Мотивированное решение суда изготовлено 03.09.2021 Дело № 2-2569/2021
25RS0001-01-2021-001979-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2021 года Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шереметы Я.О., при ведении протокола помощником ФИО3, с участием старшего помощника военного прокурора ФИО4, представителя ответчика филиала ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту, третье лицо: командир войсковой части 40128-Г, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в суд с указанным иском к ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту в обоснование заявленных требований указав, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения требований законодательства филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту при содержании и эксплуатации здания гаража (инв.7), расположенного на территории военного городка № «Учебный» войсковой части 40128-Г по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ комиссией проведен общий осенний осмотр объектов казарменно-жилищного фонда (зданий и сооружений) военного городка № «Учебный», по результатам которого составлены акты, свидетельствующие о необходимости проведения текущего ремонта здания гаража (инв.7). В связи с указанным, военный прокурор в интересах неопределенного круга просил суд возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации и ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт здания гаража (инв. №), расположенного на территории военного городка № «Учебный» войсковой части 40128-Г по адресу: <адрес>, в объемах, указанных в акте общего осеннего осмотра и дефектной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом по ходатайству представителя Министерства обороны Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен командир войсковой части 40128-Г.
Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ТОФ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве; указав, что в пределах своей компетенции Учреждение приняло все необходимые меры для приведения в нормативное состояние здания гаража (инв. №) военного городка № «Учебный» в/ч 40128-Г по адресу: <адрес>.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда письменные возражения, в которых полагал требования прокурора необоснованными, поскольку доказательств необходимости неотложного ремонта здания гаража (инв. №) военного городка № «Учебный» в/ч 40128-Г по адресу: <адрес>, не представлено; полагал, что в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нуждаемость здания в ремонте каким-либо образом затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц; одновременно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Командир войсковой части 40128-Г в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие
С учетом требований ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части 40128-Г, с учетом наличия соответствующих ходатайств.
Суд, выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно п. 2 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ПО, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 12 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации директор Департамента принимает решения по вопросам закрепления имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями Минобороны России.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» путем переименования из ГУ «Жилищно-эксплуатационная контора № Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ создана указанная организация, внесены соответствующие изменения в Устав.
Согласно ч. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России,утвержденного приказом директора Департамента имущественныхотношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017№ (в редакции изменений, внесенных приказом директораДепартамента имущественных отношений Министерства обороныРоссийской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав), основными целями Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 14 Устава, а также 10-11.1 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ, Учреждение осуществляет, в числе прочего, строительные специализированные работы, столярные и плотнические работы, прочие отделочные и завершающие работы; инженерные изыскания для строительства и управление недвижимым имуществом.
В соответствии с актом о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № и паспортом военного городка № «Учебный», утвержденным начальником ЖЭ(К)0 № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ здания гаража (инв. №) передано в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, то есть Минобороны России делегировало свои полномочия и права на содержание (эксплуатацию) названного военного городка ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под содержанием (эксплуатацией) здания, понимается техническое обслуживание, периодические осмотры и контрольные проверки и (или) мониторинг состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также текущие ремонты здания или сооружения.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Руководство по КЭО ВС РФ) в соответствии с которым коммунально-эксплуатационное обеспечение материально-технической базы Вооруженных Сил включает в себя техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт.
В свою очередь, перечень работ по текущему ремонту определен Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ВСН 58-88р (далее – Положение об организации ремонта), введенным в действие в Минобороны России пунктом 2 Руководства по КЭО ВС РФ.
Таким образом, обязанность по содержанию (эксплуатации) здания гаража (инв. №), в том числе проведению текущего ремонта лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а проведение его капитального ремонта – на Минобороны России.
Проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре в ноябре 2020 года проверкой установлено, что в нарушение требований п. 14.2. ст. 1, ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации ст. 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 2 ст. 25 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Государственной Думой ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.2 Свода правил 17.13330.2017 «Кровли», п. 4.11 Свода правил 29.13330.2011 «Полы», п. 4.3 Свода правил 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий», пп. 4.3, 4.6, 8.3.4 Свода правил 347.1325800.2017 «Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации» здания гаража (инв. №) нуждается в проведении ремонтных работ, а именно: восстановление отмостки (86 кв.м.), несущих стен (кирпичной кладки - 68 кв.м., отштукатуренных поверхностей – 189 кв.м., побелки стен – 210 кв.м.), кровли (замены стропильной системы – 200 м.п. и шиферной кровли - 62 кв.м.), оконных блоков (6 шт.), дверных блоков (8 шт.), деревянных элементов ворот – 64 кв.м., окраску и утепление ворот – 160 кв.м.), системы отопления (чугунные радиаторы - 4 шт.), автоматической системы пожаротушения, системы оповещения и управления при пожаре, системы дымоудаления, противопожарного водопровода, молниезащиты, наружной пожарной лестницы, обеспечение огнетушителями, восстановление электрооборудования.
Конкретный перечень ремонтно-восстановительных работ, необходимых для приведения здания гаража (инв. №) в надлежащее состояние указан в акте общего осеннего осмотра и дефектной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ по указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Тихоокеанскому флоту внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого военному прокурору гарнизона дан ответ, из которого следует, что Учреждение не намерено производить ремонт здания гаража (инв. №) военного городка № «Учебный».
Проведенной в феврале 2021 года контрольной проверкой установлено, что меры по проведению ремонта здания гаража (инв. №) до настоящего времени не приняты.
Таким образом, принимая во внимания, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства ремонт здания гаража (инв. №) не осуществлен, суд приходит к выводу, что требования военного прокурора о возложении обязанности по выполнению ремонта подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в виде 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, каких-либо возражений в части необоснованности испрашиваемого прокурором срока от ответчиков не поступило.
Доводы Министерства обороны РФ о том, что в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение того, что нуждаемость здания в ремонте каким-либо образом затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, судом признаются несостоятельными.
Здание гаража (инв. №) используется по назначению, ежедневно неопределенный круг лиц может посещать указанное здание.
При этом из актов технического состояния видно, что здание не оборудовано системами противопожарной безопасности. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы для жизни и здоровья находящихся внутри и поблизости граждан и военнослужащих, в связи с чем неисполнение ответчиком обязанности по проведению ремонта здания гаража нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш ИЛ :
исковые требования заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту о возложении обязанности– удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации и ФГУБ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт здания гаража (инв. №), расположенного на территории военного городка № «Учебный» войсковой части 40128-Г по адресу: <адрес>, в объемах, указанных в акте общего осеннего осмотра и дефектной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Я.О. Шеремета