Решение по делу № 33-133/2024 от 18.01.2024

Судья Власенко О.В. 49RS0002-01-2023-000668-77

              Дело № 2-1761/2023

№ 33-133/2024

13 февраля 2024 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего    Исаенко О.А.,

судей                    Леонтьевой Е.А., Пудовой Е.В.,

при секретаре             Морозове В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке, возложении обязанности обратиться с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета

по апелляционной жалобе Управления муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области на решение Ольского районного суда Магаданской области от 28 ноября
2023 года, которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Пудовой Е.В., пояснения представителя ответчика Корзун В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей истца Попова И.А. и третьего лица Кречетова А.А., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ольский районный суд Магаданской области с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области в порядке статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным действий по переводу земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в категорию земель сельскохозяйственного назначения и отмене пункта 2.12 распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» № 123 от 8 апреля 2014 года «Об утверждении схем расположения земельных участков и предоставлении их в аренду».

В обоснование заявленных требований указал, что на основании указанного распоряжения индивидуальному предпринимателю Комару С.В. предоставлен в аренду земельный участок площадью 111 га с кадастровым <№....01>, категория «земли сельскохозяйственного назначения».

Между тем земельный участок с кадастровым <№....01> расположен в квартале <.......>, входит в земельный участок общей площадью 6 066 627 га, расположенный на территории города Магадана, Ольского и Хасынского районов, относится к категории земель лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10 июня 2011 года и информацией из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. При этом земельный участок в иную категорию земель не переводился, акт о переводе земель Правительством Российской Федерации не издавался.

Полагал, что в результате незаконных действий Управления муниципальным имуществом администрации Ольского округа нарушено конституционное право граждан, а также основной принцип лесного законодательства, отраженный в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации, на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

С учетом изменения предмета административного иска просил суд признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в незаконном переводе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в земли сельскохозяйственного назначения; отменить пункт 2.12 распоряжения от 8 апреля 2014 года № 123
«Об утверждении схем расположения земельных участков и предоставлении их в аренду» и пункт 1.12 распоряжения от 3 декабря 2008 года № 358
«О предоставлении в аренду муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию муниципального образования «Ольский район» «Новая Армань» земельных участков, расположенных на межселенной территории муниципального образования «Ольский район», сроком на 11 месяцев под производство сельскохозяйственной продукции»; признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права собственности от 13 октября 2009 года № 49 АА 061753.

Определением судьи от 28 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области.

Решением Ольского районного суда от 15 мая 2023 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 6 сентября
2023 года решение Ольского районного суда Магаданской области от 15 мая 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи от 6 октября 2023 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, определен процессуальный статус Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, как третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и индивидуального предпринимателя Комара С.В. как третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В ходе производства по делу прокурором предмет иска неоднократно изменялся, и в окончательной редакции заявленных требований прокурор просил признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Ольский городской округ» на земельный участок с кадастровым <№....01>, общей площадью 1 110 000 кв.м, расположенный в районе <адрес>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым <№....01>, общей площадью 1 110 000 кв.м, расположенном в районе <адрес>, и обязать Управление муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым <№....01>, общей площадью 1 110 000 кв.м, расположенного в районе <адрес>.

Решением Ольского районного суда Магаданской области
от 28 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены: признано отсутствующим право собственности муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области» на земельный участок с кадастровым <№....01>, общей площадью
1 110 000 кв.м, расположенный в районе <адрес>. На Управление муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым <№....01>, общей площадью 1 110 000 кв.м, расположенного в районе <адрес>.

Определено, что решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым <№....01>, общей площадью
1 110 000 кв.м, расположенном в районе <адрес>, относящемся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения».

В апелляционной жалобе Управление муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.

В обоснование со ссылками на положения статей 195-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» указывает, что суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, исходя из его предмета и оснований. Считает, что, несмотря на то, что прокурор сформулировал предмет иска следующим образом «признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Ольский городской округ», суд, удовлетворяя требования, признал отсутствующим право собственности муниципального образования «Ольский муниципальный округ», то есть изменил предмет заявленных требований.

Обращает внимание на то, что на спорный земельный участок право собственности муниципального образования имеет обременение в виде аренды в пользу Комара С.В. со сроком действия с 8 апреля 2014 года
по 7 апреля 2063 года, однако судом не дана оценка доводу ответчика о необходимости решить судьбу названного обременения.

В возражениях на апелляционную жалобу Магаданский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить решение суда без изменения.

Представители третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания не представили. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив эти доводы, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности, лесные участки в составе земель лесного фонда также находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 6 марта 1993 года № 4616-1, статьей 130 Лесного кодекса Российской Федерации единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Порядок перевода земельных участков из одной категорию в другую, а также состав необходимой документации установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». В соответствии с данным порядком перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника.

Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым <№....02> (условный <№...002>), площадью 6 066 627 га, расположенный в Магаданской области на территории
г. Магадана, Ольского и Хасынского районов, который отнесен к категории земель лесного фонда (свидетельство о праве собственности от 10 июня
2011 года 49 АА № 087094).

Также за Российской Федерацией 21 октября 2005 года зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда Магаданского лесхоза площадью 464 801 га с присвоением кадастрового (условного) <№...004>, вошедший в состав лесного участка Магаданского лесничества площадью 6 066 627 га.

Площади Ольского и Магаданского лесхоза согласованы с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Магаданской области.

Приказом Федеральной службы Лесного хозяйства от 29 мая 2000 года № 88 в границы лесхозов Магаданского управления лесами включены участки лестного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе переданный в 1999 году от совхоза «Арманский» (УМСХП «Арманское») в распоряжение Магаданского лесхоза участок площадью 10 736 га (общая площадь 30 071 га).

Границы переданного участка лесного фонда площадью 10 736 га обозначены на карте-схеме границ земель лесного фонда, представленной в реестровом деле <№...03>, согласно материалам которого на участок лесного фонда УМСХП «Арманское» № 2, площадью 7 500 га, с условным <№...003> зарегистрировано право государственной собственности (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 21 июня 2002 года
серии 49-АА № 019362).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в границах земель лесного фонда Магаданского лесничества – в выделах 27, 30, 37 квартала 1030 Сокольского участкового лесничества – находится земельный участок с кадастровым <№....01>, общей площадью 111 га.

Данный участок полностью расположен на участке лесного фонда № 2, площадью 7500 га, с условным <№...003>.

В соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона
от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года
№ 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» определено, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года
«О кадастровой деятельности» установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

3 декабря 2008 года распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Новая Армань» в аренду под производство сельскохозяйственной продукции передан, в числе прочих, земельный участок, имеющий кадастровый <№....01>, площадью 111 га, из категории земель сельскохозяйственного назначения (пашня), расположенный восточнее
<адрес>, поставленный на кадастровый учет 8 декабря 2005 года. В 2014 году данный участок передан в аренду индивидуальному предпринимателю Комар С.В. сроком на 49 лет.

Право собственности на земельный участок с кадастровым <№....01> зарегистрировано за муниципальным образованием «Ольский район» 13 октября 2009 года в соответствии с распоряжением руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Ольский район» от 3 декабря 2008 года № 358 (свидетельство о государственной регистрации права 49 АА 061753).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на данный земельный участок за муниципальным образованием «Ольский городской округ» зарегистрировано 19 апреля
2017 года.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы закона, подлежащие применению, пришел к правильному выводу о признании отсутствующим права собственности муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области» на земельный участок с кадастровым <№....01>.

Выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Вывшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года
«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Судом первой инстанции тщательно проанализированы и обоснованно признаны несостоятельными доводы ответчика о том, что материалы лесоустройства не могут являться доказательством отнесения спорного участка к землям лесного фонда.

Так, на участок лесного фонда № 2, расположенный в <N-ском> округе г. Магадана, с условным <№...003> (кадастровый <№...03>), из которого образован спорный земельный участок, право государственной собственности зарегистрировано 20 июня 2002 года, в то время как сведения о праве собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым <№....01> внесены в Единый государственный реестр недвижимости лишь в 2017 году. При этом документы, подтверждающие основания постановки в 2005 году на кадастровый учет спорного земельного участка с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», равно как и доказательства соблюдения процедуры согласования границ данного участка, в материалах реестровых дел отсутствуют и ответчиком не представлены.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что не имеется доказательств перевода части земель участка лесного фонда с кадастровым <№...03> (с условным <№...003>) в иную категорию земель, а также доказательств прекращения права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.

Учитывая обстоятельства дела и имеющуюся совокупность доказательств и нормативных актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о регистрации спорного земельного участка за муниципальным образованием «Ольский городской округ» и исковые требования прокурора сформулированы соответствующим образом, а решением суда первой инстанции признано отсутствующим право собственности на земельный участок муниципального образования «Ольский муниципальный округ Магаданской области», не свидетельствует о нарушении судом норм статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации либо изменении предмета заявленных требований, поскольку Законом Магаданской области от 14 марта 2022 года №2679-ОЗ осуществлено преобразование муниципального образования «Ольский городской округ» в связи с наделением его статусом муниципального округа с сохранением действия муниципальных правовых актов Ольского городского округа, принятых до дня вступления в силу указанного Закона, и продолжением участия Ольского муниципального округа Магаданской области в ранее возникших бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях.

Тот факт, что право собственности на земельный участок в настоящее время обременено арендными обязательствами в пользу Комара С.В., не свидетельствует о необходимости разрешения судом вопроса о судьбе данного обременения, поскольку такие исковые требования прокурором не заявлены, а кроме того, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, арендодатель и арендатор вправе самостоятельно в дальнейшем принять решение о судьбе договора аренды.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену или изменение решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права, либо необходимость прекращения производства по делу.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ольского районного суда Магаданской области от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальным имуществом администрации Ольского муниципального округа Магаданской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий         

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
20 февраля 2024 года.

33-133/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Управление муниципальным имуществом Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области
Другие
Комар Сергей Васильевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
Министерство природных ресурсов и экологии магаданской области
Суд
Магаданский областной суд
Судья
Пудова Евгения Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.mag.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Передано в экспедицию
13.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее