Дело № 2-3610/2024
УИД 59RS0005-01-2024-004529-32
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.10.2024 город Пермь
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Няшиной Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми к Казымову Сергею Васильевичу об изъятии объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми (далее - Департамент, истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Казымову Сергею Васильевичу (далее – Казымов С.В., ответчик) об изъятии объекта недвижимости, мотивируя свои требования тем, что ответчик является собственником овощной ямы № по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Документацией по планировке территории, ограниченной <адрес> г. Перми, утвержденной приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено строительство автомобильной дороги между <адрес> и <адрес> указанный объект недвижимости находится в границах планируемой к строительству автомобильной дороги, объект подлежит принудительному изъятию в соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии земельных участком и объектов недвижимости, расположенных в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, в границах зоны планируемого размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для муниципальных нужд, в том числе указанной овощной ямы.
Размер возмещения определен экспертной организацией «КСИ-Консалтинг» в отчете № и составил 59 000 руб. Соглашение об изъятии с указанием данной суммы направлено ответчику по почте и вручено 05.03.2024. Однако ответчик пописанное соглашение не направил в адрес истца.
На основании изложенного истец просит суд:
- изъять для муниципальных нужд объект недвижимости – овощную яму №, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащую Казымову С.В.;
- установить размер возмещения за изымаемое имущество 59 000 руб.;
- указать, что после предоставления размера возмещения за изъятие решение суда будет являться основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности ответчика на указанное имущество и регистрации права собственности муниципального образования «Город Пермь» на указанное имущество в Управлении Росреестра по Пермскому краю (л.д. 3-5).
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя Департамента в других судебных заседаниях.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно положениям части 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, возникновения у суда обоснованных сомнений относительно того, что в судебном заседании участвует лицо, прошедшее идентификацию или аутентификацию, либо относительно волеизъявления такого лица, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции.
С учетом указанных гражданско-процессуальных положений, суд считает, что оснований для отложения судебного разбирательства не имеется, поскольку, учитывая, что истцом является административный орган, имеющий в своем штате иных представителей, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представителем истца не представлено, а заявленное основание для отложения судебного заседания уважительным не является.
Положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду предоставлено право рассмотреть дело в порядке заочного производства, в случае неявки в судебное заседание ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая, что ответчик извещен судом надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В пункте 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации также указано, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с Положением о Департаменте дорог и благоустройства администрации г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям Департамента относится, в том числе, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми, за исключением отдельных функций в области осуществления дорожной деятельности, исполнение которых отнесено к функциям иных функциональных органов администрации города Перми, организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания искусственных дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Перми в части муниципального контроля в дорожном хозяйстве; организация дорожного движения и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Перми (пункты 2.2.1, 2.2.4).
Согласно пункту 3.1.17 указанного положения к функциям Департамента в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми относится обеспечение проведения мероприятий по изъятию земельных участков для муниципальных нужд, в том числе принятие решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в случае изъятия земельных участков в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положениями пункта 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу пункта 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В пунктах 6, 7, 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, также закреплено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункты 1, 2, 6, 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Исходя из положений пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Из материалов дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.07.2024 овощная яма площадью 13,7 кв.м с кадастровым №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Казымову С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Данный объект расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым № (л.д. 101-102).
Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена документация по планировке территории, ограниченной <адрес> в Мотовилихинском районе г. Перми, согласно которой предусмотрено строительство автомобильной дороги между <адрес> и <адрес> объект недвижимости – овощная яма в составе объекта с кадастровым № находится в границах планируемой к строительству автомобильной дороги (л.д. 15-37).
Согласно распоряжению начальника департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, ограниченной <адрес> г. Перми, в целях строительства автомобильной дороги (проезда) между <адрес> и <адрес>, в границах зоны планируемого размещения линейных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для муниципальных нужд, в том числе овощной ямы №, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 12-14).
Указанное решение об изъятии не оспорено.
Согласно предоставленного истцом отчета ООО «КСИ-Консалтинг» от ДД.ММ.ГГГГ № по определению размера возмещения за изъятие для муниципальных нужд указанного объекта недвижимости размер возмещения составил 59 000 руб., из них рыночная стоимость овощной ямы – 40 000 руб., размер убытков (реальный ущерб, упущенная выгода), причиняемых изъятием земельного участка – 19 000 руб. (л.д. 43-97).
В адрес ответчика направлено письмо от 08.02.2024, в том числе, с указанным отчетом и проектом соглашения об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд г. Перми для подписания ответчиком, письмо вручено Казымову С.В. 05.03.2024 (л.д. 38-42).
Однако сведения о подписании проекта соглашения со стороны ответчика отсутствуют.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что решение об изъятии для муниципальных нужд спорной овощной ямы принято компетентным органом местного самоуправления, порядок принятия и государственной регистрации данного решения соблюден, само изъятие имущества производится в целях муниципальных нужд, а также что использование объекта недвижимости в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности ответчика на овощную яму, суд на основании установленных обстоятельств и вышеприведенных правовых норм приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований истца об изъятии у ответчика спорного объекта недвижимости – овощной ямы, прекращении прав собственности ответчика на данное имущество и признании права собственности на объект за муниципальным образованием «Город Пермь».
При этом, определяя размер выкупной стоимости недвижимого имущества и величины убытков ответчика, связанных с его изъятием, суд приходит к выводу о том, что в пользу ответчика подлежит выплате возмещение в размере 59 000 руб.
Определяя в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок уплаты возмещения, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием, в том числе, для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предварительное возмещение за изъятые объекты недвижимости, в связи с чем сумма возмещения подлежит уплате ответчику в полном объеме до государственной регистрации права муниципальной собственности на изымаемый объект.
Согласно части 3 статьи 1, пункту 5 части 2 статьи 14, статье 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество – возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущества.
Учитывая указанные нормы права, результат рассмотрения заявленных исковых требований, вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Казымова С.В. и государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Пермь» на изъятое недвижимое имущество.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относит государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в частности, органы местного самоуправлении, выступающие в качестве истцов.
При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1970 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
изъять для муниципальных нужд г. Перми у Казымова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, объект недвижимости – овощную яму №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Определить размер компенсации рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества 59 000 руб.
После выплаты вышеуказанного размера возмещения:
прекратить право собственности Казымова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, на объект недвижимости – овощную яму №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым №;
признать право собственности муниципального образования «Город Пермь» на объект недвижимости – овощную яму №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Взыскать с Казымова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, в доход бюджета государственную пошлину в размере 1970 руб.
Ответчик вправе подать в Мотовилихинский районный суд г. Перми заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись
Копия верна: судья Няшина Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2024.