Решение по делу № 8Г-21776/2020 [88-20460/2020] от 16.11.2020

Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д

О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88-20460/2020

Санкт-Петербург                                                      23 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стешовиковой И.Г.,

судей Шкарупиной С.А., Лепской К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года по делу № 2-1229/2020 по иску ФИО1 к Администрации Петрозаводского городского округ, Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании права на обеспечение жильем,

заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округ, Министерству социальной защиты Республики Карелия, в котором просил суд признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной защиты и поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; обязать администрацию Петрозаводского городского округа привести в соответствие с законодательством списки граждан из числа инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий наравне с лицами, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ, так как он состоит на аналогичном учете с 1992 года, включив истца в указанный список; обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия включить истца в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность реализации социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия включить ФИО1 в сводный список граждан - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Определением судьи от 21 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, привлечены ФИО3, ФИО7, ФИО2

    Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования оставлены без удовлетворения.

    В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состоит на воинском учете в Военном комиссариате <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проходя срочную военную службу в рядах Российской армии в должности рядового-водителя принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике.

После получения подтверждения - архивной справки Штаба Северо - Кавказкого военного округа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий серия БК , которое подтверждает его права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи своих родителей ФИО7 и ФИО2 принят на учет в Администрации Петрозаводского городского округа в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории - многодетная семья.

        Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №    1.1.1-32-1722    Администрацией Петрозаводского городского округа ФИО1 отказано в постановке на учет как участника боевых действий, поскольку истец не встал на надлежащий учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» Министерством внутренних дел Российской Федерации разработана и утверждена приказом от ДД.ММ.ГГГГ Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).

Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в пп. 1 - 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах».

Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 6 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, и обращение в компетентные органы до ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 3107-0, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Истец данным критериям соответствует, что в дальнейшем, подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.

Однако в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца за реализацией своего права в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Сам по себе факт нахождения на учете, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в составе семьи своих родителей, не порождает обязанность уполномоченных органов перевести его учет лиц, имеющих право на льготное обеспечение жилым помещением как ветерана боевых действий. О своем праве на такое обеспечение истец заявил после ДД.ММ.ГГГГ, когда порядок реализации такого права был законодательно изменен.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В настоящее время на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец состоит.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, жилыми помещениями по договору социального найма, то они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений на общих основаниях в порядке очередности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу, что истец не имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», поскольку истец ДД.ММ.ГГГГ встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а удостоверение ветерана боевых действий выдано истцу ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

     Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.

    Довод кассационной жалобы о том, что истцу длительное время не выдавали удостоверение ветерана боевых действий, не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов, учитывая, что в настоящем деле истец оспаривал действия администрации по обеспечению его жилым помещением, а не обстоятельства не выдачи ему удостоверения в момент обращения.

    Кроме того, удостоверение ветерана боевых действий выдает военный комиссариат, в то время как исковые требования заявлены к иным ответчикам.

    Доводы кассационной жалобы истца являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных ст. 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи:

8Г-21776/2020 [88-20460/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кобозев Петр Валентинович
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Кобозева Елена Валентиновна
ФКУ "Военный комиссариат Республики Карелия"
Кобозева Нина Павловна
Кобозев Валентин Петрович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Стешовикова Ирина Геннадьевна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее