РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г. о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В.,
при секретаре Евсиковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-820/2024 по исковому заявлению Колесникова Виктора Владимировича к администрации м.р. Ставропольский Самарской области, администрации с.п. Бахилово м.р. Ставропольский, ФИО4 о признании права собственности на объект недвижимости в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Колесников В.В. обратился в Ставропольский районный суд с указанным иском, в котором просит признать за ним право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Заявленные требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №. С момента вселения в дом, истец владеет им как собственным, оплачивает счета за коммунальные услуги, проводит текущий ремонт, поддерживая его в нормальном состоянии.
До подачи искового заявления о признании права собственности в силу приобретательской давности Администрация м.р. Ставропольский Самарской области не предпринимала каких-либо действий в отношении имущества, являющегося выморочным, не осуществляла свои права собственника в отношении указанного имущества. В связи с чем истец полагает, что приобрел право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец Колесников В.В. исковые требования подержал и просил их удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.
Представитель ответчика - Администрация м.р Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, представил в суд свою позицию согласно которой не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика - Администрации с.п. Бахилово м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, отзыв относительно заявленных требований суду не представили.
Третье лицо ФИО13 исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.
Представители третьих лиц - ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука", в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, принять решение по имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц Филиал ППК "Роскадастр" по Самарской обл., Министерство природных ресурсов и экологии, Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, отзыв относительно заявленных требований суду не представили.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 пояснила, что с 1992 года она проживет в Бахилово и работает в администрации. Спорный дом принадлежат сначала ФИО1. ФИО1 умерла, у нее было трое детей. Дети умерли. Внуки стали вступать в наследство после смерти бабушки, но не оформили наследство. ФИО5 - внучка ФИО1. Вступили в наследство ФИО3 и ФИО2. ФИО3 умер. После ФИО2 наследником является ФИО4. Внуки ФИО1 – ФИО4 и ФИО5 продали дом ФИО15, примерно в 2004- 2006 году, потом она уехала в Москву. Она хотела оформить этот дом, наняла риелторов, дом так и не оформили. Она продала этот дом ФИО14, получила деньги и уехала. В этом доме ФИО14 проживают с 2006 года.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав истца, ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу пункта 2 статьи 1Гражданского кодекса Российской Федерации граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательской давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательской давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии с п. 1 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пятя лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом п. 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений вышеуказанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.В проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно выписки ЕГРН № КУВИ -№ от ДД.ММ.ГГГГ спорный объект недвижимости имеет кадастровый №.
Согласно представленным выпискам их похозяйственных книг № ДД.ММ.ГГГГ-1990 г. следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, с.<адрес> зарегистрирован на праве собственности за ФИО1. Основания занесения в похозяйственную книгу отсутствуют.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ
Из свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ выданное нотариусом ФИО11 следует, что на основании завещания, удостоверенного секретарем сельского Совета администрации с. Бахилово Ставропольского района ДД.ММ.ГГГГ реестр №, наследниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, гр. ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, являются в ? доле: ФИО2 и ФИО3.
Согласно представленным выпискам их похозяйственных книг № ДД.ММ.ГГГГ-2006 г. жилой дом по адресу: <адрес>, с.<адрес> зарегистрирован на праве собственности за ФИО2 и ФИО3. Основание занесения в похозяйственную книгу – свидетельство праве на наследство № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> №.
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты><данные изъяты> №.
Из ответа нотариуса ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что после смерти ФИО2 открыто наследственное дело №. Наследником по закону является дочь – ФИО4. В наследственную массу заявлены: жилой дом и земельный участок, расположенный пол адресу: <адрес>.
После смерти ФИО3 наследственное дело не заводилось.
В соответствии с ч.1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с ч. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П отметил, что переход выморочного имущества в собственность публично-правового образования независимо от государственной регистрации права собственности и совершения публично-правовым образованием каких-либо действий, направленных на принятие наследства (пункт 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в истолковании постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"), не отменяет требования о государственной регистрации права собственности. Собственник имущества, по общему правилу, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), что предполагает и регистрацию им своего права, законодательное закрепление необходимости которой, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу (постановления от 26 мая 2011 г. N 10-П, от 24 марта 2015 г. N 5-П и др.). Бездействие же публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенной степени создает предпосылки к его утрате.
Поскольку в данном случае, не смотря на смерть ФИО3 администрация с.п. Бахилово Ставропольского района, как получатель выморочного имущества не распорядилась своим право на регистрацию земельного участка за собой, суд приходит к выводу, что в данном случае применимы нормы ст.234 ГК РФ.
В соответствии со ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Также судом установлено, что после смерти матери ФИО2 и брата ФИО3 фактически в наследство вступила ФИО5.
Договор задатка, имеющийся в материалах дела подтверждает факт передачи ФИО14 ФИО6 ФИО16 задатка в размере 50 000 рублей за спорный дом.
Согласно представленному ответу на запрос суда Министерства имущественных отношений Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах на спорный жилой дом и земельный участок отсутствуют.
С 2006 г. истец владеет спорным жилым домом как собственным, что подтверждается справкой, выданной администрацией с.п Бахилово в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно отзыва администрации м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ, администрация не оспаривает права ФИО7
Согласно отзыва администрации с.п. Бахилово м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ администрация не оспаривает права ФИО7
Из отзыва ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» следует, что спорный земельный участок располагается в границах старой (исторически сложившейся) застройки с. Бахилово. Указанный участок не входит в состав лесного фонда национального парка, не располагается в заповедной или особо охраняемой зоне, вошел в границы национального парка «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственной эксплуатации, его границы не пересекают границ участков, переданных в постоянное пользование ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука».
Кроме того судом установлено, что спорный земельный участок располагается в горницах села Бахилово, которые внесены в ЕГРН – №
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истец ФИО7 более 15 лет открыто пользуется жилым домом проживая в нем с семьей, учитывая позицию ответчика ФИО4, администрации с.п. Бахилово, как потенциальных наследников, не вступившими в фактическое владение наследственным имущество, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Колесниковым Виктором Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения (паспорт <данные изъяты>) право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2024 года
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД: 63RS0027-01-2023-003952-93