассмотрено, однако меры по устранению нарушений в полном объеме ответчиком не приняты, что подтверждается ответом за №...-ЭД от .... Так, установлено, что до настоящего времени административным ответчиком не устранены следующие нарушения: 1) ...: На участке дороги (0,011 км. – 0,015 км) обустроен пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками 5.19.1 «Пешеходный переход», на дорожном столбе, расположенном на 0,011 км, установлен дорожный знак в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлен дорожный знак 5.19.1. На участке дороги 0,399 км. (слева), 0,406 км. (справа) обустроены автобусные остановки, при этом, в нарушение требований пункта 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», отсутствуют посадочные площадки. На проезжей части дороги с 1,415 км. по 1,460 км. выявлены множественные дефекты в виде расколов, трещин. В границе пересечения проезжих частей ... – ... на проезжей части выявлен дефект покрытия в виде сдвига (волны) глубиной 8 см, что представляет собой нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. 2) ...: На участке дороги с 0,525 км. по 0,544 км. отсутствует тротуар справа в направлении автобусной остановки. Отсутствуют искусственные неровности на участках 0,510 км. – 0,514 км, 0,566 км. – 0,570 км, а также дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность» в количестве 4-х штук, предусмотренные проектом организации дорожного движения. 6) ...: На участке дороги 0,021 км. в нарушение требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 8.13 «Направление главной дороги». В нарушение требований пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 при выезде с прилегающей территории на 0,245 км, 0,270 км. ... отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу», на 0,548 км. отсутствует дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги». На тротуаре слева (с 0,372 км. по 0,406 км) имеются разрушения площадью более 0,2 м2. На проезжей части дороги (с 0,372 по 0,520 км) множественные разрушения проезжей части - растрескивание, выбоины и иные повреждения, что представляет собой нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. 7) ...: На участке дороги (0,677 км. – 0,816 км) тротуар находится на одном уровне с проезжей частью и не отделен от проезжей части дороги бордюром. На проезжей части дороги множественные дефекты, разрушения покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. 8) проезд от ... до ... пересечении проезжих частей проезд от ... до ... с ... имеется ограничение видимости справа при движении от ... в сторону ... в условиях «транспорт-транспорт». 9) ...: на въезде к зданию №... по ... (участок дороги 0,452 км) по правой стороне отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу». На автобусной остановке (0,023 км) напротив ... по ходу движения транспортных средств дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», в нарушение п. ... ГОСТ Р 52289-2019 не является двухсторонним. 10) ...: На участке дороги (справа 0,103 км. – 0,107 км) отсутствует пешеходная дорожка от тротуара до пешеходного перехода, имеется возвышение обочины в нарушение требований пункта 5.3.2. ГОСТ Р 50597-2017, от пешеходного перехода занижение обочины более 4 см протяженностью 16,60 м. Отсутствуют предусмотренные проектом организации дорожного движения искусственные неровности перед обустроенным пешеходным переходом обозначенного дорожными знаками 5.19.1(2) на участках дороги 0,521 км. - 0,525 км., 0,555 км. - 0,559 км. В границах пересечения проезжих частей с ... выявлено образование дорожного дефекта в виде сдвига (волны) глубина просвета под измерительной рейкой РДУ КОНДОР более 5 см., иные повреждения, трещины, что представляет собой нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. 11) ...: На участке дороги 0,001 км. – 0,005 км. обустроен пешеходный переход, на дорожном столбе 0,001 км. дорожные знаки 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» развернуты в нарушение пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. На участке дороги на 0,380 км. отсутствует дорожный знак 5.5 «Дорога с односторонним движением», на 0,170 км. 5.6 «Конец дороги с односторонним движением». На пересечении улиц Кооперативной и Дачной в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствуют дорожные знаки приоритета. 12) ...: В границах пересечения проезжих частей с ... выявлено образование дорожного дефекта в виде сдвига (волны), глубина просвета под измерительной рейкой РДУ КОНДОР более 5 см. имеются повреждения, трещины, что представляет собой нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. 13) автомобильная дорога от ... до автодрома: На участках дороги с 0,000 км. до 0,105 км, с 0,120 км. до 0,277 км, с 0,296 км. до 0,350 км. отсутствует тротуар слева, предусмотренный проектом организации дорожного движения. На покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на участке 0,775 км. выявлено наличие дефекта покрытия в виде сдвига (волны) более 5,0 см, иные повреждения, трещины, что представляет собой нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. На покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на 1,225 км, 1,329 км., выявлено наличие дефектов покрытия в виде сдвига (волны) более 5,0 см, иных повреждений, трещин, что представляет собой нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что на подавляющей части из 55 пешеходных переходов, расположенных на территории городского округа, включая пешеходные переходы, расположенные возле образовательных учреждений – по ... (переход к МАОУ СОШ №...), на проезде от ... до ... (переход к МАДОУ «Детский сад №...), переход на 0,663 км. по ... (по пути следования к МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №...»), в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 имеется износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра». Выявленные недостатки организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения создают угрозу повышения аварийности на дорогах города, увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, повышение числа детского дорожно-транспортного травматизма. Пунктами 5.3.3.1, 5.3.3.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», при этом посадочные площадки должны размещаться в пределах тротуара или полосы, отделяющей проезжую часть от тротуара, возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,2 м. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на остановочных пунктах, размещенных на ... (возле здания ОФСБ), на ... (по левую сторону дороги, восточнее проезда к дому №...), на ... (возле ..., отсутствует возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой. Таким образом, со стороны администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан не принято надлежащих мер по организации дорожного движения на территории городского округа ЗАТО г. Межгорье, в том числе мер, направленных на обеспечение безопасности всем участникам дорожного движения, чем нарушены требования ст.ст.5, 17 Федерального закона от ... № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. ст. 2, 6, 12, 21 Федерального закона Российской Федерации от ... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также требования п. 13.7 «ТР №.... Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», национальных стандартов Российской Федерации: ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Неисполнение установленным законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, создает опасность возникновения несчастных случаев, иных неблагоприятных последствий.
В судебном заседании представитель истца: старший помощник прокурора ЗАТО г.Межгорье – Довбня Э.И. полностью требования прокурора поддержал и пояснил аналогично вышеизложенному в иске. Просил требования прокурора ЗАТО г.Межгорье удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика: Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье РБ – Головатый А.С., действующий на основании доверенности от ... в суде с требованиями прокурора не согласен, просил в требованиях полностью отказать, по доводам, изложенным в письменном возражении. Также добавил, что в бюджете на 2023 г. не имеется средств, на исполнение требований прокурора в полном объеме, в 2024 г. продолжится работа по устранению дорожных нарушений, бюджет утвержден Советом ЗАТО, согласованна сумма на ремонт дорог. Проблему дорог Администрация знает. Считает, что прокурор вмешивается в деятельность органов местного самоуправления ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Также считает, что Акт от ... выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, подписанный государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД отдела ОМВД по ЗАТО Межгорье по результатам визуального осмотра не является актом оценки технического состояния дорог в силу Порядка №.... а является актом контрольного органа в пределах своей компетенции, который не может быть положен в основу судебного решения как допустимое доказательство о техническом состоянии дорог для определения объема работ по их ремонту. Кроме того, представители Администрации не участвовали при проверке ни ..., ни при контрольной проверке. Используемые приборы при измерении при проверке дорог не идентифицированы в Акте. Не понятно, в рамках каких полномочий участвовал при проверке государственный инспектор.
В судебном заседании представитель третьего лица: ОМВД России по ЗАТО г.Межгорье – Дронов А.Е., действующий на основании доверенности от ... требования прокурора ЗАТО г.Межгорье полностью поддержал и пояснил, что в августе 2023 г. он участвовал при осмотре дорог в г.Межгорье, в ходе которой были выявлены нарушения, все недостатки отражены в документах. Дороги не соответствуют нормативным требованиям. Ранее также выявлялись нарушения, и с каждым днем состояние дорог ухудшается, увеличиваются нарушения, выбоины и растрескивание дорог становиться больше, которые влияют на безопасность движения, порчу имущества, не безопасны для пешеходов.
В судебное заседание представитель третьего лица: Комитета по управлению муниципальной собственностью ЗАТО г.Межгорье, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился. В своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Определением от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Совет ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В судебное заседание представители третьих лиц: Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, причина неявки представителей Правительства Республики Башкортостан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан не известна. От представителя Совета ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан по ступило в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. ч. 3 и 5 ст. 167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей вышеуказанных третьих лиц.
Изучив доводы иска, возражения ответчика на иск, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора ЗАТО г.Межгорье подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Судом было установлено и из материалов дела следует, что ... старшим помощником прокурора ЗАТО г.Межгорье Довбней Э.И., с привлечением государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г.Межгорье Дроновым А.Е. был проведен осмотр объектов дорожной сети, расположенных в пределах городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, на предмет обеспечения безопасности участников дорожного движения, по результатам которого ... был составлен акт осмотра, в котором отражены выявленные нарушения в области безопасности дорожного движения, указанные в исковом заявлении. Осмотр производился с применением рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР, зав. №...; (Свидетельство о поверке № С-АБ/31 -08-2022/182931892, действительно до ...); курвиметра дорожного КП - 230 РДТ, зав. №... (Свидетельство о поверке № С-АБ/31-08-2022/182931893, действительно до ...); линейки измерительной металлической, зав. № И12712 (Свидетельство о поверке № С-АБ/09-06-2023/253208038, действительно до ...); видеокамеры Canon.
Вышеуказанные факты допущенных нарушений со стороны ответчика, также подтверждаются и фотоматериалами, находящимися на DVD-R диске.
По фактам выявленных нарушений прокурором ЗАТО г.Межгорье в адрес Врио главы Администрации ГО ЗАТО Межгорье РБ фио было внесено представление №.../Прдп№... от ... об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, которое ответчиком было рассмотрено и дан ответ за №...-ВД от ..., из которого следует, что Администрация не оспаривает факты выявленных нарушений, признали их обоснованными и подлежащими исполнению, указали, что нарушения устраняются, выполняются работы.
В п. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Финансирование дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета - это собственное расходное обязательство муниципального образования. При этом указанный выше Закон вводит нормативный принцип финансирования дорожной деятельности: расходы местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения определяются исходя из необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов, при этом такие расходы рассчитываются на основе нормативов финансовых затрат на данные цели.
Автомобильные дороги городского округа ЗАТО г. Межгорье относятся
к дорогам местного значения. Таким образом, обязанность по организации содержания и обслуживания дорог местного значения на территории городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан возлагается на органы местного самоуправления, т.е. на администрацию городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 0811.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 3 указанной статьи искусственные дорожные
сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
К элементам обустройства относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, дорожная разметка, места отдыха, остановочные пункты, объекты предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие сооружения предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Согласно пунктам 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений», на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).
Однако в ходе осмотра обнаружены многочисленные нарушения в указанной части:
- на проезжей части дороги с 1,415 км. по 1,460 км. выявлены множественные дефекты в виде расколов, трещин. В границе пересечения проезжих частей ... – ... на проезжей части выявлен дефект покрытия в виде сдвига (волны) глубиной 8 см, что явно не соответствует установленным нормативам;
- на ...: на тротуаре слева (с 0,372 км. по 0,406 км) имеются разрушения площадью более 0,2 м2. На проезжей части дороги (с 0,372 по 0,520 км) множественные разрушения проезжей части - растрескивание, выбоины и иные повреждения;
- на ...: На проезжей части дороги множественные дефекты, разрушения покрытия;
- на ...: В границах пересечения проезжих частей с ... выявлено образование дорожного дефекта в виде сдвига (волны), глубина просвета под измерительной рейкой РДУ КОНДОР более 5 см. имеются повреждения, трещины;
- автомобильная дорога от ... до автодрома: На участках дороги с 0,000 км. до 0,105 км, с 0,120 км. до 0,277 км, с 0,296 км. до 0,350 км. отсутствует тротуар слева, предусмотренный проектом организации дорожного движения. На покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на участке 0,775 км. выявлено наличие дефекта покрытия в виде сдвига (волны) более 5,0 см, иные повреждения, трещины, на покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на 1,225 км, 1,329 км., выявлено наличие дефектов покрытия в виде сдвига (волны) более 5,0 см, иных повреждений, трещин
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТа Р 50597-2017 не допускается на обочине наличие дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 5.4, а также возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра, срок устранения которого одни сутки.
Администрация городского округа ЗАТО Межгорье не выполняет требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги, когда пользование таким участком дороги угрожает безопасности дорожного движения, а именно: ...: На участке дороги (справа 0,103 км. – 0,107 км) отсутствует пешеходная дорожка от тротуара до пешеходного перехода, имеется возвышение обочины от проезжей части дороги на 5 см.
Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (далее - Стандарт обустройства автомобильных дорог) остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: - остановочная площадка; - посадочная площадка; - заездной«карман»; - боковая разделительная полоса; - тротуары и пешеходные дорожки; - автопавильон; - пешеходный переход; - скамья; - урна для мусора; - технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); - освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) (далее - Стандарт обустройства автомобильных дорог) ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не менее 1,5 м. Посадочную площадку размещают в пределах тротуара или полосы, отделяющей проезжую часть от тротуара. Возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено обязательное наличие тротуаров на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В соответствии с пунктом 6.2.1 "ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что по ...: на участке дороги 0,021 км. отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 8.13 «Направление главной дороги», при выезде с прилегающей территории на 0,245 км, 0,270 км. отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу», на 0,548 км. отсутствует дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги».
На основании п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019. "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019), знак 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.
Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. Знак должен быть двусторонним. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.
Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. При наличии на остановочном пункте павильона или нескольких павильонов допускается устанавливать знак 5.16 на ближайшем по ходу движения павильоне с ближайшего к началу посадочной площадки края или на самостоятельной опоре.
Вместе с тем, проверкой установлено, что на автобусной остановке (0,023 км) напротив ... по ходу движения транспортных средств дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», в нарушение п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 не является двухсторонним.
Поскольку указанные стандарты в области содержания дорог общего пользования обязательны для исполнения, бремя доказывания отсутствия технической возможности выполнения требований закона возложено на сторону ответчика.
К доводам Администрации о том, что прокурор предъявленным иском вмешивается в деятельность органов местного самоуправления, суд относится критически и не может согласиться с ними.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при установлении фактов нарушения закона прокурор в пределах возложенных на него полномочий вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Требования, предъявляемые к содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, определены законом, их выполнение не относится к административно-хозяйственной деятельности Администрации и не определяется усмотрением муниципалитета. Поэтому понуждение ответчиков устранить допущенные нарушения закона не может быть расценено в качестве вмешательства в административно-хозяйственную деятельность.
Доводы представителя ответчика о том, что выделение бюджетного финансирования на проведение мероприятий по содержанию и ремонту дорог проводится согласно утвержденному плану и лимитам средств в рамках программы, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Доводы представителя ответчика о том, что у Администрации нет финансов, чтобы исполнить требования прокурора в полном объеме, суд находит неубедительными, поскольку выявленные прокурором нарушения в части безопасности автомобильных дорог общего пользования в г.Межгорье, подлежат исполнению в силу вышеприведенных норм права, в кратчайшие сроки, и неустранение выявленных нарушений может привести к серьезным последствиям. Более того, суд считает, что выявленные нарушения возможно устранить в установленные судом сроки, с учетом предусмотренного размера муниципального дорожного фонда в бюджете ЗАТО Межгорье и представленных субсидий из Республики Башкортостан на 224 г..
Доводы представителя ответчика о том, что прокурорская проверка проведена была в отсутствие представителя Администрации, с привлечением только дорожного инспектора, что акт проверки от ... нельзя принять как доказательство по делу о нарушении закона, суд находит несостоятельными, ибо действующим законодательством не предусмотрено. Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от ... N 196-ФЗ).
Проверка прокуратуры была проведена в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан, с привлечением государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО г.Межгорье – Дронова А.Е., который при проверке использовал рейку дорожную универсальную РДУ-КОНДОР, курвиметр дорожный, линейку измерительную металлическую, видеокамеру, чем и были зафиксированы многочисленные нарушения законодательства безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеуказанные нормы материального права, установленные судом фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком, как органом местного самоуправления спорные участки автомобильных дорог, находящиеся на территории г.Межгорье не содержаться в надлежащем виде, в состоянии, отвечающим требованиям безопасности и вышеуказанным нормам, и, более того, указанное не было оспорено и в судебном заседании представителями ответчика, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора ЗАТО г.Межгорье подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
С учетом материалов дела и представленных сторонами доказательств, учитывая, что ответчиком необходимо провести мероприятия по содержанию и ремонту дорог, суд считает, что Администрации возможно установить срок по устранению выявленных нарушений – до ..., считая данный срок разумным, а в части обязания администрацию ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан на пешеходных переходах, расположенных на территории городского округа, включая пешеходные переходы, расположенные возле образовательных учреждений - по ... (переход к МАОУ СОШ №...), на проезде от ... до ... (переход к МАДОУ «Детский сад №...), переход на 0,663 км. по ... (по пути следования к МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №...»), устранить износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра, установить срок до ..., учитывая погодные условия зимнего периода.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения – удовлетворить.
Обязать администрацию ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в срок до 31 декабря 2024 года привести объекты дорожной сети на территории ЗАТО г. Межгорье: в нормативное состояние, а именно:
- по ...: на участке дороги 0,399 км. (слева), 0,406 км. (справа) оборудовать автобусные остановки посадочными площадками в соответствие с требованиями п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;
- на проезжей части дороги с 1,415 км. по 1,460 км. устранить дефекты в виде расколов, трещин. В границе пересечения проезжих частей ... на проезжей части устранить дефект покрытия в виде сдвига (волны);
- по ...: на участке дороги с 0,525 км. по 0,544 км. оборудовать тротуар справа в направлении автобусной остановки;
- установить искусственные неровности на участках 0,510 км. - 0,514 км, 566 км. - 0,570 км, а также дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность» в количестве 4-х штук, предусмотренные проектом организации дорожного движения;
- по ...: на участке дороги 0,021 км. установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 8.13 «Направление главной дороги», при выезде с прилегающей территории на 0,245 км, 0,270 км. ... установить дорожные знаки приоритета 2.4 «Уступите дорогу», на 0,548 км. установить дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги»;
- на тротуаре слева (с 0,372 км. по 0,406 км) устранить разрушения. На проезжей части дороги (с 0,372 по 0,520 км) устранить разрушения в виде растрескивания, выбоин и иные повреждений;
- по ...: на участке дороги (0,677 км. - 0,816 км) привести тротуар в нормативное состояние, устранить разрушения проезжей части;
- по ...: на участке дороги (справа 0,103 км. - 0,107 км) оборудовать пешеходная дорожка от тротуара до пешеходного перехода, привести обочину в нормативное состояние;
- оборудовать проезжую часть предусмотренными проектом организации дорожного движения искусственными неровностями на участках дороги 0,521 км. - 0,525 км., 0,555 км. - 0,559 км.
- в границах пересечения проезжих частей с ... устранить дорожный дефекта в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещины;
- по ...: в границах пересечения проезжих частей с ... устранить образование дорожного дефекта в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещины.
-автомобильную дорогу от ... до автодрома: на участках дороги с 0,000 км. до 0,105 км, с 0,120 км. до 0,277 км, с 0,296 км. до 0,350 км. оборудовать тротуар слева, предусмотренный проектом организации дорожного движения.
- на покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на участке 0,775 км. устранить дефект покрытия в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещин.
- на покрытии проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием на 1,225 км, 1,329 км., устранить дефекты покрытия в виде сдвига (волны), иные повреждения, трещин.
- на остановочных пунктах, размещенных на ... (возле здания ОФСБ), на ... (по левую сторону дороги, восточнее проезда к дому №...), на ... (возле ..., оборудовать возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой.
Обязать администрацию ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в срок до ... на пешеходных переходах, расположенных на территории городского округа, включая пешеходные переходы, расположенные возле образовательных учреждений - по ... (переход к МАОУ СОШ №...), на проезде от ... до ... (переход к МАДОУ «Детский сад №...), переход на 0,663 км. по ... (по пути следования к МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №...»), устранить износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Межгорье.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий судья К.П. Нагимова
Копия верна: