ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Абзаевой В.И.
с участием прокурора Осиповой А.М., представителя административного истца Атутова Д.Ю., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 Шараевой Ю.А, заинтересованного лица Жанаева А.А., представителя заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Бурятия» Лукавской И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-106/2018
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 05 июня 2018 года № 3056-V назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва на 9 сентября 2018 года.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 от 25 июля 2018 года Димова Е.А., выдвинутая избирательным объединением «Бурятское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России», зарегистрирована кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ по одномандатному избирательному округу № 14.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 от 17 июля 2018 года Жанаев А.А., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Бурятия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ по одномандатному избирательному округу № 14.
Кандидат Димова обратилась в суд с административным иском об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Жанаева.
По мнению Димовой, документы для регистрации в качестве кандидата представлены Жанаевым не в полном объеме, среди документов имеется документ, оформленный с нарушением закона, поэтому избирательная комиссия не имела права регистрировать Жанаева.
В заседании суда представитель Димовой поддержал требования. Представитель избирательной комиссии, Жанаев, представитель избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Бурятия» возражали против удовлетворения административного иска.
Прокурор в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
По данному делу подлежат применению Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закон Республики Бурятия от 06.01.2004 № 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» (далее – Закон РБ № 603-III).
Согласно пункту 6 статьи 76 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Административный истец указывает два основания, по которым считает незаконным решение избирательной комиссии о регистрации кандидата Жанаева.
1. Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 данного Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В сведениях, представленных по установленной форме, Жанаев в графе «наименование и адрес банка, номер счета, остаток на счете» не указал адрес банка <...>), адрес которого по сведениям из ЕГРЮЛ: г<...>
Административный истец считает, что этот недостаток являлся основанием к отказу в регистрации Жанаева на основании подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд с таким мнением не согласен.
В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
Оснований считать, что Жанаев оформил с нарушением закона такой документ как Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, не имеется.
В графе «наименование и адрес банка, номер счета, остаток на счете» Сведений указан адрес банка <...>.
То обстоятельство, что Жанаев не указал наименование улицы или адрес банка, содержащийся в ЕГРЮЛ, не является нарушением, влекущим отказ в регистрации кандидата, поскольку законодательство о выборах не содержит обязательных требований к тому, как следует указывать адрес банка в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.
2. Второй довод административного истца приведен в дополнении к административному иску и обоснован следующим.
В пункте 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 26 Закона РБ № 603-III для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата.
Из пункта 11 статьи 44 Закона РБ № 603-III следует, что порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией Республики Бурятия.
Согласно пункту 2.1 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, утвержденной постановлением Избирательной комиссии РБ от 24 мая 2018 года, кандидат обязан вести учет поступления средств в избирательный фонд и расходования указанных средств по форме № 1, который прилагается к финансовому отчету (первому, итоговому).
Пунктом 4.7 Инструкции установлено, что кандидат представляет на бумажном носителе и в электронном виде в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с представлением документов для регистрации. В отчет включаются сведения на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета.
В соответствии с пунктом 4.8 Инструкции к финансовому отчету (первому и итоговому) прилагается учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда по форме № 1; банковская справка об оставшихся средствах и (или) о закрытии специального банковского счета.
В подтверждении получения документов от Жанаева, выданном избирательной комиссией 09 июля 2018 года, нет сведений о представлении первого финансового отчета в электронном виде и представлении учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. В первом финансовом отчете отсутствует информация о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.
16 июля 2018 года, позднее установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ срока, Жанаев представил учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата и банковскую справку об остатках денежных средств на специальном избирательном счете.
По мнению административного истца, Жанаев не выполнил в установленные сроки требования закона по надлежащему оформлению первого финансового отчета и его предоставлению с необходимым приложением, что являлось основанием к отказу в регистрации Жанаева на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд считает эти доводы несостоятельными.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Инструкция Избирательной комиссии РБ не является законом, а указания на обязательность представления учета поступления и расходования денежных средств вместе с первым финансовым отчетом, а также на обязательность представления финансового отчета в электронном виде, ни в Федеральном законе № 67-ФЗ, ни в Законе РБ № 603-III не содержится.
Следовательно, то обстоятельство, что 09 июля 2018 года Жанаев не представил первый финансовый отчет в электронном виде и не приложил учет поступления и расходования денежных средств, не может являться основанием к отмене регистрации кандидата
Руководствуясь статьями 180 и 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска кандидата в депутаты Народного Хурала РБ шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 Димовой Е.А. к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 14 об отмене решения о регистрации кандидата Жанаева А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья С.В. Булгытова