Решение по делу № 2а-171/2020 от 23.03.2020

Дело № 2а-171/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 4 июня 2020 года

    Онежский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Саутиевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онежской межрайонной прокуратуры в интересах муниципального образования «Онежское», неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании бездействия по разработке и утверждению экономического обоснования ставок земельного налога незаконным, обязании разработать и утвердить обоснование ставок земельного налога,

установил:

    Межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах муниципального образования «Онежское», неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании бездействия по разработке и утверждению экономического обоснования ставок земельного налога незаконным, обязании разработать и утвердить обоснование ставок земельного налога.

    В обоснование административного иска указано, что в ходе надзорной деятельности прокуратурой выявлены многочисленные нарушения при нормативно-правовом регулировании вопросов местного значения на территории МО «Онежское». Так, решение Совета депутатов МО «Онежское» от 14 ноября 2006 года не имеет экономического обоснования ставок земельного налога, обязанность по подготовке которого в соответствии с действующим законодательством возложена на исполнительный орган местного самоуправления. Согласно статье 43 Устава МО «Онежский муниципальный район» в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» административный ответчик исполняет полномочия администрации МО «Онежское», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения МО «Онежское». Финансовое обеспечение деятельности административного ответчика в части исполнения полномочий МО «Онежское» осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Онежского муниципального района. Отсутствие экономического обоснования налоговых ставок при судебном оспаривании повлечет отмену решения представительного органа о земельном налоге, что негативно скажется на доходной части бюджета муниципального образования «Онежское», поскольку поступления от уплаты земельного налога являются его составной частью. Отсутствие обоснования ставок земельного налога нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку в силу действующих положений закона налог должен быть экономически обоснован для всех налогоплательщиков.

    В судебном заседании помощник прокурора Мёрзлый Н.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения администрация извещена надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

    Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается поименованным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387).

    Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

    Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных указанным кодексом, порядок и сроки уплаты данного налога.

    В судебном заседании установлено, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе надзорной деятельности выявлено нарушение в части отсутствия обоснования ставок земельного налога. Решение Совета депутатов МО «Онежское» от 14 ноября 2006 года не имеет экономического обоснования ставок земельного налога, за исключением ставок, установленных решением от 13 февраля 2013 года, что также подтверждается объяснением МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район», из которого следует, что их разработка не ведется, с потенциальным подрядчиком – ООО «Аудиторское-консалтинговое бюро «Азимут» проведение закупки невозможно, так как не определена начальная максимальная цена контракта выполнения работ по обоснованию ставок земельного налога. В бюджете МО «Онежское» на 2020 год денежные средства на финансирование мероприятий по обоснованию ставок земельного налога не предусмотрены.

    Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных административных исковых требований.

    Данное бездействие нарушает права и законные интересы муниципального образования «Онежское», а также неопределенного круга лиц, при этом, материалами дела подтверждается, что действенные и эффективные меры по разрешению сложившейся ситуации администрацией МО «Онежский муниципальный район» не приняты.

    Доказательств об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса у администрации МО «Онежский муниципальный район», а также обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии с требованиями КАС РФ, в судебное заседание не представлено.

     В соответствии со статьей 43 Устава МО «Онежский муниципальный район» и частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» административный ответчик исполняет полномочия администрации МО «Онежское», в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения МО «Онежское». Администрация Онежского муниципального района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения муниципального образования «Онежское».

    В пункте 3 статьи 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, указано, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

    По смыслу приведенной нормы, налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без определения которого налог не считается установленным (пункт 1 статьи 17 НК РФ), должна иметь экономическое обоснование.

    Поскольку согласно части 12 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ данное заявление подлежит рассмотрению именно в порядке, определенном указанным кодексом.

    При таких обстоятельствах, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

    Оценивая требования прокурора относительно устранения допущенных нарушений в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, учитывая необходимость соблюдения предусмотренной процедуры, объем работ, которые необходимо выполнить административному ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения решения суда с даты вступления решения в законную силу.

    Указанный срок установлен с учетом обстоятельств дела, является разумным и достаточным для выполнения всех мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.

    В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

    Администрация МО «Онежский муниципальный район» является органом местного самоуправления и в силу закона она освобождена от уплаты государственной пошлины.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

    административное исковое заявление Онежской межрайонной прокуратуры в интересах муниципального образования «Онежское», неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании бездействия по разработке и утверждению экономического обоснования ставок земельного налога незаконным, обязании разработать и утвердить обоснование ставок земельного налога - удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» по разработке и утверждению экономического обоснования ставок земельного налога.

    Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в трехмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить обоснование ставок земельного налога муниципального образования «Онежское».

    Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий      подпись С.Ю. Карелина

Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2020 года

2а-171/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Онежская межрайонная прокуратура
МО "Онежское"
Ответчики
Администрация МО "Онежский муниципальный район"
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Карелина Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
onegasud.arh.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
14.05.2020Производство по делу возобновлено
14.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее