4-А-360/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Омск 25.08.2010 года
И.о. председателя Омского областного суда С.А. Волков, рассмотрев надзорную жалобу Герасимова В.А., главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Большереченского района Омской области от 28.04.2010 года и на решение Большереченского районного суда Омской области от 21.06.2010 года в отношении должностного лица главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимова Виктора Андреевича по ст.17.7 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ :
Постановлением мирового судьи судебного участка 2 Большереченского района Омской области от 28.04.2010 года глава Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимов В.А. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей по ст. 17.7 КОАП РФ.
Как следует из постановления, Герасимов В.А. являясь главой Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области, не исполнил требования прокурора Большереченского района Омской области, изложенные в представлении от 15.02.2010 года, а именно: не обеспечил трудоустройство осужденного Сафралеева З.У. к исполнительным работам.
Большереченский районный суд Омской области, рассмотрев жалобу Герасимова В.А., главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области, на постановление мирового судьи, оставил ее без удовлетворения.
В своей надзорной жалобе Герасимов В.А., глава Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области, просит проверить законность и обоснованность постановления мирового судьи и решения районного суда, ссылается на то, что в его действиях нет умышленного деяния, так как все организации и учреждения отказали в трудоустройстве Сафаралеева З.У., так как нет вакансий рабочих мест.
Изучив материалы дела № 5-186/2010, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 Большереченского района Омской области от 28.04.2010 года и решение Большереченского районного суда Омской области от 21.06.2010 года по следующим основаниям.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ст.17.7 КОАП РФ в отношении должностного лица главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимова В.А. указанные требования закона были судом 1 и 2 инстанции нарушены, поскольку не все имеющиеся доказательства были проверены и оценены, не были указаны нормы закона, которые возлагали бы обязанность на него по трудоустройству лиц осужденных к исправительным работам
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. « О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Суды 1 и 2 инстанции необснованно пришли к выводу о виновности главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимова В.А. в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.17.7 КОАП РФ.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных законодательством, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, только в том случае, если эти требования являются законными и обоснованными.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ и.ч. 1 ст.39 УИК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Кроме того, на уголовно - исполнительной инспекции лежит обязанность по обращению в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ.
Между тем, органы местного самоуправления не являются органами исполняющими приговоры судов в части отбытия наказания в виде исправительных работ, а также трудоустройства этих лиц.
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 года №131 –ФЗ, не предусмотрена такая обязанность, как определение мест для отбытия уголовного наказания в виде исправительных работ.
Отсутствует такая обязанность в Уставе Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, в Уставе Большереченского муниципального района Омской области.
Согласно Приказу Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества", который обязателен лишь для уголовно- исполнительной инспекции:
64. Для исполнения наказания в виде исправительных работ инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ.
72. В случае необоснованного отказа организации в приеме осужденного на работ инспекция направляет информацию в органы прокуратуры. При этом инспекция продолжает работу по его трудоустройству.
75. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет инспекции в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ.
Таким образом, определять места для отбывания наказания в виде исправительных работ это право органов местного самоуправления, а не их обязанность.
Об этом свидетельствует также Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" (с изменениями от 20 февраля 1999 г., 28 марта 2010 г.), где в ст.7 на инспекции возлагаются следующие основные обязанности:
г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;
д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы.
Ранее трудоустройством лиц осужденных к исправительным работам занимались территориальные орнганы службы занятости.
Между тем, изменения в УК РФ и УПК РФ были внесены после Указания ФСЗ РФ от 3 февраля 1994 г. N П-10-8-3 "О трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы", в котором было разъяснено, что в Федеральную службу занятости России от территориальных органов службы занятости поступают запросы о правомерности работы службы занятости по трудоустройству лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы.
В связи с этим разъясняется:
1. Лица, осужденные к исправительным работам без лишения свободы, обращающиеся в органы службы занятости с целью поиска работы по направлению органов внутренних дел или в добровольном порядке, не могут быть признаны безработными и не регистрируются в качестве ищущих работу.
Если гражданин, осужденный к исправительным работам без лишения свободы, на момент вступления приговора в законную силу имел статус безработного, служба занятости прекращает выплату ему пособия по безработице и снимает с учета. Основанием для принятия данного решения служат статьи 5, 91-95 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и 27 Уголовного кодекса РСФСР, в соответствии с которыми исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, право органов местного самоуправления определять места отбывания наказания в виде исправительных работ не было законодательно закреплено в законе, определяющем их компетенцию, а также не было принято положение о порядке определения мест отбывания наказания органами местного самоуправления, в котором была бы предусмотрена обязанность предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории органа местного самоуправления, принимать на работу осужденных к исправительным работам по направлению уголовно-исполнительной инспекции, согласованному с органами местного самоуправления.
Соответственно, представление прокурора Большереченского района от 15.02.2010 года №17-03-2010/432 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес главы Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Герасимова В.А. является незаконным, поскольку обязанности в трудоустройстве осужденного Сафралиева З.У. у органа местного самоуправления нет.
Представление прокурора было рассмотрено и был дан ответ главой Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Герасимовым В.А. своевременно.
Кроме того, распоряжением главы Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Герасимова В.А.от 2.12.2009 года № 26 было выделено одно рабочее место в виде исправительных работ в ООО «Новологиново» (по согласованию). (л.д.7)
Согласно справки, выданной главой Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Герасимовым В.А., следует, что с апреля 2010 года по октябрь 2010 года Сафралиев З.У. пасет частный скот жителей села Секменево, трудоустроиться в организациях и у индивидуальных предпринимателей нет возможности, в связи с отсутствием вакансий (л.д.32).
Из материалов дела следует, что в нарушение п. 72 Приказа Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" обязанность в трудоустройстве осужденного Сафралиева З.У. к исправительным работам незаконно и необоснованно была возложена прокурором Большереченского района не на уголовно-исполнительную инспекцию, а на главу Новологиновского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Герасимова В.А.
Соответственно, в действиях Герасимова В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КОАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.13 п.2, ст.30.17 ч.2 п.4 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ :
1. Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Большереченского района Омской области от 28.04.2010 года и решение Большереченского районного суда Омской области от 21.06.2010 года в отношении главы Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимова Виктора Андреевича о наложении штрафа в размере 2000 рублей по ст.17.7 КОАП РФ – отменить, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения.
2. Копию постановления направить для сведения главе Новологиновского сельского поселения Большереченского района Омской области Герасимову В.А., прокурору Большереченского района Лобову Н.А..
И.о. председателя
Омского областного суда С.А. Волков