Дело № 2-3386/20
УИД 50RS0015-01-2020-004343-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г. Истра
Московская область
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Путынец И.А.,
при секретаре Безбоковой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А,М. к ООО «Рузский региональный оператор» о признании договора незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
К.А,М. обратился в суд с иском к ООО «Рузский региональный оператор» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований К.А,М. указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
В газете «Подмосковье сегодня» от 16 октября 2018 года № 194 (4360) ООО «Рузский региональный оператор» опубликован текст проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес>, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проект договора размещен также на сайте ответчика.
При этом в нарушение п. 1 ст. 432 ГК РФ в опубликованной оферте не содержится существенных условий договора, а именно: объем твердых коммунальных бытовых отходов; места и площадки накоплений твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов; подъездные пути к ним; количество контейнеров; объем размещенных контейнеров; назначение размещенных контейнеров для смешанного или раздельного сбора мусора, от которого зависит способ, по объему или нормативам, коммерческого учета твердых коммунальных отходов; способ учета объема твердых коммунальных отходов; дата заключения договора.
С учетом изложенного, уточнив заявленные требования (л.д. 55), просит суд признать незаключенным в отношении К.А,М. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в <адрес>.
В судебном заседании К.А,М. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Рузский региональный оператор» по доверенности (л.д. 31) Г.Е.О. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 42-44).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 1-5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
Судом установлено, что К.А,М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
ООО «Рузский региональный оператор» в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, заключенным с Министерством экологии и природопользования Московской области от 28 апреля 2018 года обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Московской области, в Рузской зоне регионального оператора, в том числе в Волоколамском районе Московской области, с 01 января 2019 года.
В газете «Подмосковье сегодня» от 16 октября 2018 года № 194 (4360) ООО «Рузский региональный оператор» опубликовало проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Проект договора размещен также на сайте ответчика. Данный договор в соответствии с его преамбулой является публичным договором (публичной офертой).
Истец считает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении себя не заключенным, так как период действия договора, который был опубликован в газете, имеет срок действия с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, и, кроме того, в договоре, размещенном также на сайте ответчика, отсутствуют его существенные условия.
Суд не может согласиться с данными доводами истца.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
В соответствии с п.1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями п.п. 8 (17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с п. 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждается распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет твердых коммунальных отходов (ТКО) осуществляется одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО; расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 24 апреля 2019 года № 229-РВ «Об утверждении регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельца индивидуального жилого строения» установлены условия приема ТКО из индивидуальных контейнеров.
Из вышеизложенного следует, что такие условия договора как: объем твердых коммунальных бытовых отходов; места и площадки накоплений твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов; периодичность вывоза твердых коммунальных отходов; подъездные пути к ним; количество контейнеров; объем размещенных контейнеров; назначение размещенных контейнеров; способ учета объема твердых коммунальных отходов, могут быть указаны в договоре только после получения заявки потребителя.
Кроме того, дата заключения договора может быть указана в договоре только после подписания его обеими сторонами. До данного момента, при установлении даты заключения договора следует руководствоваться п.п. 8 (17) и 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
К.А,М. в судебном заседании утверждал, что мусор не производит, услугой не пользуется, в связи с чем в отсутствие заключенного с ним договора не обязан вносить какую-либо плату ответчику. Утверждал, что не знает, какая контейнерная площадка может быть использована, соответствующая информация до него не доведена.
Необходимо отметить, что истец в силу закона обязать вносить ответчику плату за оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами. Представители ООО «Рузский региональный оператор» указали, что истец не оплачивает предоставляемую ему услугу, имеет задолженность по оплате за период с января 2019 года по сентябрь 2020 года в сумме 4615 рублей 77 копеек (л.д. 69-70). На имя К.А,М. открыт лицевой счет, начисление оплате производится исходя из нормативов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области. В материалы дела представлены выставленные за указанный период счета (л.д. 71-79).
Относительно мест складирования отходов в месте жительства истца и порядка вывоза мусора с контейнерной площадки К.А,М. в письме от ДД.ММ.ГГГГ были даны подробные объяснения (л.д. 45-46, 47-49). Также истцу разъяснено, в каком случае возможно осуществление вывоза мусора из индивидуального контейнера, на чем настаивает К.А,М. В направленном в начале 2020 года заявлении н заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истец указал тот способ и периодичность вывоза мусора, который удобен ему (л.д. 6-10, 11-20), не учитывая при этом Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, наличие единого тарифа на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами и Нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, суд отказывает К.А,М. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая отсутствие нарушения его прав как потребителя услуг, а договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами действующим на условиях типового договора.
Руководствуясь ст. ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований К.А,М. к ООО «Рузский региональный оператор» о признании договора незаключенным отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.А. Путынец