Решение по делу № 33-6927/2021 от 29.06.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 июля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Авериной Е.Г.,Готовкиной Т.С.,
при секретаре Ушак Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску К.Н.А. к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», Министерству обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным и признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору,

по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года,

У С Т А Н О В И Л А :

10 сентября 2019 г. К.Н.А. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, в котором просила признать приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота М.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ -орг незаконным с даты его издания, признать недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с даты его подписания, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> в детский сад , расположенный по ул.<адрес>, являющийся структурным подразделением Центра дошкольного образования Черноморского флота. Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ был предусмотрен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжитель-ностью 42 календарных дня. Начальником Центра ДД.ММ.ГГГГ издан приказ -орг, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов Центра уменьшается до 28 календарных дней. В качестве обоснования данных действий ответчик указал на письмо начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковника Г.В.П. от ДД.ММ.ГГГГ в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя. Обжалуемый приказ об уменьшении продолжительности ежегодного очередного оплачиваемого отпуска истица считает незаконным, нарушающим ее трудовые права, в частности, право на отдых, гарантированное ей как педагогическому работнику действующим законодательством.

Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, а протокольным определением от 25 ноября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота».

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года иск К.Н.А. удовлетворен. Признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг. Признано недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и К.Н.А. (до брака Е.Н.А..

В апелляционных жалобах представитель Министерства обороны Российской Федерации и представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» просят указанное решение отменить и постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы апелляционной жалобы Минобороны РФ сводятся к тому, что ДД.ММ.ГГГГ в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота были внесены изменения в части, касающейся исключения положения о предоставлении педагогическим работникам и руководящему составу отпусков увеличенной продолжительности. Из этого следует, что основания для признания незаконным приказа -орг от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Требования о признании недействительным дополнительного соглашения, по мнению Министерства, не имеют материально-правого обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений. Центр дошкольного образования Черноморского флота не является юридическим лицом и образовательной организацией, осуществляющей обучение, а у истца право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня отсутствует.

Доводы апелляционной жалобы Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» сводятся к тому, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела, поскольку в силу нормативных положений закона право на предоставление удлиненного отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Доводы относительно признания недействительным дополнительного соглашения аналогичны доводам Министерства обороны РФ.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы ФКУ «Управление Черноморского флота» и Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

29 июня 2021 года гражданское дело поступило в Верховный Суд Республики Крым и определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 01 июля 2021 года назначено к рассмотрению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились:

- истица К.Н.А., о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении ей 11.07.2021 г. судебной повестки-извещения, направленной через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией;

- представитель Центра дошкольного образования Черноморского флота, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще судебными повестками-извещениями, направленными 01.07.2021 г. заказной корреспонденцией.

Сведения о назначении дела к рассмотрению на 26.07.2021 г. на 14:30 час. размещены на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 01.07.2021 г.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не известивших суд о причинах своей неявки.

Заслушав докладчика, пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Управление Черноморского флота» Д.А.А., изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные К.Н.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что как до 01.09.2019 г., так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, то есть осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск.

С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из нижеследующего.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что К.Н.А. состоит в трудовых отношениях с Центром дошкольного образования Черноморского флота и работает в его структурном подразделении – детском саду в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации М.В.В.. и Е.Н.А. (после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ К.Н.А.) на неопределенный срок, истец принята на работу воспитателем детского сада , расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>; дата начала работы с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5.1 трудового договора Е. (К.Н.А.) Н.А. установлена 36-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительностью рабочего дня 7 час.12 мин. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии с Должностной инструкцией <данные изъяты> Е. (К.Н.А.) Н.А., утвержденной приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота (разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 29 октября 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, на основе профессионального стандарта «Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н), <данные изъяты> детского сада Центра дошкольного образования Черноморского флота является педагогическим работником; основной трудовой функцией воспитателя Е. (К.Н.А.) Н.А. является педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, в рамках которой <данные изъяты>:

- участвует в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в детском саду;

- планирует и реализовывает образовательную работу в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;

- разрабатывает рабочую образовательную программу воспитательно-образовательной работы с группой воспитанников; выполняет текущее и перспективное комплексно-тематическое планирование своей работы (на основе проектного метода и требований ФГОС ДО) по всем разделам и образовательным областям примерной образовательной программы;

- организовывает и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;

- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

- реализовывает педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;

- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития;

- формирует психологическую готовность детей к школьному обучению;

- создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим в разным национально-культурным, религиозным общностям и национальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

- организовывает виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игры (ролевые, режиссерские, с правилами), продуктивную, конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

- организовывает конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- обеспечивает активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

В соответствии с Типовым договором присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота, который заключается Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота с родителями детей, детский сад , кроме прочих обязанностей по присмотру и уходу за ребенком, берет на себя обязанность начинать учебный год 1 сентября текущего года и заканчивать 31 мая следующего года; обеспечивать ребенку, в частности, укрепление физического и психического здоровья, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье с учетом возрастных категорий, осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии, развивающую предметную среду в групповых и других функциональных помещениях детского сада, способствующих развитию, в соответствии с ростом и возрастом ребенка и с учетом гигиенических и педагогических требований.

Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг с ДД.ММ.ГГГГ установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогическим работникам детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания данного приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966, Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15 января 2019 года № .

В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.

Во исполнение приказа начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг       ДД.ММ.ГГГГ между Центром дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и К.Н.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в условие указанного договора и оговорено внести изменения в п.5.1, считать правильным следующую редакцию: работнику устанавливается 36 часовая рабочая неделя, с двумя выходными днями в неделю, продолжительностью ежедневного рабочего дня 7 час. 12 мин., ежегодный основной оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2019 года.

ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 42 календарных дня следующим работникам: заведующей детским садом, заместителю заведующей детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменений указано решение, принятое на собрании представителей коллективов ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, между сторонами изменены условия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации и К.Н.А. в части уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска и предоставления его в количестве 28 дней, вместо ранее установленных 42 дней. Соглашение подписано сторонами ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая действия ответчика в части изменения условий трудового договора, ухудшающих положение работника, незаконными, К.Н.А. оспорила данное дополнительное соглашение и приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ -орг. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями статей 9, 11, 61, 67, 74, 115, 334 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» исходил из того, что как до 1 сентября 2019 года, так и после указанной даты истица в соответствии с условиями трудового договора выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, то есть осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении. То, что работодатель, осуществляющий образовательную деятельность, не получил в установленном порядке лицензию на ее осуществление, не может привести к ущемлению трудовых прав работника, в частности, в праве на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогам.

Судебная коллегия согласиться с указанными выводами суда не может в связи с неправильным применением судом норм материального права, что в силу положений п. п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.

Черноморский флот Российской Федерации в период нахождения Автономной Республики Крым в составе Украины, осуществлял свою деятельность на основе и в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ создано Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» ОГРН , в структуре которого имеются в качестве филиалов «Центр финансово - экономического обеспечения» и семь филиалов «Финансово-экономических служб». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (сведения об основном виде деятельности), в качестве основного и единственного вида деятельности ФКУ «Управления Черноморского флота» является «Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, код 84.22».

Из Положения о Федеральном казенном учреждении «Управление Черноморского флота» следует, что оно создано в соответствии со статьей 11.1 Федерального Закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера; является некоммерческой организацией; функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с целями, задачами и видами деятельности Учреждения (п.18), оно создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в п.18, Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в частности, обеспечение боевого дежурства, боевой и мобилизационной подготовки…… и др. Пунктом 20 Положения предусмотрено, что Учреждение вправе осуществлять виды приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе присмотр и уход за детьми дошкольными образовательными организациями Министерства обороны Российской Федерации.

Как следует из Положения о Центре дошкольного и среднего образования Черноморского флота, Центр является организацией Черноморского флота, содержащейся на самостоятельном штате, находится в непосредственном подчинении командующего Черноморским флотом и предназначен для обеспечения функционирования средней общеобразовательной школы и детских садов Черноморского флота; обеспечения непрерывного действия учебно-воспитательного процесса и др., в том числе обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота. Согласно Положению в структуру Центра входят детские сады и средняя общеобразовательная школа.

К функциям Центра, в частности, относится:

- создание необходимых условий для обеспечения непрерывного учебно-воспитательного процесса, как то: планирование и проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников структурных подразделений Центра; разработка руководящих документов по организации жизнедеятельности Центра; разработка руководящих документов по организации соблюдения законов о труде в отношении сотрудников; совершенствование учебно- материальной базы структурных подразделений; ведение справочной работы; анализ передового опыта работы с педагогическим составом и результатов использования новых информационных технологий; рассмотрение предложений руководителей структурных подразделений по улучшению учебно-воспитательного процесса;

- организация обеспечения охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей: планирование и проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в детских садах; проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата, состояния экологической обстановки, здоровья детей; организация предметно - развивающей среды в детских садах (помещение, оборудование, наглядные пособия, игры, игрушки); организация деятельности ребенка в соответствии с его возрастом, особенностями развития, индивидуальными особенностям; сбор и обобщение информации от руководителей структурных подразделений обо всех проблемных вопросах, возникающих в работе и предложений по их решению; контроль за обеспечением необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организации содержательного досуга;

- обеспечения комплекса мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня во время присмотра и ухода за ними в детских садах Черноморского флота: создание безопасных условий присмотра и ухода за детьми, его содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими его жизнь и здоровье; заключение договоров присмотра и ухода за детьми детскими садами Черноморского флота.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» и Центр дошкольного образования Черноморского флота не являются учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, и не имеют лицензию на ее осуществление.

В соответствии с п. 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 05.05.2014 г. №84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее чем, до 1 сентября 2019 года.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований К.Н.А. о признании незаконными приказа об изменении условий трудового договора и недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление основного удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска как педагогический работник, осуществляющий трудовую деятельность в организациях, не имеющих лицензию на осуществление педагогической деятельности. При этом суд исходил из того, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности. По мнению суда первой инстанции, при рассмотрении дела бесспорно установлено, что по роду деятельности К.Н.А. выполняла обязанности по обучению и воспитанию детей, осуществляя педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для сокращения истцу в одностороннем порядке продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истица не может быть отнесена к категории педагогических работников, поскольку деятельность ответчика ограничена в силу ст.10, 23, ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о Центре, и не связана с процессом обучения, а изменения условий трудовых договоров с работниками об отмене удлиненных отпусков было обусловлено необходимостью приведения локальных актов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 года №446 и Приказа Минобрнауки России №16.01 от 22.12.2014 года.

Поскольку Центр дошкольного образования Черноморского флота, как и ФКУ «Управление Черноморского флота», не являются учреждениями, имеющие право на осуществление образовательной деятельности, у них отсутствует возможность получения лицензии.

Из письма начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствие лицензии на осуществление педагогической деятельности не позволяет детским садам иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детские сады имеют право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года № 466 о продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.

Данное письмо явилось основанием, для издания приказа об уменьшении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска работникам детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота и заключения с его работниками дополнительных соглашений к трудовому договору.

Доводы К.Н.А. о том, что трудовым договором между истцом и ответчиком был предусмотрен удлиненный отпуск, и условия трудового договора не могут быть изменены в одностороннем порядке, поскольку Постановление Правительства №446 распространяется на работников, осуществляющих педагогическую деятельность, а также выводы суда первой инстанции о законности данных доводов, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, статьей 333 ТК РФ установлено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.ст. 2, 91 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Поскольку на основании положений Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск устанавливается работникам, осуществляющим образовательную деятельность в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, а ответчик не является образовательной организацией и не имеет лицензии на образовательную деятельность, так как его деятельность ограничена в силу ст. 10, 23, ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и не связана с процессом обучения, у истицы отсутствует право на предоставление ей удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска.

В остальных случаях трудовые отношения между педагогическими работниками и работодателем регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Так, частью первой и второй статьи 115 ТК РФ установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжитель-ностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Поскольку в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда первой инстанции о том, что такое право связано только с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Указанный вывод следует и из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 № 81-КГ17-9.

Частями первой и второй статьи 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Вышеприведенные правовые нормы и доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что у работодателя имелись законные основания для внесения изменений в трудовой договор в связи с изменением организационных условий труда, на которые истица была согласна. К.Н.А., соглашаясь с приказом об изменении условий трудового договора в части уменьшения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с 42 до 28 календарных дней, согласилась на изменение условий трудового договора, подписала с работодателем дополнительное соглашение.

Между тем, решение суда о недействительности одного из условий трудового договора вынесено с существенным нарушением статьи 5 ТК РФ, статей 2, 153, 166, 167, 181 ГК РФ и норм ГПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 ГПК РФ и пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Признавая недействительным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное с истцом, суд в решении в нарушение требований части 4 статьи 198 ГПК РФ не указал нормы закона, которыми он при этом руководствовался.

Таким образом, признание дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору недействительным не имеет материально - правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора (как в целом, так и в части) недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.

Общие положения гражданского законодательства о недействительности сделок (ст.ст.166-167 ГК РФ) к трудовым отношениям не применимы, поскольку трудовой договор не является сделкой в том смысле, который этому понятию придается статьей 153 ГК РФ; при трудоустройстве возникают трудовые (ст.5 ТК РФ), а не гражданские права и обязанности (ст.2 ГК РФ), к отношениям по трудовому договору невозможно применить последствия недействительности гражданско-правовых сделок (ст.167 ГК РФ) и возвратить стороны в первоначальное положение, существовавшее до заключения трудового договора, с возложением на каждую сторону обязанности возвратить друг другу все полученное по договору (определение Верховного Суда РФ от 14.12.2012 № 5-КГ12-61).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с требованиями ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления и принятия по делу нового решения об отказе в иске К.Н.А.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» удовлетворить. Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05 августа 2020 года отменить. В удовлетворении исковых требований К.Н.А. отказать в полном объеме.

Председательствующий судья                                      Любобратцева Н.И.

    Судьи                                                                           Аверина Е.Г.

                                                                                         Готовкина Т.С.

33-6927/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротеева Наталья Александровна
Ответчики
Центр дошкольного образования Черноморского флота
ФКУ «Управление Черноморского флота»
Министерство Обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Любобратцева Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.06.2021Передача дела судье
26.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2021Передано в экспедицию
26.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее