Дело № 2а-1486/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 26 августа 2020 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
с участием помощника прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Быковой Е.В.,
при секретаре Васёнкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску кандидатов в депутаты совета депутатов муниципального образования Большеижорское городское поселение пятого созыва по Большеижорскому Северному многомандатному избирательному округу № 1 Мельникова Алексея Викторовича и Шалавина Дениса Евгеньевича к Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об отмене регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Бортника Сергея Ивановича,
УСТАНОВИЛ:
В Ломоносовский районный суд Ленинградской области обратились с административным исковым заявлением кандидаты в депутаты совета депутатов муниципального образования Большеижорское городское поселение пятого созыва по Большеижорскому Северному многомандатному избирательному округу № 1 Мельников А.В. и Шалавин Д.Е. к Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района Ленинградской области (далее – ТИК Ломоносовского района) об отмене регистрации как кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Бортника С.И., также зарегистрированного по указанному избирательному округу.
В обоснование заявленных требований истцы отмечали, что 16.06.2020 Советом депутатов МО Большеижорское городское поселение принято решение № 29 о назначении выборов депутатов совета депутатов МО Большеижорское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области пятого созыва.
Кандидат в депутаты совета депутатов МО Большеижорское городское поселение пятого созыва Бортник С.И., зарегистрированный ТИК Ломоносовского района 22.07.2020, в нарушение положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) использует денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, когда их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; неоднократно использовал преимущества своего должностного или служебного положения, в связи с чем его регистрация должна быть отменена.
Истцы указали, что Бортник С.И. является Главой муниципального образования и председателем Совета депутатов МО Большеижорское городское поселение.
Официальным средством массовой информации МО Большеижорское городское поселение является газета «Наш край. Большая Ижора».
5 августа 2020 года был выпущен тиражом 999 экземпляров и распространен очередной выпуск муниципальной газеты «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года, учредителем и издателем которой является Совет депутатов МО Большеижорское городское поселение.
По мнению истцов в названном выпуске газеты размещена предвыборная агитация, распространена информация, в которой явно преобладают сведения о кандидате Бортник С.И. в сочетании с позитивными комментариями, способствующая созданию положительного отношения избирателей к кандидату, а также опубликован отчеты о работе совета депутатов МО Большеижорское городское поселение под руководством главы муниципального образования Бортника С.И.
Агитационные материалы размещены без указания источника оплаты за создание и размещение данного агитационного материала.
Также истцы ссылались на то, что в нарушение законодательства Бортник С.И. фактически не перестал освобождать себя от выполнения должностных обязанностей Главы Большеижорское городского поселения, что подтверждается указанием его полной должности под обращением к жителям поселения на первой странице вышеуказанной газеты. Бортник С.И. в нарушение закона привлек сотрудников подведомственной ему муниципальной газеты к незаконной агитационной деятельности, способствующей его избранию депутатом. Публикуя такую информацию Бортник С.И. получил бесплатную политическую агитацию за счет налогоплательщиков поселения, не оплатив из своего избирательного фонда, тогда как предельный размер расходования средств избирательного фонда составляет 3000 рублей, что ниже стоимости печати такого тиража цветной газеты и ее распространения.
В порядке положений ч. 7 ст. 243 КАС РФ к участию в административном деле о защите избирательных прав для дачи заключения по делу привлечена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и прокурор Ломоносовского района Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Ленинградской области.
В судебном заседании административный истец Мельников А.В., его представитель Титов С.А., действующий на основании доверенности (л.д. 40), а также представитель административных истцов Мельникова А.В. и Шалавина Д.Е. – адвокат Лебедев Д.В., действующий на основании ордеров (л.д. 38-39), поддержали заявленные исковые требования.
Административный истец Шалавин Д.Е. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, направил своего представителя - адвоката Лебедева Д.В.
Представитель административного ответчика - председатель Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Топчян А.Н. в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку неоднократных нарушений Федерального закона № 67-ФЗ допущено не было.
Заинтересованное лицо Бортник С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, направил своего представителя – Андреева В.Л., действующего на основании доверенности (л.д. 44-46), который в заседании просил отказать в удовлетворении иска, поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (51-57).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ленинградской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен, представил отзыв, в котором заинтересованное лицо также не усматривает оснований для удовлетворения иска и нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (л.д. 29-30).
Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела указанный орган извещен, представил заключение, в котором оставлен на усмотрении суда вопрос о заявленных исковых требованиях.
Суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав заключение прокурора о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ срок подачи административного искового заявления не пропущен, поскольку соответствующее процессуальное действие было совершено 21.08.2020 г.
Участниками судебного разбирательства не оспаривалось и следует из материалов дела, что Мельников А.В. и Шалавин Д.Е. являются кандидатами в депутаты совета депутатов муниципального образования Большеижорское городское поселение пятого созыва по Большеижорскому Северному многомандатному избирательному округу № 1, в связи с чем они вправе обратиться с требованием об отмене регистрации кандидата Бортник С.И., зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Из материалов дела также следует, что Бортник С.И. является действующим председателем Совета депутатов МО Большеижорское городское поселение - главой муниципального образования.
5 августа 2020 года в поселке Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области был распространен выпуск муниципальной газеты «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года (л.д. 14).
В газете «Наш край. Большая Ижора» от 05 августа 2020 года опубликован на 2, 3 и 4 страницах отчет о работе администрации поселения и совета депутатов МО Большеижорское городское поселение под руководством главы муниципального образования Бортника С.И., а также на первой странице интервью «Мнение: депутат должен жить жизнью своего поселения» почетного гражданина Ломоносовского района Ленинградской области - депутата Пениковского сельского поселения ФИО10
В интервью отражено, мнение ФИО10 относительно главы Большой Ижоры Бортника, который, как указано, показал себя как активный депутат, который с командой сделал за последнюю пятилетку хорошее благоустройство; отмечена добросовестность.
В газете отражено, что её учредителем и издателем является совет депутатов Большеижорского городского поселения.
Истцы считают публикацию агитационным материалом Бортника С.И., который не был оплачены из избирательного фонда указанного кандидата.
В пунктах «б» и «г» ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ установлены признаки предвыборной агитации, осуществляемой в период избирательной кампании, а именно:
- выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
- распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.
Суд считает, что изложенное мнение ФИО10 по своему содержанию имеет признаки предвыборной агитации, установленные названной нормой права. В этой связи отклоняет как несостоятельное письменное заключение специалистов ФИО11 и ФИО12 от 26.08.2020 относительно политологического и лингвистического анализа материала, по выводам которых опубликованная на первой полосе информационного выпуска под названием «Мнение. Депутат должен жить жизнью своего поселения» не является агитационным печатным материалом кандидата в депутаты совета депутатов МО Большеижорское городское поселение Бортника С.И. (л.д. 58-80).
Публикация такого интервью может являться нарушением порядка проведения предвыборной агитации средством массовой информации газетой «Наш край. Большая Ижора», однако необходимо учитывать требования п. 2.1 ст. 48 Федерального закона № 67-ФЗ о том, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
В соответствии с п. «в» ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Доказательств неоднократности совершения таких действий или использования преимуществ своего положения в ходе судебного разбирательства не установлено.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что агитация проводилась непосредственно кандидатом Бортником С.И., который не может нести ответственность за деятельность третьих лиц, в том числе выразивших свое мнение в газете «Наш край. Большая Ижора». Непосредственно кандидат Бортник С.И. какой-либо агитации не проводил и своего агитационного материала не публиковал.
Сам по себе факт того, что газета «Наш край. Большая Ижора» является официальной газетой МО Большеижорское городское поселение, не свидетельствует об использовании кандидатом Бортником С.И. преимуществ должного положения.
Что касается опубликованного отчета о работе, то признаки предвыборной агитации в нем отсутствуют, поскольку опубликованная информация отражает отчет о работе администрации и совета депутатов поселения за 2015-2020 годы и не касается непосредственно депутатской деятельности Бортника С.И., о полном объеме выполненной им за такой период работы, применительно к положению п. «з» ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ.
Указанный вывод согласуется с письменным заключением специалистов ФИО11 и ФИО12 от 26.08.2020 относительно политологического и лингвистического анализа материала, по мнению которых информация, опубликованная на полосах 2, 3, 4 информационного выпуска, не является агитационным печатным материалом кандидата в депутаты Бортника С.И. (л.д. 58-80), а также письменным заключением специалиста ФИО13 относительно социологического исследования опубликованных материалов, по мнению которого информационный выпуск воспринимается респондентами как отчет о проделанной работе; респонденты не связывают материал из информационного выпуска с каким-то конкретным человеком и не обнаружили предвыборной агитации в материалах выпуска «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года (л.д. 81-107).
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П, проведя анализ интересов общества в целом и интересов отдельных участников избирательной кампании при реализации права на предвыборную агитацию, установил приоритет права общества на свободу слова в ходе выборов над интересами отдельных кандидатов, которые могли бы быть нарушены средствами массовой информации в ходе информационного обеспечения выборов. В этой связи информация о деятельности кандидата даже при наличии позитивных или негативных комментариев о нем, что также является разновидностью выражения мнений, и в отсутствие агитационной цели не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
В рассматриваемом случае судом не усматривается цель побуждения избирателей голосовать за кандидата Бортника С.И., а публикация информационных материалов не обусловлена объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах.
Судом отклоняются доводы истцовой стороны о необходимости Бортника С.И. освободить себя от выполнения должностных обязанностей главы Большеижорского городского поселения по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В ч. 2 ст. 26 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» закреплено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при численности избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
Должность главы муниципального образования Большеижорского городского поселения, которую замещает Бортник С.И., не является должностью государственной или муниципальной службы. Поскольку Бортник С.И. не находится на государственной или муниципальной службе, а также не является лицом, работающим в организации, осуществляющий выпуск средства массовой информации, то указанная норма закона к нему не применяется.
В соответствии с п. «б» ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае:
- использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Исходя из абзаца 2 части 5 статьи 38 Областного закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года № 20-оз «О муниципальных выборах в Ленинградской области» предельные размеры расходования средств избирательного фонда для кандидата на выборах депутатов представительного органа не могут превышать 60000 рублей.
Таким образом, 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда (60000 рублей) составляет 3000 рублей.
Отмена регистрации кандидата является мерой юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах.
По договору от 03.08.2020, заключенному между Муниципальным Советом МО Большеижорское городское поселение (Совет депутатов) и Местной администрацией МО Большеижорское городское поселение, Совет депутатов как учредитель издания «Наш край. Большая Ижора» передал администрации все права и обязанности учредителя по материально-техническому обеспечению и производству названного печатного издания, в том числе с правом заключения договоров иным полиграфическим предприятием на период с 03.08.2020 по 13.09.2020 с возможность пролонгации (л.д. 121).
Из ответа главы местной администрации МО Большеижорское городское поселение ФИО14 от 25.08.2020 № 695 на запрос Совета депутатов МО Большеижорское городское поселение следует, что информационный выпуск «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года по устному указанию главы местной администрации от 29.07.2020 года был подготовлен редактором ФИО9 и представлен главе местной администрации на согласование и утверждение 31.07.2020 года, о чем имеется резолюция ФИО14 «В печать» (л.д. 108-109, 110-111, 112).
Для организации печати информационного выпуска «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года главой местной администрации МО Большеижорское городское поселение ФИО14 была подписана Заявка 1 на генерального директора ООО «ТК Девиз»» Киселёва О.И. (л.д. 117) и заключен Договор № 20-08-03 от 03.08.2020 на выполнение полиграфических работ (л.д. 118), оплата по которому на сумму 17632 рублея не произведена (л.д. 119, 120).
Из ответа главы местной администрации от 25.08.2020 № 695 также следует, что печатные материалы, размещенные в информационном выпуске «Наш край. Большая Ижора» за август 2020 года, не были согласованы с главой муниципального образования Большеижорского городского поселения – председателем совета депутатов Бортником С.И., так как организация выпуска, подготовка, печать осуществлялась администрацией МО Большеижорское городское поселение и будет оплачена за счет средств администрации, а не Совета депутатов МО Большеижорское городское поселение.
Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Местная администрация МО Большеижорское городское поселение, также как и представительный орган муниципального образования - Муниципальный Совет МО Большеижорское городское поселение (Совет депутатов), в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются самостоятельными органами и юридическими лицами, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ в отношении указанных лиц (л.д. 122-137), в связи с чем сотрудники администрации, а также иные лица администрации не находятся в подчинении или в иной служебной зависимости от председателя совета депутатов Бортника С.И.
При указанных установленных судом обстоятельствах суд не усматривает оснований считать, что кандидат в депутаты Бортник С.И. использовал денежные средства в сумме свыше 3000 рублей не из средств собственного избирательного фонда для достижения результата на выборах, учитывая, что инициатором и организатором печати была местная администрация МО Большеижорское городское поселение.
Таким образом, в действиях зарегистрированного кандидата Бортника С.И. не установлены нарушения действующего Федерального закона.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ 17 ░░░░░ 00 ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.