Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Воронцова И.С.,при секретаре Петуниной Н.В.,
представителя административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Денисова В.В., действующего на основании доверенности № от ....2018 г.,
представителя административного ответчика Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области Шамшуриной Е.М., действующей на основании решения Краснонивинской сельской Думы № от ....2016 г.,
представителя административного ответчика Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области Темнякова Т.М., действующей на основании доверенности от ....2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске 15 октября 2018 года административное дело № по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по очистке территории от несанкционированного скопления ТБО,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее Управление Роспотребнадзора) обратились в суд административным исковым заявлением к Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по очистке территории от несанкционированного скопления ТБО. Свои требования мотивировали тем, что в ходе рейдовых и проверочных мероприятий, выявлена несанкицонированная, неконтролируемая свалка твердых бытовых отходов вблизи с. Красная Нива, вдоль автодороги Красная Нива-Батурино. Просят признать незаконным бездействие Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района, выразившееся в непринятии мер по организации работ по очистке территории на земельном участке, расположенном в овраге, находящемся примерно в 50 метрах на северо-запад от съезда с автодороги Красная Нива-Батурино, съезд в свою очередь располагается примерно в 2,36 км. от поворота автодороги на с. Батурино около с. Красная Нива от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образования несанкционированной свалки; обязать организовать работы по очистке территории до 01.12.2018 г.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 27.09.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ИП Шевчик В.С., ООО «Миллениум», КУМИ Администрации Шадринского района Курганской области
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Денисов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области Шамшурина Е.М. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, представила заявление о признании иска.
Представитель административного ответчика Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области Темняков Т.М. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме.
Заинтересованные лица ИП Шевчик В.С., ООО «Миллениум», КУМИ Администрации Шадринского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе заявление о признании иска, пришел к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.40КАСРФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Устава Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области, территория Краснонивинского сельсовета определена границами, которые установлены Законом Курганской области от 04.11.2004 № 726 «Об установлении границ муниципального образования Краснонивинского сельсовета, входящего в состав муниципального образования Шадринского района».
В соответствии с п. 3 ст. 4 Устава Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области, в состав территории Краснонивинского сельсовета входят территории населенных пунктов: село Красная Нива, деревня Макарово, деревня Одина, деревня Симакова, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в соответствии с федеральным законодательством независимо от форм собственности и целевого назначения.
Администрация Краснонивинского сельсовета Шадринского района является исполнительно-распорядительным органом Краснонивинского сельсовета, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Краснонивинского сельсовета федеральными законами и законами Курганской области (п. 1 ст. 40 Устава).
В соответствии с п. 20 ст. 7 Устава Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области, к вопросам местного значения Краснонивинского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. ...
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в ходе рейдовых и проверочных мероприятий, в связи с поручением Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры, на территории Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Из экспертной оценки № от 23.07.2018 г. следует, что на земельном участке, расположенном в овраге находящемся примерно в 50 м на северо-запад от съезда автодороги Красная-Нива – Батурино, съезд в свою очередь располагается примерно в 2,36 км поворота автодороги на с. Батурино около с. Красная Нива. На близлежайшей к автодороге стороне оврага располагается лесной массив, на дальней стороне сельскохозяйственные угодья. Склоны оврага заросли кустарниками и травой, загрязнены различными бытовыми отходами (гофротара, строительный мусор, полимеры, стекло тара, мебель, прочие бытовые отходы), что является нарушением п.п. 1.13, 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (л.д. ...).
В соответствии с п. 1.13. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В соответствии с п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», организация рациональной системы сбора, временного хранения регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений, за сельскими поселениями Курганской области закреплен ряд вопросов местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 431-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений, в частности участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, порядок сбора твердых бытовых отходов урегулирован Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом Курганской области от 25.12.2014 г. № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
В нарушение Устава Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» организация деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов со стороны Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области осуществляется ненадлежащим образом, следствием чего явилось образование несанкционированной, неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов вблизи с. Красная Нива Шадринского района Курганской области, вдоль автодороги Красная Нива – Батурино.
Свалка твердых бытовых отходов вблизи с. Красная Нива Шадринского района Курганской области вдоль автодороги Красная Нива - Батурино не зарегистрирована в Государственном реестре объектов размещения отходов, а также не включена в Перечень поселенческих и межпоселенческих мест накопления твердых коммунальных отходов, что свидетельствует о том, что данная свалка является несанкционированной и неконтролируемой.
В соответствии с п. 3.2. СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Таким образом, полигон для твердых бытовых отходов должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям в подтверждение чего на полигон ТБО должно быть получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного участка для устройства полигона ТБО гигиеническим требованиям (п. 3.4 СП 2.1.7.1038-01).
Наличие несанкционированной, неконтролируемой свалки твердых бытовых отходов приводит не только к загрязнению окружающей среды в результате ветрового разноса, но и создает потенциальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), так как пищевые отходы растаскиваются животными и птицами, а при повышении температуры воздуха твердые бытовые отходы подвергнутся загниванию.
Стихийное размещение бытовых отходов и мусора наносит вред окружающей природной среде, что нарушает права неопределённого круга лиц, проживающих в непосредственной близости от несанкционированной свалки, на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарии эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания человека характеризуется совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) сред определяющая условия жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами требований санитарно эпидемиологического законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на еезащиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельности чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч.3 ст. 29 Федерального закона Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Администрацией Краснонивинского сельсовета Шадринского района в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации нарушаются права неопределенного круга лиц проживающих на территории с. Красная Нива на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАСРФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч.5 ст. 46КАСРФ).
Ответчик признал иск в полном объеме, признание иска ответчиком не противоречитКАСРФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц. Оснований полагать, что признание иска совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела, либо под влиянием обмана, насилия, угроз, добросовестного заблуждения – не имеется, поэтому принимается судом.
На основании положений ч.ч. 1,4 ст. 65КАСРФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требованийУправления Роспотребнадзорав полном объеме.
Суд, устанавливая срок для исполнения судебного решения, учитывает объем необходимых финансовых затрат, объем работ, необходимый для устранения выявленного нарушения.
С учетом указанных обстоятельств судом устанавливается срок для выполнения обязанностей до01декабря 2018 года.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с чем, следует освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования Шадринский район Курганской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявлениеУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по очистке территории от несанкционированного скопления ТБО, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Краснонивинского сельсовета Шадринского района, выразившееся в непринятии мер по организации работ по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образования несанкционированной свалки.
Обязать АдминистрациюКраснонивинского сельсовета Шадринского района Курганской области в срок до 01 декабря 2018 года организовать работы по очистке территории на земельном участке, расположенном в овраге, находящемся примерно в 50 метрах на северо-запад от съезда с автодороги Красная Нива-Батурино, съезд в свою очередь располагается примерно в 2,36 км. от поворота автодороги на с. Батурино около с. Красная Нива от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, повлекшее образования несанкционированной свалки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Шадринского
районного суда И.С. Воронцов