КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Кисель М.П. Дело № 2а-3793/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 января 2021 года № 33а-457/2021
город Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Шкуратовой А.В., Ивановой О.В.,
при секретаре Близнюк Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тарасова Владислава Александровича на решение Центрального районного суда города Калининграда от 28 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по городу Калининграду к Тарасову Владиславу Александровичу о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Шкуратовой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России №8 по городу Калининграду обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что Тарасов В.А., начиная с 2017 года, является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховых пенсии, а также в налоговом периоде 2016 года плательщиком транспортного налога, не исполнил обязанность по их уплате, в результате чего образовались недоимка по названным обязательным платежам на общую сумму 36 678,70 рубля.
Сославшись на своевременное направление административным истцом уведомления о размере обязательных платежей, подлежащих уплате Тарасовым В.А., и выставление ему требования об уплате данной недоимки, включая пени, начисленные на недоимку, на соблюдение сроков и порядка обращения в суд в исковом порядке, административный истец просил взыскать с Тарасова В.А. задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период 2018 год в размере 5 840 рублей, пени на данную недоимку в размере 339,29 руб., задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени на данную недоимку в размере 1 729,67 руб., задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2016 года в размере 2 183 рублей, пени на данную недоимку в размере 41,74 рубля.
Решением Центрального районного суда города Калининграда от 28 сентября 2020 года административное исковое заявление ИФНС № 8 по городу Калининграду удовлетворено: с Тарасова В.А. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период с 01.01.2017 года по состоянию на 09.01.2019 года в размере 5 840 рублей и начисленная на задолженность по взносам на обязательное медицинское страхование пеня в размере 339,29 рубля; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период с 01.01.2017 года по состоянию на 09.01.2019 года в сумме 26 545 рублей и начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере пеня в размере 1729,67 рубля; транспортный налог за 2016 год в размере 2 183 рублей, пени на транспортный налог за 2016 год в размере 41,74 рубля, а всего - 36 678,70 рубля, а также в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 300,63 рубля.
В апелляционной жалобе Тарасов В.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального закона, в её обоснование приводит доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела ходатайств не заявили.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статей 357-361 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно, в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Административный ответчик в налоговом периоде 2016 года являлся собственником транспортного средства марки «<данные изъяты>.
В соответствии со статьи 363 НК РФ налогоплательщик, являющийся физическим лицом, уплачивает транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Тарасов В.А. уведомлен о необходимости оплаты транспортного налога за 2016 год в размере 2 183 рубля налоговым уведомлением № 80099264 от 12.10.2017 г. (л.д.7).
Согласно статье 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в т.ч. адвокаты.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с неуплатой Тарасовым В.А. в установленный срок транспортного налога за налоговый период 2016 года в размере 2 183 рубля, а также за 2018 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда ОМС, в размере 5 840 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховых пенсий, в размере 26 545 рубля налоговой инспекцией выставлено соответственно налоговое требование № 16455 от 13.02.2018 года со сроком исполнения до 19 марта 2018 года, в котором также начислена пеня на недоимку по транспортному налогу в размере 41,74 рубля, требование № 897470 от 18.01.2019 года со сроком исполнения до 07.02.2019 года, в котором исчислены пени на недоимку по страховым взносам в бюджет Федерального фонда ОМС размере 339,29 рубля, пени на недоимку по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ в размере 1 729,67 рубля (л.д. 11, 12, 13).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
Из материалов дела следует, что по состоянию на 19 марта 2018 года сумма недоимки по транспортному налогу, выставленная к уплате Тарасову В.А. в требовании № 16455 от 13.02.2018 года, не превысила 3 000 рублей, в связи с чем с заявлением о принудительном взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика налоговый орган обратился после истечения срока исполнения, установленного в требовании № 897470 от 18.01.2019 года, после 07.02.2019 года.
18.11.2019 года мировым судьей 6-го судебного участка Центрального района города Калининграда на основании заявления налогового органа, поступившего в суд 15 ноября 2019 года, вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанных обязательных платежей, который на основании поступивших от должника 25.12.2019 г. возражений был отменен определением от 27.12.2019 года.
02.07.2020 года в Центральный районный суд города Калининграда поступило настоящее административное исковое заявление, направленное административным истцом 29 июня 2020 года заказным письмом (л.д. 25).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за налоговый период 2016 года, а также за 2018 год страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому в связи с ее неисполнением удовлетворил административное исковое заявление, взыскав с Тарасова В.А. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период с 01.01.2017 года по состоянию на 09.01.2019 года в размере 5 840 рублей и начисленную на задолженность пеню в размере 339,29 рубля; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 01.01.2017 года по состоянию на 09.01.2019 года в сумме 26 545 рублей и начисленную на недоимку пеню размере 1729,67 рубля; транспортный налог за 2016 год в размере 2 183 рублей, пени на недоимку в размере 41,74 рубля, а всего - 36 678,70 рубля.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку налоговым органом представлены доказательства, указывающие на наличие оснований для взыскания с административного ответчика суммы задолженности, на соблюдение порядка и срока принудительного взыскания за счет имущества налогоплательщика недоимки по обязательным платежам.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд первой инстанции проверил правильность осуществленного налоговым органом расчета и согласился с размером обязательств административного истца.
Доводы апелляционной жалобы Тарасова В.А. о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества налогоплательщика основаны на ошибочном толковании закона.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 названного Кодекса. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).
По смыслу положений глав 11.1 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 6 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 этого же Кодекса не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию, правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен определением мирового судьи 6-го судебного участка Центрального района города Калининграда 27.12.2019 года.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ налоговый орган вправе обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, последний день по заявленным требованиям срока – 27 июня 2020 года, который выпадает на нерабочий день (суббота).
Согласно части 2 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Административный иск сдан налоговым органом в организацию почтовой связи 29 июня 2020 года (в первый рабочий день), то есть в пределах установленного частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока обращения в суд.
Таким образом, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе тех, что указаны в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при разрешении административного дела не допущено. Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда города Калининграда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: