Решение по делу № 33-3756/2015 от 10.04.2015

Судья Климук Е.Н.                  Дело №33-3756/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29апреля 2015 года                         г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Чубукова С.К.

судей          Дмитриевой О.С., Довиденко Е.А.

при секретаре          Горской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ «Бурлинская центральная районная больница» на решение Бурлинского районного суда Алтайского края от 16 февраля 2015 года по делу

по иску Елисеевой С. Д., Елисеевой Т. А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бурлинская центральная районная больница» об обязании начисления заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25%, доплаты за вредные условия труда, процентной надбавки за непрерывный стаж работы, обязании произведения перерасчета заработной платы.

Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Елисеева С.Д., Елисеева Т.А. обратились в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Бурлинская центральная районная больница» (далее - КГБУЗ "Бурлинская ЦРБ") об обязании начислять заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25%, доплаты за вредные условия труда, процентной надбавки за непрерывный стаж работы на начисленную заработную плату, обязать произвести перерасчет заработной платы с сентября 2014 года по дату вступления в силу решения суда с начислением районного коэффициента в размере 25%, доплаты за вредность, процентной надбавки за непрерывный стаж работы на МРОТ, обязать произвести перерасчет заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года с учетом отработанных праздничных и выходных дней, указав следующее.

Истцы являются работниками КГБУЗ "Бурлинская центральная районная больница", заработная плата выплачивается им с учетом районного коэффициента в размере 25%, что определено трудовыми договорами. Установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда допустимо только при том условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должна начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. С учетом Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" заработная плата не может быть менее <данные изъяты>, (из расчета 5554 рублей (МРОТ) + 25%). Кроме того, на МРОТ должны начисляться и иные выплаты. Право истцов на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 25% и начислением его на МРОТ, а также право начисления процентной ставки за непрерывный стаж работы, доплаты за вредные условия труда, выплаты за работу в праздничные дни на МРОТ, нарушено, что послужило поводом для обращения в суд.

Определением суда от ДД.ММ.ГГ гражданское дело прекращено в части исковых требований о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет заработной платы за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года с учетом отработанных праздничных и выходных дней.

При рассмотрении дела судом первой инстанции Елисеева С.Д., Елисеева Т.А. поддержали исковое заявление, пояснили, что работали в КГБУЗ "Бурлинская центральная районная больница" в 2014 году санитарками, с ДД.ММ.ГГ - уборщиками служебных помещений в здании поликлиники, заработная плата в 2014 году начислялась им исходя из следующего расчета: оклад, доплата за непрерывный стаж работы в учреждении здравоохранения, районный коэффициент в размере 25%, доплата до МРОТ, доплата по приказу главного врача в размере <данные изъяты>. В январе 2015 года им заработная плата выплачена в размере МРОТ.

Решением Бурлинского районного суда Алтайского края от 16 февраля 2015 года( с учетом определения об исправлении описки отДД.ММ.ГГг.) исковые требования Елисеевой С. Д., Елисеевой Т. А. удовлетворены частично.

На КГБУЗ «Бурлинская центральная районная больница» возложена обязанность начислять Елисеевой С. Д., Елисеевой Т. А. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25 % на начисленную заработную плату, произвести перерасчет заработной платы Елисеевой С. Д., Елисеевой Т. А. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 25% на начисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГ по дату вступления в силу решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование доводов со ссылкой на ст.ст. 129, 133, 135 ТК РФ указывает на то, что оклад и районный коэффициент в совокупности не должны быть менее МРОТ. В оклад истцов не включены выплаты компенсационного характера, а тот факт, что оклад истцов ниже размера МРОТ, сам по себе не свидетельствует об установлении им несправедливого размера заработной платы. При выплате заработной платы ответчик руководствуется постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 № 607 «Об утверждении отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности» и постановлением Администрации Алтайского края от 18.03.2011 № 128 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников краевых государственных учреждений всех типов (автономных, бюджетных, казенных), а также работников учреждений (организаций), финансируемых за счет средств краевого бюджета», в совокупности оклад, повышающий коэффициент и выплаты стимулирующего и компенсационного характера, составляющие заработную плату истцов, превышают МРОТ.

Кроме того, Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями, не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.).

Считает, что содержащиеся в постановлении Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" положения о принятии предложения администрации Алтайского края, о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, носят рекомендательный характер.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

КГБУЗ «Бурлинская ЦРБ» является юридическим лицом - Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается уставом.

Елисеева С.Д., Елисеева Т.А. работают в поликлинике КГБУЗ «Бурлинская ЦРБ» уборщиками служебных помещений, ранее Елисеева С.Д. до ДД.ММ.ГГ и Елисеева Т.А. до ДД.ММ.ГГ. работали санитарками.

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГ. Елисеевой С.Д установлен оклад на 1 ставку в размере <данные изъяты>, доплата за выслугу лет – 30%, р/к 20%; из расчетных листков видно, что с октября 2014 г. районный коэффициент составляет в размере 25%.

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГ. Елисеевой Т.А. установлен оклад на 1 ставку в размере <данные изъяты>, р/к 20%, с ДД.ММ.ГГ согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГ районный коэффициент установлен в размере 25%; оклад – <данные изъяты>.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований частично, районный суд ( в оспариваемой ответчиком в апелляционной жалобе части) обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе. В то время как районный коэффициент при оплате труда истцам применялся до доведения заработной платы до МРОТ.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК Российской Федерации).Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Бурлинского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Бурлинского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, что указанное Постановление не носит рекомендательный характер и для его реализации не имеется необходимости издания соответствующего нормативного правового акта краевого уровня.

Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. районный коэффициент к заработной плате на территории Бурлинского района определен в размере 1,25.

В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.

Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о рекомендательном характере Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г., несостоятелен, поскольку, в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановление N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.

Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.

Доводы жалобы о том, что в совокупности оклад, повышающий коэффициент и выплаты стимулирующего и компенсационного характера, составляющие заработную плату истцов, превышают МРОТ, признаются судебной коллегией несостоятельными.

В силу ст. 129 ТК РФ в заработную плату включены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, тогда как при исчислении заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент применяется свыше этого размера.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Из системного толкования положений части 1 статьи 129, части 3 статьи 133, статьи 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года №336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года установлен в размере 5 554 рубля в месяц, с 1 января 2015 года в сумме 5 965 рублей в месяц(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ).

Поскольку действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента за работу в неблагоприятных климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а в данном случае районный коэффициент при оплате труда истцам применялся до доведения заработной платы до МРОТ, судебная коллегия приходит к выводу, что начисление заработной платы истцам происходит с нарушением действующего законодательства.

С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно признано право истцов на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате, поскольку это соответствует действующему законодательству.

Таким образом, доводы жалобы в указанной части не влияют на законность решения, а имеющаяся система оплаты труда, в свою очередь, не должна противоречить действующему законодательству и нарушать права работника.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ «Бурлинская центральная районная больница» на решение Бурлинского районного суда Алтайского края от 16 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3756/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Елисеева Т.А.
Елисеева С.Д.
Ответчики
КГБУЗ Бурлинская центральная районная больница
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Довиденко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
29.04.2015Судебное заседание
29.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее