Дело {Номер}
{Номер}
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
{Дата} г.Киров
Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Микишева А.Ю.,
при секретаре Пешниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полушиной Ольги Васильевны к УМВД России по Кировской области, МВД России, Министерству финансов РФ о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к УМВД России по Кировской области, МВД России, Министерству финансов РФ о признании незаконным решения комиссии, возложении обязанностей. В обоснование указано, что распоряжением от {Дата} {Номер} УМВД России по Кировской области утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области {Номер} от {Дата} о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) истца и семьи в составе трех человек с {Дата} (истец, супруг, сын). Распоряжением от {Дата} {Номер} УМВД России по Кировской области утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области {Номер} о принятии на учет для получения единовременной выплаты семьи Полушиной О.В. в составе четырех человек (истец, супруг, сын, дочь). При проведении ревизии учетных дел сотрудников, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, выявлен факт нахождения на жилищном учете Полушиной О.В. в нарушение установленных норм. Комиссия пришла к выводу, что расчет обеспеченности семьи Полушиной О.В. должен быть произведен с учетом площади квартиры по адресу: г.Киров, {Адрес} следующим образом: (44,2/5)*2+31,9)/3=16,53 кв.м, что более 15 кв.м на человека. Согласно выписке из протокола {Номер} заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от {Дата}, утвержденного распоряжением от {Дата} {Номер} истец с семьей в составе четырех человек снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. С данным решением истец не согласен, поскольку в квартире по адресу: г.Киров, {Адрес} фактически не проживала с {Дата}, с момента заключения брака с Полушиным Д.В. {Дата} истцом и Полушиным Д.В. на основании договора купли-продажи от {Дата} приобретено в собственность жилое помещение, квартира, расположенная по адресу: г.Киров, {Адрес}, площадью 31,9 кв.м. В данном помещении семья стала проживать с момента приобретения. Полушин Д.В. зарегистрирован в данной квартире с {Дата}. Между истцом и Полушиным Д.В. заключен договор безвозмездного и бессрочного пользования жилым помещением (квартиры по адресу: г.Киров, {Адрес}) от {Дата}. Сын Полушиной О.В. с рождения наблюдался врачами по адресу: г.Киров, {Адрес}. Полагает, что комиссией при расчете обеспеченности семьи ошибочно включена площадь квартиры, в которой семья никогда не проживала. Истец, ее супруг и дети не относятся к членам семьи собственников квартиры по адресу: г.Киров, {Адрес}.
Просит признать незаконным решение комиссии УМВД России по Кировской области от {Дата} о снятии с учета, возложить на ответчика обязанность восстановить истца с семьей в составе из 4-х человек на учете на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека с даты постановки на учет {Дата} под уникальным номером -7-4{Номер}, учетное дело {Номер}. Обязать УМВД России по Кировской области выплатить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств на выплату истцу ЕСВ у УМВД России по Кировской области возложить указанную обязанность по выплате на МВД России.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчиков УМВД России по Кировской области, МВД России по доверенности Кофарова Ю.А. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, указывая на законность принятого комиссией решения.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ участия в судебном заседании не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо Полушин Д.В., действующий от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей, в судебном заседании полностью поддержал исковые требования.
Причины неявки третьих лиц Золотаревой А.В., Никулина В.Ф. суду неизвестны.
С учетом надлежащего извещения суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, признав их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец с 2001 по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Кировской области.
Из справки ТСЖ «Дороничи» от {Дата} следует, что в период с {Дата} по {Дата} Полушина О.В. зарегистрирована по адресу: г.Киров, {Адрес}. По указанному адресу в период с {Дата} по {Дата} зарегистрирован ее сын Полушин В.Д. Данная квартира на праве собственности принадлежит отцу истца Никулину В.Ф. и сестре Золотаревой А.В. (л.д.41,42).
С {Дата} истец состоит в зарегистрированном браке с Полушиным Д.В. (л.д.26).
С {Дата} Полушина О.В. зарегистрирована с семьей по адресу: г.Киров, {Адрес}, жилое помещение площадью 31,9 кв.м. Указанная квартира приобретена в общую совместную собственность по договору купли-продажи от {Дата} (л.д.31). Полушин Д.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении с {Дата}.
Согласно договору безвозмездного бессрочного пользования жилым помещением от {Дата} Полушиной О.В. предоставлено право безвозмездного бессрочного пользования и проживания без права регистрации постоянного жительства в квартире по адресу: {Адрес}, г.Киров, {Адрес} (л.д.47-48).
В сентябре 2012 года Полушина О.В. обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы.
Распоряжением от {Дата} {Номер} УМВД России по Кировской области утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области {Номер} от {Дата} о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) истца и семьи в составе трех человек с {Дата} (истец, супруг, сын).
Распоряжением от {Дата} {Номер} УМВД России по Кировской области утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области {Номер} о принятии на учет для получения единовременной выплаты семьи Полушиной О.В. в составе четырех человек (истец, супруг, сын, дочь Полушина К.Д., 2014 г.р.).
Согласно выписке из протокола {Номер} заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от {Дата}, утвержденного распоряжением от {Дата} {Номер} истец с семьей в составе четырех человек снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом указано, что расчет обеспеченности семьи должен быть произведен следующим образом: (44,2/5)*2+31,9)/3=16,53 кв.м, что более 15 кв.м на человека. Истец с семьей снят с учета для получения ЕСВ.
Федеральным законом от {Дата} №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п.2 ч.2 ст.4 Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.5 ст.4 Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от {Дата} {Номер} «О предоставлении единовременной социальной выплаты...» определены правила ее предоставления, которыми предусмотрено, что принятие на учет для получения ЕСВ осуществляется комиссиями по месту службы сотрудников (далее Правила).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, определен Правилами (п.5).
Пункт 8 Правил определяет, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Исходя из смысла приведенных норм, необходимым условием возникновения права сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении, а именно: отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с ч.7 ст.4 Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, помимо нуждаемости в жилом помещении, обязательным условием для сотрудника является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение ЕСВ. Если такие действия были совершены, то сотрудник может быть поставлен на учет не ранее чем через 5 лет со дня их совершения.
В соответствии с подп.«г» п.19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в постановлении от {Дата} {Номер} «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от {Дата}г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Полушина О.В. незадолго до момента подачи заявления в комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области действительно была зарегистрирована в квартире, собственниками которой являются ее отец и сестра. Вместе с тем, при обращении с заявлением ею одновременно представлены документы, свидетельствующие о фактическом проживании в совместной с супругом квартире по адресу: г.Киров, {Адрес}, а именно: договор безвозмездного бессрочного пользования жилым помещением от {Дата}, выписки из финансово-лицевых счетов ООО «ИнТехСервис» за период с 2009-2013 года об оплате истцом коммунальных платежей. Представлены копии из медицинской карты ребенка (Полушина В.Д.) о бытовой патронаже, в которых указано, что ребенок с рождения (с 2008 года) наблюдался врачами по адресу: г.Киров, {Адрес}.
Таким образом, факт регистрации истца и ее сына по адресу: г.Киров, {Адрес} носил формальный характер. Истец с 2008 года не пользовалась данным помещением наравне с его собственниками, как предусмотрено положениями Жилищного кодекса РФ. Сын Полушиной О.В. Полушин В.Д. ({Дата} г.р.) не вселялся в указанную квартиру. Фактически с 2008 года и на момент постановки на учет Полушина О.В. проживала с семьей (супругом, сыном) и вела хозяйство в своей квартире по адресу: г.Киров, {Адрес}.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны истца действий, направленных на искусственное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет. Более того, суд приходит к выводу, что комиссии были предоставлены все необходимые документы, свидетельствующие о добросовестности сотрудника при подаче заявления для постановки на учет на получение ЕСВ.
Оснований для включения в расчет обеспеченности семьи Полушиной О.В. площади квартиры по адресу: г.Киров, {Адрес}, не имелось. Следовательно, в 2019 году у комиссии отсутствовали основания для отмены решения о постановке на учет Полушиной О.В. от {Дата}.
На основании изложенного суд удовлетворяет иск в части признания незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от 09.12.2019г., утвержденное распоряжением {Номер} от {Дата} в отношении Полушиной О.В.
На УМВД России по Кировской области возлагается обязанность по восстановлению Полушиной О.В. с семьей из четырех человек (истец, супруг, сын, дочь) на учете для получения ЕСВ с даты постановки на учет.
Рассматривая требование иска о возложении обязанности на УМВД России по Кировской области (при недостаточности денежных средств – на МВД России) по выплате истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд руководствуется следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от {Дата} {Номер} "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Пунктом 19 указанного постановления разъяснено, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В силу положений Федерального закона от {Дата} №247-ФЗ праву сотрудника на ЕСВ корреспондирует обязанность органа внутренних дел по ее выплате при определенных условиях и в строгом соответствии порядку, установленному Постановлением Правительства РФ.
Согласно п.31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
При этом сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии преимущественного или внеочередного права на предоставление ему единовременной социальной выплаты перед другими сотрудниками, состоящими в очереди.
Таким образом, признавая за истцом право на восстановление на учете для получения ЕСВ, суд полагает безосновательным требование о выплате истцу ЕСВ в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку это приведет к нарушению правил очередности и, соответственно, прав других лиц, состоящих на учете перед истцом.
Обязанность по исполнению денежного обязательства в виде выплаты истцу ЕСВ у УМВД России по Кировской области не возникла, в связи с чем положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от {Дата} {Номер} в части возложения обязанности по выплате ЕСВ на МВД России, на которые ссылается истец, неприменимы.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении иска в данной части.
При подаче иска истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 1200 руб. (л.д.81).
В соответствии с положениями ст. 88, 98 ГПК РФ с УМВД России по Кировской области в пользу истца подлежат возмещению расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.12.2019░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ {░░░░░} ░░ {░░░░} ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4-░ ░░░░░░░ (░░░, ░░░░░░, ░░░, ░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░ {░░░░}░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 600 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ {░░░░}.