ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 апреля 2019 года судья районного суда Немецкого национального района Алтайского края Мишина Н.Л., ознакомившись с исковым заявлением прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Орловского сельского совета Немецкого национального района Алтайского края о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику, в котором просил возложить на ответчика обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на водонапорные башни со скважиной и щитом учета, расположенные по <адрес>, на водонапорные башни со скважиной и щитом учета, расположенные в <адрес>.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Как следует из представленного материала, предмет спора – водонапорные башни, которые переданы от ООО АПП «Инское» муниципальному образованию Орловский сельсовет на основании договора безвозмездной передачи имущества ДД.ММ.ГГГГ и приняты им на баланс.
Право собственности за муниципальным образованием на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано, в связи с чем прокурор обратился в суд.
Однако для того, чтобы муниципальное образование смогло зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные в исковом заявлении объекты недвижимости, необходимо пройти ряд обязательных процедур, предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Так, в силу положений подп. 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся помимо прочего принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, согласно п. 10 которого после принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался.
В соответствие со ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
Таким образом, специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае наличия у недвижимой вещи признаков бесхозяйной может возникнуть лишь право муниципальной собственности.
В силу ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В соответствие с подп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Как усматривается из искового материала, в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения о постановке на учет в качестве бесхозяйного лишь водонапорной сети, 1976 года завершения строительства, расположенной в <адрес>. Дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ.
В отношении предмета спора: водонапорная башня со скважиной и щитом учета по <адрес>; водонапорная башня со скважиной и щитом учета в <данные изъяты>, сведений о постановке их на учет в качестве бесхозяйных суду не представлено.
Кроме того, суду не представлены вступившие в законную силу судебные решения, на основании которых Орловский сельсовет должен обратиться в регистрирующий орган с заявлением о признании права собственности на водонапорные башни со скважиной и щитом учета.
Таким образом, обращению в суд с настоящим иском о возложении обязанности должна предшествовать постановка водонапорных башен со скважиной и щитом учета по <адрес>, в <адрес> на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, и должно пройти не менее года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет; обращение муниципального образования в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости и отказ муниципального образования от обращения в регистрирующий орган со вступившим в законную силу судебным решением для государственной регистрации прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 134, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░