Дело № 2–1110/2024
УИД 42RS0035-01-2024-001756-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таштагол 23 октября 2024 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С.Н.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куксиной А. А. к Администрации Таштагольского муниципального района о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Куксина А.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит восстановить ей срок для принятия наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать – ФИО1 После её смерти открылось наследство, состоящее из однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащая ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Она является единственным наследником по закону после смерти своей матери. В установленный шестимесячный срок, она не приняла наследство по причине того, что обратилась на консультацию по вопросу принятия наследства к неквалифицированному юристу, который ей пояснил, что поскольку она является единственной наследницей, то она фактически приняла наследство после её смерти. В настоящее время она узнала, что все таки необходимо было обращаться к нотариусу. Считает, что срок принятия наследства был пропущен ею по уважительной причине.
Истец Куксина А.А. и ее представитель ФИО7, действующая на основании доверенности (л.д. 14) в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Таштагольского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 55 ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1112 ч. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пп. 1 п. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно ст. 218 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ч. 1 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что согласно свидетельства о рождении Куксиной (добрачная фамилия <данные изъяты> (л.д. 8) А.А. является родной дочерью ФИО1 (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Куксиной А.А. - ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданного ОЗАГС <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Таштагольского нотариального округа, Куксиной А.А. принадлежит квартира, общей площадью 36,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11).
Такими образом, после смерти ФИО1 открылось наследство, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно общедоступной информации из реестра наследственных дел, открытых наследственных дел после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не найдено (л.д. 19).
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, действительно, является имуществом наследодателя ФИО1 Последняя жила в указанном жилом помещении по день смерти, владела и пользовалась данным объектом недвижимости как собственным, была там зарегистрирована. Данный факт никем не оспорен, доказательств обратного, в судебном заседании не установлено.
Судом установлено, что помимо личных вещей, которые истец взяла в квартире матери, организации похорон, она продолжает пользоваться наследственным имуществом (квартирой), хотя проживает с семьей на другой жилплощади, принимает меры к сохранности наследственного имущества, несет расходы по его содержанию, что подтвердили свидетели ФИО4 и ФИО5
При этом истец Куксина А.А. после смерти наследодателя не обращалась к нотариусу в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства с заявлением о принятии наследства.
Пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" предусмотрено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Пояснения истца в судебном заседании о том, что она не знала о необходимости в шестимесячный срок со дня смерти матери обратиться к нотариусу, суд расценивает как уважительную причину пропуска срока для принятия наследства.
Кроме этого, суд учитывает, что истец фактически приняла наследство, ответчик по делу указанное не оспаривает, иных наследников не имеется. Данные обстоятельства в их совокупности суд расценивает как уважительную причину для восстановления истцу срока принятия наследства, а также считает установленным и доказанным факт принятия истцом наследства, соответственно, требования о восстановлении срока принятия наследства суд считает подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Куксиной А.А. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (№ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░