УИД № 34RS0023-01-2023-000866-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 13 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.Г.
судей Петровой Т.П., Абакумовой Е.А.,
при помощнике судьи Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Волгоградского областного суда Самойловой Н.Г.
гражданское дело № 2-28/2024 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» к Новомлинову Н. И. о расторжении договора поставки газа,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней ответчика Новомлинова Н. И. в лице представителя по доверенности Лобачева И. Ю.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 12 марта 2024 года, которым исковые требования удовлетворены,
установила:
ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» обратилось в суд с иском к Новомлинову Н.И. о расторжении договора поставки газа.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд на территории Волгоградской области, в том числе, поставляет газ жилой дом № <...>, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проверки газового оборудования, установленного в домовладении по указанному адресу, было выявлено, что на территории домовладения располагается жилой дом, площадью <.......> кв.м, и гараж площадью – <.......> кв.м. Отопление гаража осуществляется отопительным прибором Kolbi, газоснабжение гаража ведется от общего с домом газопроводом, а учет потребленного газа осуществляется по общему с жилым помещением прибору учета марки <.......> заводской № <...>, установленному вне помещения.
Указанное помещение (гараж) оборудовано вывеской Магазин «Склад-Автозапчастей» на ГАЗ, ВАЗ, УАЗ. В самом помещении установлены витрины и кассовый аппарат, ведется торговая деятельность, о чем был составлен соответствующий Акт проверки от 6 октября 2023 года.
Таким образом, ответчик использует газ не только для удовлетворения своих коммунально-бытовых нужд, но и в нарушение договора поставки, для целей, связанных с предпринимательской деятельностью.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил суд расторгнуть договор поставки газа, заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и Новомлиновым Н.И., а также взыскать с ответчика в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Суд постановил указанное выше решение, которым удовлетворил исковые требований ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Новомлинов Н.И. в лице представителя по доверенности Лобачева И.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что уведомлений о перезаключении договора поставки газа он не получал, газ в предпринимательских целях не использовал. На момент рассмотрения дела договор аренды с предпринимателем расторгнут. Действия о расторжении договора и последующее отключение газоснабжения будут несоразмерными нарушенному обязательству. В судебное заседание истцом не предоставлен договор поставки газа, на 1/2 долю домовладения право собственности ни за кем не зарегистрировано, что судом при вынесении решения не учтено.
ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Ответчик Новомлинов Н.И., третье лицо ИП Морозов А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, выслушав представителя ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по доверенности Быкову А.А., возражавшую по доводам жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям не отвечает.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Новомлинову Н.И. на праве собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома, общей площадью <.......> кв.м, и земельного участка, площадью <.......> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 23 сентября 2008 года (л.д.59).
Договор поставки газа заключен между сторонами путем фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, что подтверждается схемой газопровода (л.д.58) и не оспорено ответчиком.
6 октября 2023 года в домовладении <адрес>, ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» в присутствии сына ответчика – Новомлинова В. Н. проведена проверка помещения, где установлены приборы и оборудование, поставщиком газа, по результатам проверки составлен акт проверки (общий) с приложением фотоматериалов.
В ходе проверки установлено, что по указанному адресу на территории домовладения располагается жилой дом, общей площадью <.......> кв.м, и гараж, общей площадью <.......> кв.м. Отопление гаража ведется от общего с домом газопроводом, учет потребленного газа осуществляется по общему с жилым помещением прибору учета марки, установленному вне помещения. Гараж оборудован вывеской Магазин «Склад-Автозапчастей» на ГАЗ, ВАЗ, УАЗ. В помещении установлены витрины и кассовый аппарат, ведется торговая деятельность (л.д.14).
12 октября 2023 года истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости заключения договора поставки газа на условиях для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и о приостановлении исполнения договора в части обязательств по подаче газа для бытовых нужд, в котором истец ставит ответчика в известность о необходимости в срок до 13 ноября 2023 года устранить выявленные нарушения путем расторжения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и заключения договора поставки газа на условиях применения оптовых цен на газ, которое возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения (ШПИ № <...>).
Ответчиком в материалы дела представлен договор аренды № <...> от 9 января 2023 года, согласно которому между Новомлиновым Н.И. и ИП Морозовым А.Ю. заключен договор аренды части жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <.......> кв.м, для использования в качестве выставочного зала для демонстрации образцов товаров (автозапчасти и принадлежности к ним). Объект снабжен электроэнергией и отоплением (л.д.42). 1 февраля 2024 года вышеуказанный договор расторгнут (л.д.55).
Удовлетворяя исковые требования о расторжении договора поставки газа для бытовых нужд, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик по договору газоснабжения использовал газ для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что существенно нарушает условия заключенного между сторонами договора, влечет для истца материальный ущерб.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с абзацем третьим статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», газоснабжение определено как одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что договор поставки газа является публичным договором, заключение и исполнение которого регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также издаваемыми Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти правилами, обязательными для сторон публичного договора (типовыми договорами, положениями и т.п.).
Согласно статье 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Порядок поставки газа для коммунально-бытовых нужд, регламентируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 21 июля 2008 года № 549.
Согласно указанным Правилам, абонентом является сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Пунктами 45-54 названных Правил определены порядок и условия приостановления исполнения договора, внесения в него изменений и расторжения.
Пункт 45 названных Правил предусматривает, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:
а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;
б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;
в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд;
г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;
д) поступление уведомления от специализированной организации, заключившей с абонентом договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении), об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;
е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, и (или) договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении).
Пункт 53 Правил гласит, что договор по иску поставщика газа может быть расторгнут в судебном порядке в случае, если абонент в течение 3 месяцев со дня приостановления подачи газа не принял мер по устранению причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа, указанных в пункте 45 и подпункте «в» пункта 47 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу приведенных норм поставщик вправе обратиться в суд с иском о расторжении договора только по истечении трех месяцев после приостановлении поставки газа абоненту и в случае не устранения последним выявленных нарушений.
Между тем, из материалов дела усматривается, что после выявленных нарушений 6 октября 2023 года поставка газа ответчику не приостанавливалась.
Более того, обращаясь в суд с настоящим иском, истец сослался на положения статьи 451 ГК РФ, предусматривающей изменение и расторжение договора в связи с существенными изменениями обстоятельств. К существенным изменениям обстоятельств истец относит использование ответчиком поставляемого газа для целей, не связанных с удовлетворением коммунально-бытовых нужд.
Пунктом 54 Правил предусмотрено, что договор поставки газа может быть расторгнут, в том числе и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Требованиями статьи 420 ГК РФ установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Между тем, как установлено судом первой инстанции договор поставки газа в письменной форме между сторонами не заключался, а считается заключенным на основании пункта 1 статьи 540 ГК РФ с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу пункта 2 названной нормы, если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Согласно статье 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Таким образом, статья 546 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которым может быть расторгнут договор поставки газа, заключенный с гражданином с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети, и такое основание, как существенное изменение обстоятельств в него не входит.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда», суд первой инстанции вышеприведенные нормы во внимание не принял, что привело к принятию не верного решения.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 12 марта 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в удовлетворении иска к Новомлинову Н. И. о расторжении договора поставки газа – отказать.
Председательствующий:
Судьи: