Решение по делу № 12-342/2020 от 15.07.2020

Дело № 12-342/2020                               66RS0038-01-2020-001259-94

Р Е Ш Е Н И Е

г. Невьянск                                                                      24.08.2020

Судья Невьянского городского суда Свердловской области Уфимцева И.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лес и Вода» на постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО7 по делу об административном правонарушении ***-П от 00.00.0000, которым обществу с ограниченной ответственностью «Лес и Вода» (ИНН ***, юридический адрес: ....) назначено административное наказание в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Указанным выше постановлением общество с ограниченной ответственностью «Лес и Вода» (далее по тексту - ООО «Лес и Вода») было признано виновным в нарушении п. п. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (правовые нормы, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды и природопользования), ст. 17 Закона Свердловской области от 21.11.2005 № 105-03 «Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области», пп. 14, 15 п. 14, п. 15 Положения о государственном ландшафтном природном заказнике областного значения «<*****>», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 54-ПП, ч. 1 ст. 9, ч. 1, п. 2, 5, 7 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации. Указанные нарушения допущены при следующих обстоятельствах.

Так, 00.00.0000 на лесном участке, расположенном в выделе .... (земельный участок с кадастровым номером ***), на дне ручья без названия в двух местах уложены металлические трубы (фотографии ***) (географические координаты ***); по руслу ручья без названия наблюдаются следы земляных работ (фотографии ***) (географические координаты ***"); выявлена канава (фотографии ***) (географические координаты начала канавы: ***; географические координаты конца канавы: ***). Канава расположена перпендикулярно береговой линии озера .... вплоть до её акватории, что создает угрозу сброса сточных (дренажных) вод в государственный ландшафтный природный заказник областного значения <*****> с окружающими лесами».

00.00.0000 на лесном участке, расположенном в выделе .... (земельный участок с кадастровым номером ***) выявлены две канавы, частично заполненные водой (фотографии ***) (географические координаты начала первой канавы: ***; географические координаты конца первой канавы: ***; географические координаты начала второй канавы: ***, *** географические координаты конца второй канавы: ***). Канавы расположены перпендикулярно береговой линии озера .... вплоть до её акватории, что создает угрозу сброса сточных (дренажных) вод в государственный ландшафтный природный заказник областного значения «<*****>».

Не согласившись с решением должностного лица, общество с ограниченной ответственностью «Лес и Вода» обратилось в суд с жалобой на постановление ***П от 00.00.0000, в обоснование которой указано следующее.

Согласно постановлению на территории лесных участков, арендатором которых является ООО «Лес и Вода», расположенных в границах ландшафтного заказника областного значения «<*****> выявлены факты, именуемые нарушениями режима особой охраны Заказника.

ООО «Лес и Вода» были предоставлены гидрогеологическое заключение *** от 00.00.0000, схемы к актам приема выполненных работ от 00.00.0000, фотографии со спутниковых карт, фотографии минерализованных полос, из которых следует, что отсутствует, как событие, так и состав административного правонарушения.

К моменту рассмотрения дела о привлечении ООО «Лес и Вода» к административной ответственности линейные углубления минерализованных полос уже отсутствуют, следовательно, не имелось даже малейшей и гипотетической угрозы попадания воды в озеро (хотя воды там и не было).

То, что заинтересованное лицо именует канавами, в действительности является минерализованными полосами. Эти минерализованные полосы были даже зафиксированы на фотографиях во время рейдовых осмотров участков и проводимых совместных проверок Министерства и прокуратуры. Сотрудники Министерства не могли не видеть эти линейные углубления в ходе этих осмотров и проверок. Учитывая, что по результату указанных осмотров и проверок никакие «канавы» не были отражены в актах осмотров и актах проверок то это также указывает на отсутствие нарушения природоохранного законодательства.

В письме *** от 00.00.0000 ООО «Лес и Вода» указывает, что права аренды на участки были приняты им в августе 2019 года и никакие работы им не проводились, поскольку участки не используются.

Возможные остатки старых минерализованных полос, оставшиеся на участках от предыдущих арендаторов, не образуют состав административного правонарушения, за которое ООО «Лес и Вода» может быть привлечено к ответственности.

В судебном заседании представители ООО «Лес и Вода» ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить, а также пояснили, что выявленные нарушения режима особой охраны Заказника, указанные в оспариваемом постановлении, расположены не на территории арендуемых ООО «Лес и Вода» земельных участков. Считают, что Министерство природных ресурсов предвзято относятся к ООО «Лес и Вода».

Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доказательства в совокупности, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что должностным лицом обоснованно сделан вывод о виновности ООО «Лес и Вода», а его действия правильно квалифицированы по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в соответствии со ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, в силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Из преамбулы и ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. (п.п. 1, 3, 5 ст. 24 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995)

В Свердловской области принят Закон Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в Свердловской области», согласно которому Правительство области принимает в соответствии с настоящим Законом решения об изменении границ и упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения, определяет порядок ведения мониторинга особо охраняемых природных территорий областного значения.

Согласно ст. 17 Закона Свердловской области от 21.11.2005 № 105-ФЗ, на территориях государственных природных заказников областного значения в соответствии с федеральным законом постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников областного значения или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Не допускается хозяйственное использование компонентов природной среды и природных комплексов, в интересах сохранения и восстановления которых создавался государственный природный заказник областного значения, за исключением случаев, когда такое использование предусмотрено положением о данном заказнике. Мероприятия, направленные на сохранение и восстановление компонентов природной среды и природных комплексов, не могут сочетаться с одновременным вовлечением их в хозяйственную деятельность. На территориях государственных природных заказников областного значения, где проживают малочисленные этнические общности, в соответствии с федеральным законом допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. В соответствии с федеральным законом собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственного природного заказника областного значения, обязаны соблюдать установленный в государственном природном заказнике областного значения режим особой охраны и несут за его нарушение ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2001 № 41-ПП «Об утверждении Перечней особо охраняемых природных территорий областного значения, расположенных в Свердловской области, и установлении режима особой охраны особо охраняемой природной территории областного значения категории «Лесной парк», утверждены соответствующие перечни особо охраняемых территорий областного значения.

Согласно постановлению от 17.01.2001 № 41-ПП и постановлению Правительства Свердловской области от 01.02.2018 № 54-ПП «Об утверждении Положений о государственных ландшафтных природных заказниках областного значения <*****> и «<*****> и внесении изменений в Перечень ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения, утвержденный Постановлением .... от 00.00.0000 N 41-ПП», ландшафтный заказник «<*****>", включен в перечень заказников областного значения (при этом к территории заказника отнесено, в том числе, <*****> *** (за исключением части выделов *** (за исключением выдела 1), ***

Как указано выше оспариваемым постановлением было установлено, что 00.00.0000 на лесном участке, расположенном в выделе 2 квартала 108 Заозерного участка Заозерного участкового лесничества Невьянского лесничества (земельный участок с кадастровым номером ***), и 00.00.0000 на лесном участке, расположенном в выделе .... (земельный участок с кадастровым номером ***) выявлены факты нарушения экологического законодательства.

Кроме того, должностным лицом и судом при рассмотрении дела было установлено, что в соответствии с пп. «и» п. 11 договоров аренды лесных участков от 00.00.0000 *** и *** Арендатор (ООО «Лес и Вода») обязан приводить лесной участок в прежнее состояние в следующих случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных водотоков, рек, ручьёв, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных и гидромелиоративных сооружений, просек, лесохозяйственных и лесоустроительных знаков, дорог.

Первоначальным арендатором лесного участка по договору аренды от 00.00.0000 *** являлось Некоммерческое партнерство <*****>» (далее по тексту - НП «<*****>»), которым в 00.00.0000 году был разработан «Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду НП «Таватуй» в целях осуществления рекреационной деятельности в квартале ***, выдел <*****>», действовавший до 00.00.0000. Заключение экспертной комиссии по Проекту освоения лесов было утверждено приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 19.10.2010 № 2230. В проекте освоения лесов, действовавшем до 00.00.0000, в приказе об утверждении проекта, канавы для сброса сточных (дренажных) вод, как существующие объекты отсутствовали, и создание канав как проектируемых на лесном участке объектов не предусматривалось.

Первоначальным арендатором лесного участка по договору аренды от 00.00.0000 *** являлось общество с ограниченной ответственностью «<*****>» (далее по тексту - ООО <*****>»), которым также в 00.00.0000 году был разработан «Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «<*****>» в целях осуществления рекреационной деятельности в квартале ***, площадь 3,5 га <*****>», действовавший до 00.00.0000. Заключение экспертной комиссии по Проекту освоения лесов было утверждено приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 08.11.2010 № 2407. В проекте освоения лесов, действовавшем до 00.00.0000, в приказе об утверждении проекта, канавы для сброса сточных (дренажных) вод, металлические трубы в русле ручья без названия, изменения береговой линии и русла водных объектов как существующие объекты отсутствовали, и создание канав, укладка труб в русле и иные изменения береговой линии и русла водных объектов как проектируемых на лесном участке объектов не предусматривалось.

Из представленных суду материалов следует, что юридическим и физическим лицам не выдавались разрешительные документы на право пользования по указанным выше координатам акваторией ручья без названия для изменения дна и берегов и акваторией озера Таватуй для сброса сточных вод.

Согласно письму ГКУСО «<*****>» от 00.00.0000 ***, с приложением актов приёмки выполненных работ, минерализованные полосы созданы по существующим дорожкам и тропинкам, дорожно-транспортной сети путём отсыпки мелким гравием. Распашка канав, укладка металлических труб в русле ручья без названия и иные изменения береговой линии и русла водных объектов для создания минерализованных противопожарных полос согласно актам приёмки выполненных работ не проводилось. С учетом изложенного, суд отклоняет доводы заявителя о том, что канавы являются минерализованными полосами.

Кроме того, обстоятельства выявленных нарушений подтверждены и зафиксированы в материалах дела об административном правонарушении ***-П, в том числе в: справке по результатам участия в проверке Невьянского городского прокурора от 00.00.0000; постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 00.00.0000; фотоснимками.

Допрошенная в качестве свидетеля главный специалист отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО5 подтвердила в судебном заседании сведения о том, что 00.00.0000 и 00.00.0000 на земельных участках арендуемых ООО «Лес и Вода» были выявлены выше указанные нарушения.

Установленные должностным лицом обстоятельства дела подтверждаются добытыми доказательствами, которым дана надлежащая оценка, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом отклоняется довод представителей ООО «Лес и Вода» о том, что им не было известно о проекте освоения лесов, участок им был передан в том же виде, что и был на момент проведения проверки, проводимой Невьянской городской прокуратурой, поскольку в силу положений п. 11 указанных выше договоров аренды, арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором (подпункт «а»); в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (подпункт «в»).

Суд критически относится к доводам заявителя о том, что выявленные нарушения находятся не на земельных участках, арендуемых ООО «Лес и Вода» и представленным им документов в обосновании данной позиции, поскольку представители ООО «Лес и Вода» не обладают специальными познаниями в области кадастровых работ.

Утверждения представителей ООО «Лес и Вода» о предвзятости должностных лиц голословны и ничем объективно не подкреплены, оснований сомневаться в объективности действий и пояснений должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, осуществляющих государственный экологический надзор, не имеется. Существенных противоречий в их показаниях, расхождений их показаний с материалами дела, не установлено.

Административное наказание ООО «Лес и Вода», за совершение административного правонарушения, назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.4, 4.1, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Лес и Вода» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Суд также отмечает, что нарушение должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В данном случае нарушений, имеющих существенный характер, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, должностным лицом не допущено.

Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу, что оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы ООО «Лес и Вода», не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 и п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Решил:

Постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО6 по делу об административном правонарушении ***-П от 00.00.0000 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лес и Вода» (ИНН *** юридический адрес: ....) оставить без изменения, а жалобу ООО «Лес и Вода» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в Свердловский областной суд, путем подачи жалобы через Невьянский городской суд.

                   Судья: И.Н. Уфимцева

12-342/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Лес и вода"
Другие
Павлов Анатолий Владимирович
Савельева Дарья Валерьевна
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Судья
Уфимцева Ирина Николаевна
Статьи

8.39

Дело на странице суда
neviansky.svd.sudrf.ru
15.07.2020Материалы переданы в производство судье
30.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.09.2020Вступило в законную силу
24.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее