УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 13 марта 2024 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ужанской Н.А.,
при участии прокурора Караевой Ю.А.,
с участием представителя ответчика Абрамовой Н.А.,
при секретаре Куликовой Т.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным питанием
установил:
Прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга (далее- Комитет) об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием: органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, белково -энергетическая недостаточность тяжелой степени. Согласно протоколу врачебной комиссии СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» ребенку по жизненным показаниям показано использование специализированного лечебного питания <данные изъяты> с ароматом ванили. С учетом того, что ребенок до настоящего времени специализированным питанием не обеспечен, прокурор Пушкинского района Санкт-Петербурга просит обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение ребенка - инвалида ФИО1 специализированным продуктом <данные изъяты> с ароматом ванили для диетического лечебного питания по жизненным показаниям согласно протоколу врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №».
Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Абрамова Н.А. в судебное заседание явилась, возражала против требований иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица - Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ « Детская городская поликлиника №» извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствии с пунктом 1.3-1. «Положения о Комитете по здравоохранению», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга. Одной из основных задач Комитета является, согласно п.2.1 Положения, реализация государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В силу пункта 3.7 Положения Комитет организует оказание населению Санкт-Петербурга обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Согласно пункта 3.8 Положения, Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием: органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, белково -энергетическая недостаточность тяжелой степени.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией врачей СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №» принято решение о назначении ребенку лечебного питания <данные изъяты> с ароматом ванили по жизненным показаниям из расчета <данные изъяты> гр. смеси в сутки, <данные изъяты> банок в месяц, <данные изъяты> банок в год.
Вместе с тем, до настоящего времени ребенок лечебным питанием, необходимым ему по жизненным показаниям, не обеспечен.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 13 Федерального закона от 24. 11. 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В силу ст.6.2 этого же закона, в состав предоставляемого гражданам из и числа категорий, установленных ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности, следующие услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями по рецептам не медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч.1 ст.137 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированным питанием по рецептам врачей бесплатно.
Установлено и участниками спора не отрицается, что детское питание <данные изъяты> с ароматом ванили не входит в стандарты медицинской помощи при имеющемся у ребенка заболевании, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако, по мнению суда, данное обстоятельство само по себе не может явиться основанием к отказу в иске, с учетом положений, закрепленных в выше указанных нормах. На подобный подход указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, принятия всех необходимых мер для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, обращение первоочередного внимания высшим интересам ребенка-инвалида. Этим же определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации допущена возможность выхода за стандарты медицинской помощи при решении вопроса об обеспечении социальной помощью ребенка- инвалида.
Поскольку действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида, суд делает вывод о том, что ФИО1 имеет право на предоставление ей социальных гарантий в виде обеспечения специализированным детским питанием, даже, если они и не предусмотрены действующими стандартами и перечнями. Доводы ответчика в данной части суд находит ошибочными. Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что избранный медицинской комиссией вид специализированного питания не противоречит Перечню специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2024 год, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 11.12.2023 N 3551-р.
Вместе с тем, в нарушение возложенной законом обязанности на Комитет по здравоохранению, организация обеспечения ФИО1 специализированным продуктом <данные изъяты> с ароматом ванили не произведена, что привело к нарушению права на жизнь и здоровье ребенка.
Бездействие ответчика в данном случае не отвечает ни его задачам и функциям, а равно целям его учреждения, ни принципам деятельности государственной власти, ни установленным Конституцией РФ функциям государства, провозгласившего приоритет прав и свобод человека, осуществление которых не представляется возможным без их надлежащей защиты со стороны публичной власти.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для обеспечения несовершеннолетней ФИО1 специализированным лечебным питанием в объеме, указанном в протоколе врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга обязан организовать обеспечение ФИО1, специализированным продуктом лечебного питания <данные изъяты> с ароматом ванили на весь срок лечения исходя из дозировки <данные изъяты> гр. смеси в сутки, <данные изъяты> банок в месяц, <данные изъяты> банок в год до отмены назначения.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд, с учетом ходатайства прокурора, считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая необходимость ежедневного приема назначенного по жизненным показаниям лечебного питания, а также тяжесть заболевания ребенка и его инвалидность.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления Прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга – удовлетворить.
Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным продуктом лечебного питания смесью <данные изъяты> с ароматом ванили для диетического лечебного питания по жизненным показаниями на весь срок лечения исходя из расчета <данные изъяты> банок в месяц, годовой потребности <данные изъяты> банок в год до отмены назначения.
Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: