Дело № 2а- 142/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Староалейское 26 апреля 2019 года
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,
при секретаре Ткачевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Специализированное агентство аналитики и безопасности» к судебному приставу-исполнителю ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Труновой Т.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (ООО «СААБ») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Труновой Т.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, указывая в иске, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Труновой Т.А. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ № «Об исполнительном производстве» принято постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству №- ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного документа - судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Третьяковского района Алтайского края о взыскании задолженности в размере 25 202,94 руб. с должника Шадриной В.А. в пользу взыскателя ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности». Указанная выше информация получена ООО «СААБ» ДД.ММ.ГГГГ из Банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России, тем самым в соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. На сегодняшний день копия постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и исполнительный документ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Шадриной В.А. в адрес взыскателя не поступали, в связи с чем ООО «СААБ» лишено возможности дальнейшего предъявления исполнительного документа к исполнению. Административный истец считает, что судебный пристав-исполнитель Трунова Т.А. в нарушении ч.6 ст.47 ФЗ № «Об исполнительном производстве» не направила в установленные законом сроки копию постановления об окончании исполнительного производства №-ИП вместе с исполнительным документом взыскателю. Тем самым, административный ответчик своим бездействием нарушает право ООО «СААБ» как взыскателя на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению и право на своевременное и полное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст.2 и ч.4 ст.46 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Труновой Т.А., выраженное в не соблюдении установленного ч.6 ст.47 ФЗ № «Об исполнительном производстве» срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП с оригиналом исполнительного документа № взыскателю после его вынесения, незаконным. В целях восстановления нарушенных прав административного истца, обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Трунову Т.А. направить в адрес ООО «СААБ» копию постановления об окончании исполнительного производства №-ИП с оригиналом исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Третьяковского района Алтайского края.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении указана просьба о рассмотрении административного искового заявления без участия представителя ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности».
Административный ответчик судебный пристав ОСП Третьяковского района Трунова Т.А., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Заинтересованное лицо Шадрина В.А. в судебное заседание не явилась, судебное извещение направлялось по адресу регистрации, по запросу суда предоставлена копия актовой записи о смерти.
Представитель заинтересованного лица ОСП Третьяковского района в судебное заседание не явился. В суд направлены возражения на административное исковое заявление, в котором указано о направлении взыскателю постановления об окончании исполнительного производства простой почтовой корреспонденцией после принятия постановления об окончании исполнительного производства, а также о направлении в адрес административного истца повторно постановления об окончании исполнительного производства, а также подлинника исполнительного документа заказной почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, указывает, что в настоящее время Трунова Т.А. уволена с федеральной гражданской службы, в связи с изложенным в удовлетворении административного иска просил отказать.
Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы административного иска, проанализировав письменные доказательства и оценив их в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.8, 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина (организации).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.47 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
В силу п.3 ч.1, ч.3 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Шадриной В.А. в пользу взыскателя ООО «Специализированное агентство аналитики и безопасности» задолженности по кредитному договору в размере 24 731, 96 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 470, 98 руб. (л.д.35).
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП Третьяковского и Локтевского районов поступило заявление ООО «Специализированное агентство аналитики и безопасности» о принятии к исполнению исполнительного документа в отношении должника Шадриной В.А. (л.д.34).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Труновой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника Шадриной В.А. в пользу взыскателя ООО «Специализирвоанное агентство аналитики и безопасности» (л.д.38).
В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимались меры для установления места нахождения должника и установлении у него имущества (л.д.39-49), в связи с невозможностью установления местонахождения должника и имущества судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о совершении исполнительных действий (л.д. 50-51), акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю (л.д.52), постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю (л.д. 53).
Принятая ДД.ММ.ГГГГ на федеральную государственную гражданскую службу судебный пристав-исполнитель Трунова Т.А. уволена из Отдела судебных приставов Третьяковского района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-56).
В силу ч.2 ст.46 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
В данном случае перед вынесением постановления об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, который впоследствии утвержден старшим судебным приставом. Указанное основание для возвращения исполнительного документа взыскателю предусмотрено п.3 ч.1 ст.46 Закона «Об исполнительном производстве».
Поскольку материалы исполнительного производства не содержат сведений о дате получения взыскателем постановления об окончании исполнительного производства и возвращения исполнительного документа взыскателю, суд исходит из того, что срок оспаривания бездействия судебного пристава-исполнителя административным истцом не пропущен.
Согласно ч.6 ст.47 Закона «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляются взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
В нарушение указанных требований судебным приставом-исполнителем постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ были направлены взыскателю только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком ФГУП «Почта России» (л.д. 57).
Однако, административным истцом не предоставлены доказательства того, что несвоевременное направление судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления об окончании исполнительных производств взыскателю нарушает его права.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что должник Шадрина В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
В виду отсутствия нарушения прав административного истца несвоевременным направлением судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительных документов взыскателю, оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконными действия судебного пристава-исполнителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного иска ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ООО «Специализированное агентство аналитики и безопасности» к судебному приставу-исполнителю ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Труновой Т.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Третьяковский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.А. Гончарова