Решение по делу № 2-1185/2017 от 20.02.2017

Дело № 2-1185/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Зубик О.Н.,

с участием истца Г..,

представителя ответчика КУМИ МОГО «Ухта» - Ю..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

15 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,

установил:

Г.. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 20.01.2017, обязании принять Г. и членов её семьи на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что в ноябре 2016 года она обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья заявителя намеренно ухудшила свои жилищные условия. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от 22 февраля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Е.

В судебном заседании истец Г. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика КУМИ МОГО «Ухта» Ю.., выступая в суде, исковые требования не признала, поддержала отказ Комитета от 20.01.2017, законность которого оспаривает истец.

Ответчик администрация МОГО «Ухта», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В ранее представленном отзыве, представитель администрации МОГО «Ухта» С. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отзыве основаниям.

Третье лицо Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину уважительности не явки суду не представил.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 09 октября 2014 года между Е. и Г. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке ........ от 09.10.2014.

От брака .... имеют несовершеннолетнего ребенка – П.., 02.03.2015 года рождения.

Истец и члены её семьи – супруг и несовершеннолетний ребенок зарегистрированы в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: ...., которая принадлежит Е. на праве личной собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.01.2012 сделана запись регистрации № ..... Общая площадь жилого помещения составляет 28,6 кв.м.

Согласно справке МАУ «МФЦ» МОГО «Ухта» № .... от 24.11.2016 в настоящее время в этом жилом помещении зарегистрированы с 11.11.2016: Е.., Г.. и П.

До регистрации в спорном жилом помещении Г. в период с 14.01.2005 по 13.09.2016 имела регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: 1, общей площадью 17,1 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/2 доли в праве истцу и её отцу В.

Е. же в период с 03.08.2002 по 10.11.2016 был зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: 2, общей площадью 52,75 кв.м, принадлежащем А.

На основании договора купли-продажи от 21.09.2016 Г.. продала принадлежащую ей на праве общей долевой собственности 1/2 долю жилого помещения, расположенного по адресу: Республика 1

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

В соответствии в п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На территории Республики Коми отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее - Закон Республики Коми № 30-РЗ).

В ст. 1 Закона Республики Коми № 30-РЗ перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в числе таких категорий указаны молодые семьи (подпункт «и»).

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ, в частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подп. 4 п. 13 ст. 2 Закона).

Согласно положению ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 14 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ также установлено, что при ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения.

Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

29 ноября 2016 годаГ.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она, её супруг Е. и их несовершеннолетняя дочь П. в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: .....

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 20 января 2017 года № .... Г. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья», по тем основаниям, что заявителем были совершены действия, связанные с отчуждением принадлежащей ей на праве собственности - 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, г1, в результате которых были ухудшены жилищные условия, и поэтому семья не может быть поставлена на учет.

Суд соглашается с данным решением КУМИ МОГО «Ухта», поскольку оно основано на законе, так как действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Фактически действия заявителя по реализации принадлежащей ей 1/2 доли в праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: 1, общей площадью 17,1 кв.м, привели к ухудшению ею своих жилищных условий, к искусственному созданию нуждаемости в жилье.

Так, если бы в собственности Г. находилась 1/2 доля вышеуказанного жилого помещения, то её семья не являлась бы нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку с учетом суммарного значения площадей жилых площадей и количества членов семьи истца, учетная норма площади жилого помещения для принятия семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, до продажи 1/2 доли жилого помещения, принадлежащего истцу, составляла 12,38 кв.м ((28,6 + (17,1 / 2))/3), что превышает размер установленной учетной нормы (11 кв.м на 1 человека), а после отчуждения 1/2 доли жилого помещения, стала составлять 9,5 кв.м (28,6 / 3), что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий истца и его семьи.

Доказательств того, что отчуждение 1/2 доли в праве собственности носило вынужденный характер, заявителем не представлено, в то время как условия договора купли-продажи года говорят о добровольности сделки.

Отчуждение 21 сентября 2016 года 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Советская, д. 3, корп. 1, ком. 218, совершено намеренно, на основании добровольного волеизъявления, привело к ухудшению жилищных условий Г., с учетом установленных судом обстоятельств и хронологии произошедших событий, направлено на приобретение права состоять на учете. Такие действия нельзя признать добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства.

То обстоятельство, что в период приватизации комнаты, расположенной по адресу: 1, Г. являлась несовершеннолетней, и в силу этого реализацию 1/2 доли данной комнаты нельзя рассматривать, как ухудшение жилищных условий в смысле ст. 53 Жилищного кодекса РФ, не имеет правового значения при разрешении данного спора.

Таким образом, учитывая, что Г. были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с чем, приходящаяся на членов её семьи общая площадь жилого помещения стала составлять менее учетной нормы, а также принимая во внимание то обстоятельство, что со дня совершения Г. действия по продаже принадлежащей ей доли жилого помещения, прошло менее года, то КУМИ МОГО «Ухта» обоснованно принято решение об отказе в удовлетворении заявления Г.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Г.. у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 20 января 2017 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19.05.2017.

Судья С. С. Логинов

2-1185/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Громилина Е.Ю.
Ответчики
КУМИ
Другие
Громилин Е.А.
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
20.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.04.2017Предварительное судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
19.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее