РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2022 года
г.Красногорск
дело №2-2330/22
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зотовой С.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.о. Красногорск к ФИО3 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о. Красногорск обратилась в суд с указанным выше иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО3 обратилась в отдел по признанию граждан малоимущими и предоставлению субсидий Администрации г.о. Красногорск с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных ею сведений.
Решением названного отдела от ДД.ММ.ГГГГ №.001 ответчику предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 470,61 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик снова обратилась за предоставлением указанной выше субсидии на основании предоставленных ею сведений.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.004 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 732,30 рублей.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.005 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 613,67 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик снова обратилась за предоставлением указанной выше субсидии на основании предоставленных ею сведений.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.009 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 585,51 рублей.
Истец указал, что в качестве документа, подтверждающего наличие правовых оснований владения и пользования жилым помещением – трехкомнатной квартиры общей площадью 87,8 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ответчик представила свидетельство о государственной регистрации права серии АБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичное обращение ответчика имело место и ДД.ММ.ГГГГ, однако решением Администрации г.о. Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что ответчиком предоставлена заведомо недостоверная информация с целью получения субсидии, а именно: свидетельство о государственной регистрации права, указанное выше и представленное ответчиком, не подтверждается наличие у ответчика права собственности на указанную выше квартиру, поскольку согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры является не ответчик ФИО3, а ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Красногорск в адрес ответчика ФИО3 направлено письмо о возврате в бюджет <адрес> необоснованно полученных субсидий в размере 40 928,80 рублей, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, но оставлено без исполнения.
При таких обстоятельствах Администрация г.о. Красногорск обратилась в суд, просит суд взыскать с ответчика необоснованно полученные субсидии в размере 40 928,80 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 иск поддержала.
Ответчик ФИО3 иск не признала по изложенным в письменных возражениях основаниям, которые приобщены к делу, указала, что действительно представляла свидетельство о государственной регистрации права, в котором указано, что она является собственником квартиры, поскольку до настоящего времени считает себя собственником квартиры, по заключенному со своим сыном ФИО2 договору пожизненного содержания с иждивением денежных средств от сына не получает.
Ознакомившись с доводами участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Положениями ст.8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц..
Защита гражданских прав в соответствии с положениями ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законами.
Согласно положениям ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч.1).
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч.2).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в чатси 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.7).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается (п.7.1).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.8).
Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В соответствии с п.3 названных выше Правил право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и порядок предоставления субсидии регламентирован в п.8 Названных Правил, в соответствии с которым, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении: а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской ФИО1 заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При этом, пунктом 14 названных правил прямо установлено, что заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. А пунктом 11 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Согласно п.41 Правил, гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и материалами дела подтверждается, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО3 обратилась в отдел по признанию граждан малоимущими и предоставлению субсидий Администрации г.о. Красногорск с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных ею сведений.
Решением названного отдела от ДД.ММ.ГГГГ №.001 ответчику предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 470,61 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик снова обратилась за предоставлением указанной выше субсидии на основании предоставленных ею сведений.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.004 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 732,30 рублей.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.005 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 613,67 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась за предоставлением указанной выше субсидии на основании предоставленных ею сведений.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.009 ответчику предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 585,51 рублей.
Аналогичное обращение ответчика имело место и ДД.ММ.ГГГГ, однако решением Администрации г.о. Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику было отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что ответчиком предоставлена заведомо недостоверная информация с целью получения субсидии.
Судом установлено и не отрицается ответчиком ФИО3, что в качестве документа, подтверждающего наличие правовых оснований владения и пользования жилым помещением – трехкомнатной квартиры общей площадью 87,8 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в котором проживет ответчик и по которой ответчик необоснованно получала субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответчик ФИО3 представила в Администрацию г.о. Красногорск свидетельство о государственной регистрации права серии АБ № от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что ФИО3 является собственником указанной квартиры.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО3 заключила с ФИО2 договор пожизненного содержания с иждивением, в соответствии с п.9 которого право собственности возникает у ФИО2 с момента регистрации договора и регистрации перехода права собственности.
Согласно выписки из ЕГРН право собственности на квартиру за ФИО2 было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Договор пожизненного содержания с иждивением не отменен, не признан недействительным и является действующим. Доказательств обратного суду не представлено.
Из изложенного следует, что довод ответчика о том, что именно ответчик ФИО3 до настоящего времени является собственником квартиры, поскольку ФИО2 не предоставляет содержание ФИО3, является ошибочным и опровергается материалами дела.
Из объяснений представителя Администрации г.о. Красногорск следует, что о наличии договора пожизненного содержания с иждивением известно не было, данный договор ФИО3 в Администрацию г.о. Красногорск не предоставляла.
При установленных судом обстоятельствах, подтвержденных представленными в материалах дела доказательствами, суд считает действия ФИО3 по предоставлению в качестве правоустанавливающего документа свидетельства о государственной регистрации права серии АБ № от ДД.ММ.ГГГГ с целью получения субсидии неправомерными.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и порядок предоставления субсидии регламентирован в п.8 названных ранее Правил. Договора пожизненного содержания с иждивением, предоставление которого могло бы послужить основанием для предоставления субсидии, в указанном перечне документов не имеется.
Таким образом, описанные выше неправомерные действия ФИО3 привели к необоснованному получению ФИО3 субсидии из бюджета <адрес>.
Положениями п.49 названных ранее Правил установлено, что при отсутствии права на получение субсидии эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Красногорск в адрес ответчика ФИО3 направлено письмо о возврате в бюджет <адрес> необоснованно полученных субсидий в размере 40 928,80 рублей, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, но оставлено без исполнения. Доказательств возврата необоснованно полученных субсидий ФИО3 суду не представила.
При таких обстоятельствах заявленные Администрацией г.о. Красногорск в судебном порядке требования о взыскании с ответчика необоснованно полученных субсидий в общем размере 40 928,80 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются законными и обоснованными, а потому в их удовлетворении не может быть отказано. С ФИО3 в судебном порядке следует взыскать незаконно полученные субсидии в размере 40 928,80 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу Администрации г.о. <адрес> неосновательно полученные субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 928,80 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: