Решение по делу № 33-900/2016 от 24.10.2016

Судья <...>

Дело № 33-900/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 декабря 2016 года                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

Председательствующего Коневой О.А.,

судей Тараника В.Ю., Кукшиновой О.М.,

при секретаре Серебряковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе РФ в лице Минфина России на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:

Иск Заинчковского К. А., ООО «Стройэлитцентр» к РФ в лице Минфина России о взыскании денежных средств - удовлетворить.

Взыскать с РФ в лице Минфина России за счет средств федерального бюджета в пользу ООО «Стройэлитцентр» денежные средства в размере <...> по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданному Заинчковскому К. А., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путем перечисления на расчетный счет ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в <...>

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения представителя истца Заинчковского К.А. Кутько Н.А., представителя ответчика РФ в лице Минфина России Захарова С.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика управления архитектуры и строительства правительства ЕАО Розенберга В.М., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГКУ «МФЦ» Галушина В.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КСЗН правительства ЕАО Александровой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Заинчковский К.А. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании денежных средств.

Требования мотивировал тем, что включен в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году. <...> ему выдан сертификат № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного на сумму <...>.

<...> между ним и ООО «Стройэлитцентр» заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <...> в соответствии с которым оплата производится по указанному сертификату за счет средств федерального бюджета.

В связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета денежные средства продавцу до настоящего времени не перечислены.

Просил взыскать с РФ в лице Минфина России за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <...> по сертификату № <...> от <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путем перечисления на лицевой счет                               продавца ООО «Стройэлитцентр».

Определением суда от <...> изменён процессуальный статус ООО «Стройэлитцентр» на соистца.

В своем заявлении ООО «Стройэлитцентр» просило взыскать с РФ в лице Минфина России денежные средства в размере               <...> на основании сертификата, выданного Заинчковскому К.А., обязать РФ в лице Минфина РФ перечислить указанную сумму за счет средств федерального бюджета на лицевой счет продавца ООО «Стройэлитцентр».

В судебном заседании представитель истца Заинчковского К.А. Кутько Н.А.исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика РФ в лице Минфина России Цепляева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ОГКУ «МФЦ» Галушин В.С. в судебном заседании указал на обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица КСЗН правительства ЕАО Александрова Н.В. полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Истец Заинчковский К.А., представитель истца ООО «Стройэлитцентр», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просило решение суда отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что сертификат, подтверждающий право на предоставление выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, выдаётся ОГКУ «МФЦ», является именным документом. Выдав сертификат, ОГКУ «МФЦ» стало гарантом перечисления денежных средств конкретному получателю выплат. Однако ОГКУ «МФЦ» денежные средства не перечислило, чем нарушило право истцов, как добросовестных покупателей, оплатить приобретённое жильё. Российская Федерации в лице Минфина России ответственность за неправомерные действия ОГКУ «МФЦ» не несёт, по настоящему делу является ненадлежащим ответчиком. Судом не установлено, что в результате действий (бездействий) Минфина России или его должностных лиц нарушены имущественные права истцов. Минфин России с истцами никакими правоотношениями не связан, денежных и иных обязательств не имеет.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ полагал решение суда подлежащим отмене, указывая на неправомерность действий ОГКУ «МФЦ» по выдаче сертификата.

В апелляционной инстанции представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Захаров С.В. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что взыскание денежных средств за счёт казны Российской Федерации неправомерно, поскольку на сегодняшний день в бюджете Еврейской автономной области имеется более <...> для оказания социальной поддержки гражданам, пострадавшим от наводнения, в том числе и Заинчковскому К.А. Полагал, что суд вправе обязать управление архитектуры и строительства правительства ЕАО и КСЗН правительства ЕАО перечислить денежные средства межбюджетного трансферта на расчетный счет ООО «Стройэлитцентр».

В апелляционной инстанции представитель истца Заинчковского К.А. Кутько Н.А.с требованием и доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика управления архитектуры и строительства правительства ЕАО Розенберг В.М. с требованием и доводами апелляционной жалобы не согласился. Пояснил, что оказание социальной поддержки гражданам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 возможно только по судебным решениям, вступившим в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015. Выплата денежных средств по судебным решениям, вступившим в законную силу вне указанного временного периода, будет считаться нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КСЗН правительства ЕАО Александрова Н.В. полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Пояснила, что постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 ограничена категория граждан, которым могут быть выплачены выделенные денежные средства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГКУ «МФЦ» Галушин В.С. с требованием и доводами апелляционной жалобы не согласился, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Истец Заинчковский К.А., представитель соистца ООО «Стройэлитцентр», представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, свидетеля, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007         № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

Из материалов дела следует, что Заинчковский К.А. имеет право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью <...> взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года. <...> Заинчковскому К.А. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилья № <...>.

<...> между ООО «Стройэлитцентр» и Заинчковским К.А. заключен договор купли-продажи квартиры, согласно которому он приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <...>, за <...>. Данный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО.

Согласно п. 4 указанного договора сумма в размере <...> оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от <...> № <...>, выданному на имя Заинчковского К.А. за счет средств федерального бюджета, как гражданина, у которого жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, и признано в установленном порядке непригодным для проживания. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ в ЕАО» на расчетный счет продавца - № <...> открытого в <...> в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

До судебного заседания соистец ООО «Стройэлитцентр» представил заявление, в котором просил взысканные денежные средства по указанному договору купли-продажи перечислить на счет ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в <...>

<...> Заинчковскому К.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.

<...> истец Заинчковский К.А. обратился с заявлением в ОГКУ «МФЦ в ЕАО» для перечисления денежных средств по сертификату на расчетный счет продавца по договору купли-продажи от <...>

Судом установлено, что денежные средства на расчетный счет продавца не перечислены.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31 августа 2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17 марта 2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

Согласно подп. «а» п. 1 ст. 5 указанного Закона ЕАО при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м на 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.

В силу подп. «б» п. 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.

Постановлением правительства ЕАО от 21 октября 2013 № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок предоставления государственной поддержки), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.

Следовательно, Минстрой РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В соответствии со статьёй 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Минфин РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

От имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ.

В связи с изложенным, довод ответчика о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, несостоятелен.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что отсутствие финансирования из федерального бюджета не является основанием для лишения Заинчковского К.А. мер государственной поддержки, и обоснованно возложил обязанность по перечислению денежных средств по сертификату Заинчковского К.А. на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.

Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу.

Довод апелляционной жалобы о неправомерности действий ОГКУ «МФЦ», выразившихся в неперечислении денежных средств по сертификату, подлежит отклонению, поскольку финансирование мероприятий по реализации мер государственной поддержки осуществляется за счёт средств федерального бюджета. ОГКУ «МФЦ» не может нести ответственность за неисполнение РФ в лице Министерства финансов РФ своих обязательств.

Доводы представителя ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Захарова С.В. о наличии в бюджете Еврейской автономной области денежных средств, выделенных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1354 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года», подлежат отклонению, поскольку действие данного постановления на Заинчковского К.А. не распространяется, так как он признан пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения не на основании судебного решения, в связи с чем перечисление денежных средств по упомянутому договору купли-продажи квартиры на основании указанного постановления невозможно.

Данное обстоятельство подтверждается также пояснениями свидетеля - начальника финансового управления правительства ЕАО Бородавко Е.В., согласно которым Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354 определены правила и цели предоставления субъектам РФ межбюджетных трансфертов. Постановлением обозначен временной период вступивших в законную силу судебных решений, которыми граждане признаны пострадавшими. Если судебное решение вступило в законную силу вне указанного временного промежутка, денежные средства использованы быть не могут.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не видит оснований для его отмены или изменения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Поскольку в резолютивной части решения ошибочно указано наименование банка <...> вместо <...>, судебная коллегия в силу статьи 200 ГПК РФ считает возможным исправить указанную описку.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 14.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Исправить описку в резолютивной части решения, указав наименование банка <...> вместо <...>

Председательствующий

Судьи

33-900/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Заинчковский К.А.
Ответчики
РФ в лице Министерства финансов РФ
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Управление архитектуры и строительства Правительства ЕАО
Комитет социальной защиты населения ЕАО
Кутько Н.А.
ООО "Стройэлитцентр"
Цепляева Ю.в.
ОГКУ МФЦ ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
25.11.2016Судебное заседание
02.12.2016Судебное заседание
15.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее