Дело № 2а-207/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 января 2019 года г. Тверь
РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ Рі. Твери РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Михайловой Рў.Рќ., рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области Рє Веселову Р’.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ уплате пени РїРѕ земельному налогу,
установил:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Веселову Р’.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ уплате налогов РІ общей СЃСѓРјРјРµ 11662,32 рублей, РІ том числе, пени РїРѕ земельному налогу – 11662,32 рублей, Р° также РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє для предъявления административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РІ СЃСѓРґ.
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что административный ответчик Веселов Р’.Р’. является налогоплательщиком земельного налога. Досудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє урегулирования СЃРїРѕСЂР° инспекцией был соблюден путем направления налогоплательщику требований РѕР± уплате заложенности, РєРѕРїРёРё которых приложены Рє настоящему административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 362 РќРљ Р Р¤ РњРФНС в„– 10 исчислила налог налогоплательщику РЅР° основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию земельных участков РЅР° территории Р Р¤, налог РЅР° имущество Р·Р° 2011, 2012 РіРѕРґ РІ СЃСѓРјРјРµ 288 076,65 рублей, Р·Р° 2013 РіРѕРґ РІ СЃСѓРјРјРµ 31 500,00 рублей, расчет СЃСѓРјРјС‹ приведен РІ налоговом уведомлении (Приложение в„– 1). Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области налогоплательщику направлено налоговое уведомление РѕС‚ 01.11.2013 Рі. в„–, РѕС‚ 05.11.2014 Рі. в„– РѕР± уплате налогов (Приложение 1), которое направлено заказным РїРёСЃСЊРјРѕРј Рё подтверждается реестром РЅР° отправку корреспонденции. Р’ установленный СЃСЂРѕРє налогоплательщиком задолженность РїРѕ налогам уплачена РЅРµ была. Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области РІ установленный законодательством СЃСЂРѕРє РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 69, 70 РќРљ Р Р¤ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ досудебного урегулирования СЃРїРѕСЂР° направлено требование РѕС‚ 24.11.2015 Рі. в„– РѕР± уплате задолженности СЃ предложением погасить ее РІ установленный СЃСЂРѕРє. Указанное требование налогоплательщиком исполнено РЅРµ было. Р—Р° несвоевременную уплату налога согласно СЃС‚. 75 РќРљ Р Р¤ Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области начислены пени. РљСЂРѕРјРµ того, административным истцом заявлено ходатайство Рѕ восстановлении пропущенного процессуального СЃСЂРѕРєР° для подачи административного РёСЃРєР°. Р’ обоснование ходатайства указано то, что РІ инспекции значительное количество физических лиц Рё большой объем работы РїРѕ выставлению требований РІ отношении налогоплательщиков Рё принятие решений РІ рамках СЃС‚.48 РќРљ Р Р¤, Р° также передачи неисполненных требований РІ правовой отдел для взыскания РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, физической невозможности требование РЅРµ было передано РІ СЃСѓРґ для взыскания РІ установленный СЃСЂРѕРє. Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ признать указанные обстоятельства уважительными Рё восстановить процессуальный СЃСЂРѕРє.
Как установлено судом копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 03.12.2018 года, что подтверждается списком и данными почтового идентификатора, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из положений ч.ч. 2, 3 ст. 292 КАС РФ в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.
В случае если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.
В целях исполнения указанного выше требования, судом в адрес административного ответчика Веселова В.В. было направлено определение от 07 декабря 2018 года о принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, в котором предложено в десятидневный срок с момента получения определения предоставить в суд возражения. Однако определение суда он не получил, последнее возвращено в адрес суда по причине истечения срока хранения. Адресат, отказавшийся принять судебную корреспонденцию, считается уведомлённым. Неявку административного ответчика в почтовое отделение суд расценивает, как отказ принять судебную корреспонденцию. Непредставление административным ответчиком своих возражений в пределах установленного срока рассматривается судом как согласие на рассмотрение дела в порядке упрощённого (письменного) производства.
РР· части 3, 4 СЃС‚. 292 Кодекса административного судопроизводства Р Р¤ РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что административный ответчик может Рё РЅРµ предоставить ответ Рѕ своем отношении Рє процедуре упрощенного производства. РќРµ предоставление никакой информации административным ответчиком РІ пределах установленного СЃСЂРѕРєР° рассматривается СЃСѓРґРѕРј как согласие РЅР° рассмотрение дела РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного производства.
В установленный срок от Веселова В.В. возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступило, что явилось основанием для принятия судом решения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, исследовав письменные доказательства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок взыскания задолженности по налогам и пени определен статьями 45 – 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом у налогоплательщика Веселова В.В. числится задолженность по налогу на имущество, а также земельному налогу за налоговый период 2011 год, 2012 год в сумме 288076,65 рублей, за 2013 год в сумме 31500,00 рублей, а так же по пени, начисленным на указанную задолженность.
Требование об уплате налога и пени, направленное административным истцом в адрес Веселова В.В., должно было исполнено до 25.01.2016 года.
При рассмотрении ходатайства административного истца о восстановлении срока суд также учитывает следующее.
Согласно указанных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как свидетельствуют материалы дела, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика налога на имущество и земельного налога и пени административным истцом (налоговым органом) пропущен, так как срок истек 25 июля 2016 года, а административное исковое заявление подано в суд лишь 05 декабря 2018 года.
На основании части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Однако, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление истца о восстановлении пропущенного срока для подачи в суд настоящего административного искового заявления удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 95 КАС РФ в заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Доказательств, которые могли бы являться основанием для восстановления пропущенного срока, истцом суду представлено не было. Наличие большого объема материалов, находящихся в производстве налогового органа, нельзя признать уважительной причиной пропуска срока подачи настоящего иска. Кроме того, налоговый орган, будучи обязанным к принятию мер к поступлению в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей, должен проявлять должные заботливость и осмотрительность, требуемые от него по характеру деятельности, что в данном случае отсутствовало.
При таких обстоятельствах следует признать, что срок для подачи в суд рассматриваемого по настоящему делу административного искового заявления пропущен истцом по неуважительной причине, поэтому он восстановлению не подлежит, соответственно, в удовлетворении заявленных налоговым органом исковых требований надлежит отказать.
Кроме того, суд также учитывает, что согласно статье 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 29 декабря 2017 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с данной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ).
При таких обстоятельствах, задолженность Веселова В.В. по земельному налогу, налогу на имущество за 2012 год, 2012 год в сумме 288076,65 рублей, за 2013 год в сумме 31500,00 рублей, образовавшаяся по состоянию на 01 января 2015 года, кроме того, подлежит признанию ее безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ст. 95, 175-180, 290, 293 КАС РФ,
РЕШРР›:
исковые требования Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Тверской области Рє Веселову Р’.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ уплате пеней РїРѕ земельному налогу, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд г. Твери путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г. Твери в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Т.Н. Михайлова