Дело № 2 - 522/2018
Решение
именем Российской Федерации
18 сентября 2018 года
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.,
при секретаре Самохиной Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Максимовой Т.Н., представителя ответчика по доверенности Калиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по иску Романова А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Романов А.А. с учетом уточнения обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением пенсионного возраста обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В назначении пенсии решением ответчика ему отказано в связи с отсутствием у него требуемого страхового стажа 9 лет. В страховой стаж его работы не были включены ответчиком периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносов. Полагает отказ в назначении пенсии незаконным.
В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования поддержали, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца пояснил, что закон позволяет назначить страховую пенсию со дня обращения, но не ранее чем со дня наступления права.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что стаж для назначения пенсии определяется на день, предшествующий дню обращения с заявлением о назначении пенсии. За назначением пенсии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. На день, предшествующий дню обращения у истца отсутствовал требуемый страховой стаж продолжительностью 9 лет. На момент рассмотрения заявления истца сведения о его страховом стаже за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал в сведениях индивидуального персонифицированного учета истца. На момент рассмотрения спора в суде указанные сведения отразились в данных индивидуального персонифицированного учета истца.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку его страховой стаж составил 7 лет 8 месяцев 4 дня, вместо требуемых 9 лет.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, с 1 января 2018 года продолжительность страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости должна составлять 9 лет.
Согласно положениям ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
По положениям ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
В пункте 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 года № 2098-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мкртчана Алика Хореновича на нарушение его конституционных прав пунктом 47 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» указано, что оспариваемые положения пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, закрепляющие порядок исчисления страхового стажа работы и иной деятельности граждан, направлены на реализацию права на пенсионное обеспечение, в равной мере распространяются на всех застрахованных лиц, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Таким образом, страховая пенсия по старости истцу могла быть назначена со дня обращения с заявлением о назначении указанной страховой пенсии либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 400-ФЗ.
Утверждения представителя истца о том, что страховая пенсия по возрасту должна была быть назначена истцу с даты наступления права на указанную пенсию, основаны на неверном толковании закона, предусматривающего возникновение права на обращение за назначением страховой пенсии моментом возникновения права на страховую пенсию.
На дату подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости истец достиг возраста 60 лет, имел величину индивидуального пенсионного коэффициента более 30. Ответчиком в добровольном порядке был включен в страховой стаж истца период продолжительностью 7 лет 8 месяцев 3 дня, имевшие место по ДД.ММ.ГГГГ. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж истца зачтены не были по причине отсутствия в сведениях индивидуального персонифицированного учета сведений об уплате страховых взносов за указанный период.
Трудовой книжкой истца подтверждено, что он в спорные периоды работы осуществлял трудовую деятельность по трудовому договору.
Отказ ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд находит необоснованным исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией судами прав граждан на трудовые пенсии", из которого следует, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Таким образом, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежали зачету в страховой стаж при отсутствии сведений об уплате за указанный период страховых взносов.
С учетом указанных периодов работы страховой стаж истца на дату предшествующую дате подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости составит 8 лет 11 месяцев 13 дней. Поскольку на дату предшествующую дате подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости у истца отсутствовал требуемый минимальный страховой стаж продолжительностью 9 лет, суд приходит к выводу, что истцу правомерно было отказано в назначении страховой пенсии по возрасту со дня подачи заявления. У ответчика также отсутствовали установленные законом основания для назначения истцу страховой пенсии по старости с 29 апреля 2018 года с даты возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, поскольку законом предусмотрено назначение пенсии лицу, имеющему право на страховую пенсию с даты подачи заявления о ее назначении.
Во включении в страховой стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик истцу не отказывал, указанный стаж не был предметом оценки при определении права на страховую пенсию, документы, подтверждающие работу истца в указанный период истцом не предоставлялись при подаче заявления о назначении пенсии и ответчиком не рассматривались. Тогда как реализация лицом своего права на получение пенсионного содержания носит только заявительный характер, возникает на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, и представляющего необходимые документы. Сам по себе факт наличия периодов работы, подлежащих включению в страховой стаж, без обращения лица в установленном порядке в пенсионный орган, не влечет обязанности пенсионного органа производить оценку таких периодов работы. Пенсия назначается с момента обращения с соответствующим заявлением, а не с момента выработки необходимого стажа для назначения пенсии.
С учетом изложенного, суд не вправе возлагать на пенсионный орган обязанность по включению в стаж работы застрахованного лица периода его работы, который не был предметом оценки пенсионного органа и по которому решение пенсионным органом не принималось.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования истца частично и обязывает Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе включить в страховой стаж Романова А.А., дающий право на назначение страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по безопасности, режиму и кадрам <данные изъяты> филиала АО «НПО «Прибор», в удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд распределяет понесенные сторонами по делу судебные расходы и, принимая во внимание, что истцом заявлено неимущественное требование взыскивает с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов сумму 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Романова А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе включить в страховой стаж Романова А.А., дающий право на назначение страховой пенсии по старости по ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора по безопасности, режиму и кадрам <данные изъяты> филиала АО «НПО «Прибор».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Киржачском районе в пользу Романова А.А. в возмещение судебных расходов <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья И.И. Колокина
Мотивированное решение составлено 24 сентября 2018 года.