Дело № 2-163/2018 05 февраля 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Малышевой Е.Е.
при секретаре Кузнецовой И.И.
с участием истицы Кузнецовой К.В.
представителя ответчика Елтышевой А.К.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кузнецовой К. В. к Администрации города Кунгура Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова К.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Кунгура Пермского края. Истица просит обязать Администрацию города Кунгура Пермского края предоставить ей в границах муниципального образования «город Кунгур» по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям города Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м.
Заявленные требования истица Кузнецова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обосновывает тем, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Кузнецова О. Л. была лишена родительских прав. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери. На основании постановления Кунгурской городской Управы от ДД.ММ.ГГГГ № была передана под опеку бабушке Кузнецовой С.С. Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району истица включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из спецжилфонда Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ истице исполнилось 18 лет. С ДД.ММ.ГГГГ она обучается в ГБПОУ «Пермский техникум отраслевых технологий», проживает у родственников. Постановлением Кунгурской городской Управы от ДД.ММ.ГГГГ № за ней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности бабушке Кузнецовой С.С. Лет десять назад бабушка дом продала. Сейчас истица зарегистрирована по адресу: <адрес>, которое также принадлежит на праве собственности бабушке Кузнецовой С.С., жилье куплено ею взамен проданного дома.
Истица указала, что не является собственником жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, включена в список на получение жилья из специализированного жилищного фонда, право на получение жилья наступило в 2017 году, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. Согласие на предоставление ей жилья после окончания обучения не давала.
Свои требования истица обосновывает нормами Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. от 10.05.2017) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением Кунгурского городского суда от 11.12.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району (л.д.1).
Определением Кунгурского городского суда от 15.01.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Пермского края (л.д.34).
В судебном заседании истица Кузнецова К.В. на иске настаивала.
Представитель ответчика – администрации города Кунгура Елтышева А.К. с иском не согласна, указав, что истица проходит обучение, следовательно реализовать право на предоставление жилого помещения в границах муниципального образования «г.Кунгур» сможет после окончания обучения. Полагает, что должна соблюдаться очередность при предоставлении жилья детям-сиротам. Указала, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. Субвенции предоставляются на основании соглашения о предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края из бюджета Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края. Перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований осуществляется Министерством в соответствии с графиком перечисления субвенций, являющимся неотъемлемой частью Соглашения и составленным в соответствии со сроками исполнения обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов и плана-графика закупок муниципальных образований на соответствующий год. Считает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом местного самоуправления за счет средств субъекта Российской Федерации и не может быть произведено без соблюдения процедуры, предусмотренной Законом Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК и Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 года № 665-п. Представлен письменный отзыв на иск (л.д.24-27).
Представитель третьего лица - Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Возражений по иску не представили.
Представитель третьего лица – Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Просили дело рассмотреть в их отсутствие. Направили в суд письменный отзыв. Указали, что с 01.07.2017 года органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и органы местного самоуправления обеспечены средствами бюджета Пермского края на реализацию передаваемых государственных полномочий (л.д.39-41).
Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации на территории Пермского края дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законом Пермского края от 10.05.2017 года № 87-ПК внесены изменения в Закон № 1939-419, в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который вступил в силу с 01 июля 2017 года.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона № 1939-419 от 29.12.2004 года (в ред. Закона №87-ПК от 10.05.2017), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии с ч.2 ст.6 данного Закона, условиями предоставления жилых помещений являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Согласно ч.3 ст.6 данного Закона, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи по достижении возраста 18 лет.
В соответствии с ч.5 ст. 6 данного Закона, жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Согласно ч.6 ст.6 данного Закона, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Судом установлено: Кузнецова К. В. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7). На дату обращения с иском в суд Кузнецова К.В. достигла 18-летнего возраста, что подтверждается копией свидетельства о рождении, копией паспорта (л.д.6-7).
Заочным решением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы Кузнецова О. Л. была лишена родительских прав (л.д.9-11). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери (л.д.8). На основании постановления Кунгурской городской Управы № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова С.С. назначена опекуном Кузнецовой К. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12-13).
Кузнецова К.В. в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании решения и приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ № Кузнецова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения (учетное дело №, дата включения ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.16, 43-44, 47-51).
Суд считает, что требования Кузнецовой К.В. об обязании Администрации города Кунгура предоставить благоустроенное жилое помещение в границах МО «Город Кунгур» по договору найма специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Кузнецова К.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории города Кунгура. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 18 лет. В настоящее время она обучается в ГБПОУ «Пермский техникум отраслевых технологий», срок окончания обучении – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17). Кузнецова К.В. на период обучения проживает в г.Перми у родственников, зарегистрирована по адресу: <адрес> данное жилое помещение принадлежит на праве собственности бабушке истицы Кузнецовой С.С. (л.д.65). Истица Кузнецова К.В. не является собственником жилого помещения (л.д.57, 61-64). Истица включена в список на получение жилья из специализированного жилищного фонда, право на получение жилья наступило еще в 2017 году, однако до настоящего времени жилье истице не предоставлено. Доказательства того, что с момента постановки на учет изменились обстоятельства, в связи с чем Кузнецова К.В. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилья в собственность либо в постоянное пользование по договору социального найма, или по иным установленным законом основаниям, в судебном заседании не представлены.
В соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
На сегодняшний день Кузнецова К.В. не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд считает заявленные исковые требования обоснованными.
Кузнецова К.В. имеет право на предоставление ей жилого помещения в соответствии с законодательством РФ и Пермского края, в границах муниципального образования «Город Кунгур». При этом, общая площадь жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, должна составлять не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м, жилой площадью не менее 14 кв.м. Жилое помещение должно быть предоставлено в виде жилого дома, квартиры, благоустроенным применительно к условиям города Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям.
Согласно п.8 ч.1 ст.1 Закона Пермского края № 87-ПК от 10.05.2017 года «О внесении изменений в закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях формирования сводного списка по Пермскому краю органы местного самоуправления Пермского края ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в орган исполнительной власти Пермского края, уполномоченный на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, списки, утвержденные главами органов местного самоуправления Пермского края.
В соответствии с ч.3 ст.2 данного Закона, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированные органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до вступления в силу настоящего Закона, подлежат передаче органам местного самоуправления Пермского края по месту их жительства для включения в указанный список в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 1 Закона Пермского края № 88-ПК от 10.05.2017 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 3 данного Закона определен состав передаваемых государственных полномочий органов местного самоуправления, в том числе формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.6 данного Закона финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
В соответствии со ст.10 данного Закона, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как следует из материалов дела обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, в отношении Кузнецовой К.В., исполнена, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району в Администрацию города Кунгура передало учетное дело Кузнецовой К.В. (л.д.43-66).
Довод представителя ответчика Администрации города Кунгура о том, что исковые требования Кузнецовой К.В. об обязании предоставить жилое помещение не подлежат удовлетворению, поскольку истица проходит обучение, следовательно реализовать право на предоставление жилого помещения в границах муниципального образования «г.Кунгур» истица сможет после окончания обучения, суд считает несостоятельным.
Из содержания приведенной выше правовой нормы (абз.2 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ) следует, что указанным категориям лиц жилые помещения предоставляются немедленно, по достижении ими возраста 18 лет.
Предоставление указанным категориям лиц жилых помещений позже наступления совершеннолетия и по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования возможно при наличии отдельного заявления лица, относящегося к данной категории (абз.3 п.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в п.3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года (ред. от 08.12.2013) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С заявлением о предоставлении жилого помещения по окончании обучения Кузнецова К.В. не обращалась, поэтому жилое помещение специализированного жилищного фонда ей должно быть предоставлено немедленно по достижении 18 лет и не может быть поставлено под условие окончания обучения в образовательном учреждении.
Действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан (дети-сироты) не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
До настоящего времени Кузнецова К.В. не обеспечена жилым помещением, что является нарушением её жилищных прав.
Положения Жилищного кодекса РФ и иных нормативных актов не ставят право истца на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади из специализированного жилищного фонда, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тем более от времени включения в список очередников равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что Кузнецова К.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента постановки на учет нуждающихся в жилом помещении до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Обязанность по предоставлению жилого помещения необходимо возложить на Администрацию города Кунгура - орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (в ред. от 10.05.2017) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В силу требований закона истица Кузнецова К.В. имеет право на предоставление жилья только за счет субвенций, выделяемых на данные нужды из бюджета Пермского края.
Ходатайство представителя ответчика – Администрации г.Кунгура Пермского края о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Правительство Пермского края удовлетворению не подлежит. Суд считает, что Правительство Пермского края не является надлежащим ответчиком в связи с изменениями в законодательстве Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, поскольку органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления обеспечиваются средствами бюджета Пермского края на реализацию передаваемых государственных полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Кунгура Пермского края предоставить в границах муниципального образования «город Кунгур»
Кузнецовой К. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств, выделенных бюджетом Пермского края,
жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям города Кунгура, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м, жилой площадью не менее 14 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Е.Е.Малышева