Решение по делу № 2-3230/2024 от 07.06.2024

дело № 2-3230/2024

УИД № 55RS0007-01-2024-004239-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 августа 2024 года                            город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к незамедлительному расселению жильцов дома,

установил:

И.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Омска.

Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ -п "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , признан аварийным и подлежащим сносу.

Срок отселения из указанного многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с техническим отчет по результатам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес> ООО "Архбюро 91" установлено, что физический износ здания составляет 75%. В соответствии с выводами указной организации зафиксированные дефекты и повреждения несущих конструкций (фундаментов, наружных стен, чердачного перекрытия) имеют прогрессирующий характер. Выполнение противоаварийных мероприятий, направленных на временную фиксацию текущего состояния дефектных нарушений несущих конструкций и исключающих их внезапное обрушение в реальных условиях эксплуатации технически невозможно. Общий физический износ здания в целом составляет 75 %. Согласно заключению ООО "Архбюро 91" общая категория технического здания – аварийное.

В ходе обследования, проведенного прокуратурой округа ДД.ММ.ГГГГ с участием специалистов ГЖИ установлено, что указанный многоквартирный домне расселен, в связи с неудовлетворительным техническим состоянием несущих строительных конструкций, указанные строительные конструкции имеют угрозу внезапного обрушения.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 15, 32 ЖК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ, просит возложить на Администрацию города Омска, департамент жилищной политики Администрации г. Омска обязанность принять меры к незамедлительному расселению граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>, в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.

Представитель Прокуратура Центрального АО г. Омска – А.Ю.А. просила иск удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска – Л.А.А., действующая на основании доверенностей, пояснила, что установленный срок отселения не истек, не исследован вопрос о наличии у третьих лиц иных жилых помещений, у третьих лиц имеется самостоятельное право на обращение в суд с требованиями о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение.

Третьи лица В.Е.К., В.А.Н., П.С.Н., К.О.В., К.О.Д., К.А.А., Н.О.А., Н.А.Ю. поддержали исковые требования в полном объеме.

Иные лица участия в судебном заседании не принимали, о слушании дела уведомлены надлежащим образом.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Согласно ч.2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу пп. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ -п "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации многоквартирных домов, находящихся в Федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , признан аварийным и подлежащим сносу.

Срок отселения из указанного многоквартирного дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Аварийные жилые дома расселяются программно-целевым методом по мере выделения финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд).

В рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) при предоставлении финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предусматривается расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017.

Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах (далее – Программа), финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, бюджета Омской области и местных бюджетов.

Поскольку многоквартирный <адрес> признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, в рамках Программы расселению не подлежит.

Из представленных в материалы дела документов - выписок из ЕГРН, следует, что жилые помещения в многоквартирном <адрес> принадлежат третьим лицам.

Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

На основании п. 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с положениями части 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения на основании вступившего в силу решения суда, в связи с чем в данном случае возможен только судебный способ защиты прав.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 г., при рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния жилого помещения, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.

В соответствии с техническим отчет по результатам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес> -ТО, ООО "Архбюро 91" зданию в целом присвоена категория – аварийное.

На основании полученных результатов обследования несущих строительных конструкций многоквартирного дома установлено: техническое состояние чердачного перекрытия, а также здания в целом оценивается как аварийное состояние; зафиксированные дефекты и повреждения несущих конструкций (фундаментов, наружных стен, чердачного перекрытия) имеют прогрессирующий характер в настоящих условиях эксплуатации, характеризуются признаками, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости МКД; выполнение противоаварийных мероприятий, направленных на временную фиксацию текущего состояния дефектных несущих конструкций и исключающих вероятность их внезапного обрушения в реальных условиях эксплуатации технически невозможно; безопасность здоровья и жизни граждан и жильцов МКД, а также сохранность имущества в настоящий момент не может быть гарантирована, требуется немедленное расселение во избежание человеческих жертв.

Физический износ здания 75%. Вследствие утраты несущей способности и опасностью обрушения, рекомендовано признать обследуемый дом по <адрес> непригодным для дальнейшей эксплуатации, проживания людей и рекомендовать его с сносу.

В подтверждение исковых требований о необходимости незамедлительного расселения граждан из указанного дома и наличия угрозы для жизни и здоровью граждан, необходимости осуществления мероприятий в соответствии со ст.32 ЖК РФ вне зависимости от срока расселения и утвержденной Программы расселения, в материалы дела третьими лицами представлен технический отчет ООО "АРХБЮРО 91" -ТО подготовленный в ходе судебного разбирательства.

В ходе проведения исследования ООО "АРХБЮРО 91" было установлено, что общий физический износ объекта анализа составляет 78%.

На основании полученных результатов обследования фундаментов, несущих стен и перекрытий, а также здания в целом оценивается как аварийное состояние; зафиксированные дефекты и повреждения несущих конструкций (фундаментов, наружных стен, перекрытий) имеют прогрессирующих характер в настоящих условиях эксплуатации, характеризуются признаками, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости МКД; выполнение противоаварийных мероприятий, направленных на временную фиксацию текущего состояния дефектных несущих конструкций и исключающих вероятность их внезапного обрушения в реальных условиях эксплуатации технически невозможно; безопасность здоровья и жизни граждан и жильцов МКД, а также сохранность имущества в настоящий момент не может быть гарантирована, требуется немедленное расселение во избежание человеческих жертв.

Таким образом, судом установлено, что состояние <адрес> в связи с возможностью внезапного обрушения угрожает жизни и здоровью лиц проживающих в нем, а также находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. С учетом изложенного, требования и.о. прокурора Центрального округа подлежат удовлетворению. При этом доводы ответчика о том, что непроверенно наличие в собственности третьих лиц иных жилых помещений правового значения при разрешении требований о расселении не имеет, так как разрешается вопрос в отношении всего дома, а не требования о предоставлении жилого помещения или выкупной стоимости конкретного собственника или нанимателя.

На основании п.п. 1,2 Положения о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 № 105 "О департаменте жилищной политики Администрации города Омска" департамент жилищной политики Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом города Омска.

Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, печать со своим наименованием, штампы, бланки, факсимиле директора департамента и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.

Согласно п. 16 Положения целью деятельности департамента является реализация единой муниципальной политики в сфере жилищных отношений на территории города Омска. Задачами департамента являются, в числе прочего, осуществление мероприятий по расселению граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, и жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также по переселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска по иным основаниям, установленным законодательством.

С учетом того, что в рамках процедуры расселения собственников из признанного аварийным многоквартирного дома полномочия реализуются не только Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска, но и иными структурными подразделениями Администрации г. Омска (в частности, вопрос об изъятии земельного участка решается Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска), при этом процедура выкупа принадлежащих собственникам помещений реализуется Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска, при этом принятие нормативных актов, касающихся указанной процедуры (например, о продлении срока расселения и т.д.), а также вопрос о выделении денежных средств относится к полномочиям Администрации г. Омска (с учетом того, что данный многоквартирный дом не подлежит расселению в рамках Программы, реализуемой в настоящее время), суд полагает Департамент жилищной политики Администрации города Омска, Администрация г. Омска являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку ответчиками не принимаются меры к фактическому расселению многоквартирного дома в порядке ст. 32 ЖК РФ.

На основании установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым возложить обязанность по принятию мер к незамедлительному расселению жильцов <адрес> на Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Омска (ОГРН 1025500757259), Департамент жилищной политики Администрации города Омска (ОГРН 1085543022234) принять меры к незамедлительному расселению граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес> порядке, установленном действующим жилищным законодательством.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                    Е.С.Марченко

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2024г.

2-3230/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ЦАО г. Омска
Ответчики
Администрация г. Омска
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска
Другие
Кравченко Эдуард Валерьевич
Ерёменко Нина Викторовна, в том числе в интересах Ерёменко В.А., Ерёменко А.А., Еременко А.А,
Копытова Анжелика Владимировна
Золотько Антон Сергеевич
Потапова Светлана Николаевна
Васильев Анатолий Николаевич
Еременко Александр Александрович
Никитенко Ольга Александровна, в том числе в интересах н/л Никитенко В.А
Васильева Елена Константиновна
Золотько Елена Анатольевна
Никитенко Андрей Юрьевич
Ковалев Олег Викторович
Копытов Александр Александрович
Бабайлов Юрий Михайлович
Копытова Олеся Дмитриевна, в том числе в интересах н/л Копытовой Виктории Владимировны
Кравченко Ирина Александровна, в том числе в интересах Кравченко В.Э.
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
07.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2024Передача материалов судье
14.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Дело оформлено
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее