Председательствующий по делу Дело № 33-3015/2022
Судья Шмакотина А.В. (номер дела в суде первой инстанции 2-245/2022)
УИД 75RS0019-01-2022-000232-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Процкой Т.В.
судей Трифонова В.А., Куклиной И.В.
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 октября 2022 года гражданское дело по исковым заявлениям заместителя прокурора <адрес> Гагариновой Н.В. в защиту интересов Ломновой Т. Н., Ломнова С. Н., Ломновой А. С., Фирсовой И. Ю., Фирсова А. Л., Фирсовой К. А., Фирсова С. А., Фирсова Н. А. к администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным распоряжения, восстановлении в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности выдать свидетельства о праве на получение социальной выплаты как молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 – 2024 годы,
по апелляционному представлению прокурора Сретенского района Забайкальского края Фролова М.Ю., апелляционным жалобам истцов Ломновой Т.Н., Фирсовой И.Ю.
на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 22 апреля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Сретенского района Гагариновой Н.В. в защиту интересов Ломновой Т. Н., Ломнова С. Н., Ломновой А. С., Фирсовой И. Ю., Фирсова А. Л., Фирсовой К. А., Фирсова С. А., Фирсова Н. А. отказать.
Заслушав доклад судьи Куклиной И.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Сретенского района Гагаринова Н.В. обратилась в суд с данными исками, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка по обращениям Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. по факту необоснованного снятия с учета по программе «Молодая семья». В ходе проверки установлено, что семьи Ломновых и Фирсовых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения администрации городского поселения «Усть-Карское» № от <Дата>, семья Ломновых в составе 3 человек: Ломнова Т.Н., 1985 года рождения, Ломнов С.Н., 1984 года рождения, Ломнова А.С., 2007 года рождения; семья Фирсовых в составе 4 человек: Фирсова И.Ю., 1986 года рождения, Фирсов А.Л., 1986 года рождения, Фирсова К.А., 2009 года рождения, Фирсов С.А., 2011 года рождения. Семьи Ломновых и Фирсовых <Дата> включены в список молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения социальной выплаты на приобретение жилья. В 2018 году семьей Ломновых приобретено жилое помещение в г. Чите по ипотечному кредиту сроком на 25 лет. В 2016 году семьей Фирсовых приобретено жилое помещение в г. Чите по ипотечному кредиту сроком на 30 лет. Распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» от <Дата> №а «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Усть-Карское» семьи Ломновых и Фирсовых сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением жилых помещений по ипотечному кредиту. На основании данного распоряжения администрацией муниципального района «Сретенский район» принято решение об исключении семей Ломновых и Фирсовых из списка молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с приобретением жилого помещения. Указывает, что в нарушение положений п. «г» и «е» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, семьи Ломновых и Фирсовых незаконно исключены из списка молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку приобретение жилого помещения по ипотечному кредиту не является основанием для исключения из списка на получение данной социальной выплаты. Таким образом, семьи Ломновых и Фирсовых в настоящее время лишены возможности получения государственной поддержки на приобретение жилья, чем существенно нарушены их права, в том числе права несовершеннолетних детей. С учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным распоряжение администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края №а от <Дата> «О снятии семьи Ломновых и Фирсовых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключение из списка участников из спискам участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы; восстановить Ломнову Т.Н., <Дата> года рождения, Ломнова С.Н., <Дата> года рождения, Ломнову А.С., <Дата> года рождения в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, то есть с <Дата> и семью Ломновых в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 – 2024 годы с момента первоначальной постановки на учет <Дата>; восстановить Фирсову И.Ю., <Дата> года рождения, Фирсова А.Л., <Дата> года рождения, Фирсову К.А., <Дата> года рождения, Фирсова С.А. <Дата> года рождения, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет, то есть с <Дата> и семью Фирсовых в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 – 2024 годы с момента первоначальной постановки на учет <Дата>; обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края выдать свидетельства Ломновой Т.Н., Ломнову С.Н., Ломновой А.С. и Фирсовой И.Ю., Фирсову А.Л., Фирсовой К.А., Фирсову С.А. о праве на получение социальной выплаты как молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2021 – 2024 годы (т.1 л.д. 2-8, 48-54, 228-230).
Определением суда от <Дата> гражданские дела по исковым заявлениям заместителя прокурора Сретенского района Гагариновой Н.В. в защиту интересов Ломновой Т.Н., Ломнова С.Н., Ломновой А.С., Фирсовой И.Ю., Фирсова А.Л., Фирсова Н.А., Фирсова С.А., Фирсовой К.А. объединены в одно производство (т. 1 л.д. 102-103).
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (т.1 л.д. 202-203).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д.48-57).
В апелляционном представлении прокурор района Фролов М.Ю. полагает, что решение суда является незаконным и подлежащим отмене, в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что суд пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Указывает, что социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021 - 2024 годы, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище. При определении у молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с пп. «е, и» п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита. Обращает внимание, что семьи Ломновых и Фирсовых вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему, поскольку на дату заключения кредитных договоров указанные семьи не были обеспечены жилыми помещениями площадью, превышающую учетную норму. Таким образом, семьи Ломновых и Фирсовых в настоящее время лишены возможности получения государственной поддержки на приобретение жилья, чем существенно нарушены их права, в том числе права несовершеннолетних детей. Просит решение отменить и принять по делу новое решение (т.2 л.д. 139-145).
В апелляционной жалобе истец Ломнова Т.Н., выражая несогласие с принятым решением, указывает, что государственная программаРоссийской Федерации «Обеспечение доступным и комфортнымжильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,утвержденная постановлением Правительства РФ от <Дата> №,в рамках которой осуществляется предоставление молодым семьямсоциальных выплат на приобретение (строительство) жилья неустанавливает основания исключения молодых семей из списка участников программы. Имеются лишь регламентирующие основания отказа в признании молодой семьи участником программы, среди которых такое основание, как переезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование отсутствует. Действующее законодательство также не наделяет органы местного самоуправления на принятие решений об исключении семей из участия в программе. Позиция суда, изложенная решении, со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ о праве органов местного самоуправления снимать граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий основана на неправильном толковании норм материального права. Так в рассматриваемом случае речь идет не только о снятии с такого учета, но и об исключении из числа участников подпрограммы, и правовое регулирование в подпрограммах, Правилах и Порядке, носит специальный характер по отношению к ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Обращает внимание, что ее семья обеспечена жилым помещением в другом муниципальном образовании, снята с регистрационного учета в Усть-Карском районе, в связи с чем, имелись основания, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ для снятия их с учета и исключении из участников программы, однако ответчик не учел, что квартира приобретена ими с использованием средств ипотечного кредита. Поэтому они вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора ее семья не былаобеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетнуюнорму, состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.Жилое помещение, приобретенное за счет средств ипотечного кредита,не подлежало учету при определении нуждаемости ее семьи вжилом помещении, поскольку фактически на день заключениякредитного договора ее семья продолжала оставатьсянуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда былавключена в список участников программы. Просит решение отменить, исковые требования удовлетворить (т.2 л.д. 76).
В апелляционной жалобе истец Фирсова И.Ю. считает, что суд дал неверную оценку доказательствам, не выяснил, законными ли были действия администрации п. Усть-Карское. Указывает, что в состав жилищной комиссии входили члены, не имеющие отношение к администрации, не являющиеся специалистами. Полагает, что ее семья нуждалась в улучшении жилищных условий, так как квартира, приобретенная в ипотечное кредитование, жилая площадь которой меньше установленной нормы в регионе. Другого недвижимого имущества и комфортных условий для проживания ее семьи не было. Просит решение изменить (т.2 л.д. 101-102).
В возражениях на апелляционные представление и жалобы истцов Ломновой Т.Н., Фирсовой И.Ю. и.о. главы муниципального района «Сретенский район» Чекунова М.М. просит решение оставить без изменения (т.2 л.д. 159-160, 162-163).
Материальные истцы Ломнова А.С., Фирсов А.Л., Фирсова К.А., Фирсов С.А., представители ответчиков администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, третьего лица Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб и возражения на них, выслушав пояснения представителя процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Эпову Н.А., материальных истцов Ломнову Т.Н., Ломнова С.Н., Фирсову И.Ю., поддержавших доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб и полагавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 7 ст. 52, п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, Законом Забайкальского края №-ЗЗК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», положениями государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от <Дата> №, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> №, положениями государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> №, положениями муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Сретенский район», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» № от <Дата> и № от <Дата>, пришел к выводу, что на момент вынесения администрацией городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» решения о снятии истцов Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, у истцов отсутствовало право состоять на таком учете, в связи с выездом в иное муниципальное образование, поэтому основания для их восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Учитывая, что Ломнова Т.Н. и Фирсова И.Ю. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, а также выехали с членами своих семей в другое муниципальное образование, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы обоснованно исключены из числа участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Сретенский район» на 2018-2020 годы и оснований для их восстановления в списке участников программы, в том числе действующей на территории Сретенского района не имеется.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска заместителя прокурора Сретенского района Гагариновой Н.В. в защиту интересов Ломновой Т.Н., Ломнова С.Н., Ломновой А.С., Фирсовой И.Ю., Фирсова А.Л., Фирсовой К.А., Фирсова С.А., Фирсова Н.А. к администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным распоряжения и восстановлении на учете по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ № от <Дата> утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Названным постановлением также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила предоставления социальных выплат).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от <Дата> № Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с <Дата> мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> № «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
Правила предоставления социальных выплат, утвержденные постановлением Правительства РФ от <Дата> №, применяются при реализации данных мероприятий программы.
В силу п. 2 Правил предоставления социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> № социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья); б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома (далее - договор строительного подряда); в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив); г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа (далее - жилищный кредит) на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи или строительство жилого дома; д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации; е) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита; ж) для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, содержащего одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве), или уплаты цены договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору участия в долевом строительстве (далее - договор уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве); з) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве, на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве; и) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на уплату цены договора участия в долевом строительстве или на уплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве (за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита).
Согласно п. 6 Правил предоставления социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> № участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <Дата>, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после <Дата> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (п. 7 Правил предоставления социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> №).
Постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № утверждена государственная программа Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края».
Согласно паспорта в государственную программу Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края» в том числе входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Из паспорта подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края» следует, что целью подпрограммы является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачи подпрограммы: обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома.
Подпрограмма реализуется в один этап. Сроки реализации 2016-2024 годы.
Согласно п. 2 Правил предоставления социальных выплат участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство) решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; 2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении; 3) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до <Дата>, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского поселения по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после <Дата> по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 Правил предоставления социальных выплат).
Согласно пп. 6 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № социальные выплаты используются в том числе в целях погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В соответствии с государственной программой Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края» администрацией муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края утверждены программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Сретенский район» на 2018-2020 года» (постановление администрации от <Дата> №) и «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Сретенский район» на 2021-2024 годы» (постановление администрации от <Дата> №).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, материальными истцами Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. <Дата> и <Дата> соответственно, поданы заявления о включении в программу «Молодая семья» (т. 1 л.д. 13, 70).
Согласно акта по оценке жилого помещения от <Дата>, утвержденного главой городского поселения «Усть-Карское» Ломнова Т.Н. зарегистрирована у матери Плесиной Н.Г. по адресу: <адрес>, Ломнов С.Н. временно зарегистрирован с <Дата> по <Дата> по адресу: <адрес>. Семья Ломновых проживает в съемной квартире с несовершеннолетним ребенком – дочь Ломнова А.С., <Дата> года рождения (т. 1 л.д. 15).
Из акта по оценке жилого помещения от <Дата>, утвержденного главой городского поселения «Усть-Карское» следует, что Фирсова И.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>, Фирсов А.Л. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Семья Фирсовых проживает в съемной квартире с несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>: дочь Фирсова К.А., <Дата> года рождения, сын Фирсов С.А., <Дата> года рождения (т. 1 л.д. 71).
Распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «<адрес>» № от <Дата> Ломнова Т.Н. и Фирсова И.Ю. поставлены на учет граждан малоимущих и малообеспеченных, подавших документы на улучшение жилищных условий по программе «Молодая семья» (т. 1 л.д. 27).
Согласно выпискам из книги регистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от <Дата> и <Дата> Ломнова Т.Н. и Фирсова И.Ю. состоят на очереди по программе «Молодая семья» (улучшение жилищных условий) на <Дата> за № и № соответственно (т. 1 л.д. 14, 72).
Согласно списка молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2013 году по муниципальному району «Сретенский район» семьи Фирсовых и Ломновых состояли под номерами 82 и 85 соответственно (т. 1 л.д. 28-41).
<Дата> между ПАО «Сбербанк России» (кредитор) и Ломновыми Т.Н. и С.Н. (созаемщики) заключен кредитный договор № на сумму 2 312 000 руб. на приобретение квартиры по адресу: <адрес> на срок 240 месяцев, исполнение обязательств обеспечивается залогом квартиры (т. 1 л.д. 144-150).
<Дата> между Гониной Е.А., Гониным А.В. (продавцы) и Ломновым С.Н. и Ломновой Т.Н. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира приобретена Ломновыми в общую совместную собственность с использованием собственных денежных средств и использованием кредитных денежных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России». Право собственности Ломновых С.Н. и Т.Н. на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Также произведена государственная регистрация ипотеки в силу закона (т. 2 л.д. 7-8, 30-32).
<Дата> между ПАО «Сбербанк России» (кредитор) и Фирсовыми А.Л. и И.Ю. (созаемщики) заключен кредитный договор № на сумму 2 579 750 руб. на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> сроком на 360 месяцев, (т. 1 л.д. 178-183).
<Дата> между Трофимовым Р.И. (продавец) и Фирсовым А.Л., Фирсовой И.Ю. (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира Фирсовыми приобретена в общую совместную собственность за счет собственных денежных средств и кредитных средств ПАО «Сбербанк России». Право собственности Фирсовых А.Л. и И.Ю. на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Также произведена государственная регистрация ипотеки в силу закона (т. 2 л.д. 1-4, 28-29).
<Дата> между Банком ВТБ (ПАО) (кредитор) и Фирсовым А.Л. (заемщик) заключен кредитный договор № на сумму 2 150 000,00 руб. на срок 170 месяцев. Данный договор заключен в целях рефинансирования кредитного договора № от <Дата>, заключенного с ПАО «Сбербанк России» (т. 1 л.д. 157-163).
<Дата> между Банком ВТБ (ПАО) (залогодержатель) и Фирсовыми А.Л. и И.Ю. (залогодатели) заключен договор об ипотеке №-з01, согласно которого исполнение обязательств Фирсова А.Л. по кредитному договору № от <Дата> обеспечивается ипотекой недвижимого имущества – квартиры по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 164-167).
Решением жилищно-бытовой комиссии <адрес> 1 от <Дата> Фирсова И.Ю. и Ломнова Т.Н. сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с приобретением жилого помещения в <адрес> (т. 1 л.д. 59 (оборот) – 61).
Распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» №а от <Дата> Ломнова Т.Н. и Фирсова И.Ю. сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Усть-Карское», в связи с улучшением жилищных условий при покупке жилого дома в <адрес> (т. 1 л.д. 17).
Заместителем прокурора района Гагариновой Н.В. <Дата> в адрес главы администрации муниципального района «Сретенский район» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства по факту необоснованного снятия с учета Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. по программе «Молодая семья» (т. 1 л.д. 18-20).
Согласно ответа главы муниципального района «Сретенский район» Закурдаева А.С. от <Дата> на представление прокуратуры семьи Ломновых и Фирсовых исключены из списка молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на законных основаниях (т. 1 л.д. 20 (оборот) – 21).
Также заместителем прокурора района Гагариновой Н.В. <Дата> в адрес главы администрации городского поселения «Усть-Карское» внесено представление об устранении жилищного законодательства по факту необоснованного снятия с учета Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. по программе «Молодая семья» (т. 1 л.д. 22-24).
Из ответа главы администрации городского поселения «Усть-Карское» Плесиной Н.Г. от <Дата> на представление прокуратуры следует, что факты нарушения законодательства в отношении семей Фирсовых и Ломновых были подтверждены, однако привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц не представляется возможным, так как указанные сотрудники в администрации более не работают (т. 1 л.д. 25).
Из ответа Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от <Дата> следует, что порядок и условия предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренных приложением № к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №.
Ежегодно орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Министерство.
В представленном в Министерство по состоянию на <Дата> администрацией муниципального района «Сретенский район» списке молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, семья Ломновых от даты постановки на учет <Дата> числилась с составом семьи 3 человека (Ломнов С.Н. – супруг, Ломнова Т.Н. – супруга, Ломнова А.С. – дочь), семья Фирсовых от даты постановки на учет <Дата> числилась с составом семьи 4 человека (Фирсов А.Л. – супруг, Фирсова И.Ю. – супруга, Фирсова К.А. – дочь, Фирсов С.А. – сын).
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство) на основании вышеуказанных списков, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После доведения ответственным исполнителем мероприятия (Минстрой России) сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерство) на основании сводного списка молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия.
Распоряжением Министерства от <Дата> №-р утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Забайкальскому краю в 2018 году. Уведомление об утверждении данного списка направлено в администрацию муниципального района «Сретенский район» письмом Министерства от <Дата> №.
Согласно Правилам выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> №, которым установлены правила внесения изменений в списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, одним из оснований для внесения изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат является выезд молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства.
Для сведения сообщили, что распоряжением Министерства от <Дата> №-р утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Забайкальскому краю в 2022 году (т. 2 л.д. 209-211).
Из ответа администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от <Дата> и <Дата> установлено, что молодые семьи Фирсовых и Ломновых были исключены из списка молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по муниципальному району «Сретенский район» на законных основаниях.
Администрацией муниципального района «Сретенский район» ежегодно проводится работа с администрациями городских и сельских поселений по актуализации молодых семей, изъявивших желание участвовать в программе «Обеспечение жильем молодых семей». В 2018 году была проведена аналогичная работа, по результатам которой было выявлено, что молодые семьи Фирсовых и Ломновых распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» от <Дата> №а «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Усть-Карское» сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их постоянного жительства в связи с приобретением жилого помещения в г. Чита и последующим выездом из населенного пункта Усть-Карск городского поселения «Усть-Карское» (пп. 3 п. 1 ст. 56 ЖК РФ).
На основании данного распоряжения и по причине несоответствия данных молодых семей условиям участия в указанной программе, а конкретно пп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> №, в котором обозначено, что участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям, в том числе молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил, они были исключены из списка.
В период с 2012 по 2022 год ряд молодых семей, реализовали право на получение социальной выплаты по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Сретенского района» (т. 2 л.д. 230, т. 3 л.д. 1).
Согласно выписки из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году по Сретенскому району семьи Ломновых и Фирсовых состояли под номерами 50 и 52, впоследствии в списках на получение социальных выплат в 2018 году, утвержденном Министерством территориального развития Забайкальского края данные семьи отсутствуют (т. 2 л.д. 215-216, 231-260). Также семьи Ломновых и Фирсовых отсутствуют в таких списках на 2013, 2014, 2015, 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 годы (т. 2 л.д. 213, т. 3 л.д. 3- 21).
По информации администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от <Дата> в 2018 году на момент исключения из муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального района «Сретенский район» семей Ломновых и Фирсовых список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей муниципальной программы состоял из 83 молодых семей. Семья Фирсовых была включена в список за №, а семья Ломновых за №. Очередникам, имеющим право на получение сертификатов ранее семей Ломновых и Фирсовых сертификаты выданы. На сегодняшний день очередь истцов прошла (т. 2 л.д. 219).
Доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб о незаконном снятии истцов с учета и исключении из списков на получение социальной выплаты, судебная коллегия находит обоснованными.
Как следует из распоряжения администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» №а от <Дата> Ломнова Т.Н. и Фирсова И.Ю. были сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Усть-Карское», в связи с улучшением жилищных условий.
Согласно п. 7 Правил предоставления социальных выплат, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата> №, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно справки из ПАО «Сбербанк России» остаток долга Ломновой Т.Н. по кредитному договору № от <Дата> по состоянию на <Дата> составляет 2 075 577, 61 руб. (т. 3 л.д. 22).
Из справки Банка ВТБ (ПАО) следует, что остаток ссудной задолженности Фирсова А.Л. по кредитному договору № от <Дата> по состоянию на <Дата> составляет 1 935 405, 94 руб. (т. 3 л.д. 23).
Таким образом, поскольку квартиры, были приобретены материальными истцами с использованием средств ипотечных кредитов, обязательства по которым не исполнены, следовательно, указанные жилые помещения не подлежали учету при определении обеспеченности истцов жилым помещением и как следствие не являлись основанием для снятия их с учета, в связи с улучшением жилищных условий и последующим исключением из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по соответствующей программе, поскольку истцы были поставлены на учет непосредственно по программе «Молодая семья», то есть с целью воспользоваться правом на получение мер социальной поддержки посредством получения социальной выплаты.
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно сведениям, указанным в паспортах истцов, Ломнова Т.Н. и Ломнов С.Н. с <Дата> зарегистрированы по адресу: <адрес>, ранее в период с <Дата> по <Дата> год Ломнова Т.Н. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, Ломнов С.Н. с <Дата> был зарегистрирован при в/ч 3543 (т.1 л.д. 134-136).
Истец Фирсова с <Дата> по <Дата> была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с <Дата> по <Дата> имела регистрацию по адресу: <адрес>, с <Дата> зарегистрирована по адресу: <адрес>. Фирсов А.Л. с <Дата> и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 137-139).
По информации отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Забайкальскому краю поступившего по запросу судебной коллегии установлено, что по адресу: <адрес> зарегистрированы: Фирсов А.Л. с <Дата>, Фирсова К.А. с <Дата>, Фирсов С.А. с <Дата>, Фирсов Н.А. с <Дата>, Фирсова И.Ю. с <Дата> зарегистрирована по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 198).
Ломнов С.Н., Ломнова Т.Н., с <Дата> и по настоящее время имеют регистрацию по адресу: <адрес>, Ломнова А.С. зарегистрирована по данному адресу с <Дата> (т. 2 л.д. 198).
Данные обстоятельства также подтверждаются справками из ООО УК «Фарос» и ТСЖ «МЖК-1» (т. 2 л.д. 208, 218).
В суде первой инстанции материальные истцы не оспаривали, что фактическим местом их постоянного жительства является г. Чита.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в решении сослался на пп. 5 и 7 п. 2 Порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, утвержденный постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № (далее – Порядок).
Согласно п. 1 настоящий Порядок устанавливает правила внесения изменений в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> №.
В силу пп. 5 и 7 п. 2 Порядка, Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края на основании заявок администраций муниципальных районов, городских округов, городских поселений в течение 10 рабочих дней после дня их поступления вносит соответствующие изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случаях: несоответствия молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома условиям, указанным в пункте 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (пп.5); выезда молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства (пп.7).
Вместе с тем, данные изменения в государственную программу Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> №, в части указания оснований для внесения изменений в списки молодых семей, были внесены постановлением Правительства Забайкальского края от <Дата> № и на момент принятия решения о снятии истцов с учета (<Дата>) и утверждения Министерством территориального развития Забайкальского края списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат по Забайкальскому краю в 2018 году №-р от <Дата> (последнее изм. от <Дата>), таких оснований Порядком не предусматривалось.
В соответствии с Порядком, действующим на момент принятия оспариваемых решений, исключению из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат подлежали молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представившие необходимых документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в установленный подпрограммой срок или в течение срока действия свидетельства отказавшиеся от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться правом на получение этой социальной выплаты.
Приведенных выше оснований для исключения семей Ломновых и Фирсовых из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат не имелось и таких обстоятельств по материалам дела не установлено.
Кроме того, согласно распоряжению администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края №а от <Дата> «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по городскому поселению «Усть-Карское» основанием для снятия материальных истцов с учета и последующее их исключение из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» явилось улучшение жилищных условий.
При этом, такое основание, как выезд молодой семьи в другое муниципальное образование на постоянное место жительства, причиной для снятия истцов с учета не являлось и в настоящее время не может быть принято судебной коллегией во внимание, поскольку истцами оспаривается законность принятого ответчиками решения о снятии с учета по иному основанию.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что истцы были сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому поселению «Усть-Карское» и исключены из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» неправомерно, в связи с чем, решение суда в части признания незаконным распоряжения и восстановлении на учете подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Учитывая, что с <Дата> мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», судебная коллегия находит возможным наименование государственной программы указать правильно - государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
На основании изложенного, исковые требования надлежит удовлетворить частично.
Распоряжение администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края №а от <Дата> «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по городскому поселению «Усть-Карское» в части снятия Ломновой Т.Н. и Фирсовой И.Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» надлежит признать незаконным; Ломнову Т.Н., <Дата> года рождения, Ломнова С.Н., <Дата> года рождения, Ломнову А.С., <Дата> года рождения, Фирсову И.Ю., <Дата> года рождения, Фирсова А.Л., <Дата> года рождения, Фирсову К.А., <Дата> года рождения, Фирсова С.А., <Дата> года рождения надлежит восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (по программе «Молодая семья») с момента первоначальной постановки на учет, то есть с <Дата> и в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента первоначальной постановки на учет <Дата>.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края выдать свидетельства Ломновой Т.Н., Ломнову С.Н., Ломновой А.С. и Фирсовой И.Ю., Фирсову А.Л., Фирсовой К.А., Фирсову С.А. о праве на получение социальной выплаты как молодым семьям – участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2021 – 2024 годы судебная коллегия находит верным.
В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» выдача свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом и с соблюдением установленного порядка, в связи с чем, разрешение вопроса о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты истцам является преждевременным.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сретенского районного суда Забайкальского края от <Дата> в части отказа в удовлетворении иска заместителя прокурора Сретенского района Гагариновой Н.В. в защиту интересов Ломновой Т. Н., Ломнова С. Н., Ломновой А. С., Фирсовой И. Ю., Фирсова А. Л., Фирсовой К. А., Фирсова С. А., Фирсова Н. А. к администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным распоряжения и восстановлении на учете - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края №а от <Дата> «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по городскому поселению «Усть-Карское» в части снятия Ломновой Т. Н. и Фирсовой И. Ю. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Восстановить Ломнову Т. Н., <Дата> года рождения, Ломнова С. Н., <Дата> года рождения, Ломнову А. С., <Дата> года рождения, Фирсову И. Ю., <Дата> года рождения, Фирсова А. Л., <Дата> года рождения, Фирсову К. А., <Дата> года рождения, Фирсова С. А., <Дата> года рождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (по программе «Молодая семья») с момента первоначальной постановки на учет, то есть с <Дата> и в списке молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента первоначальной постановки на учет <Дата>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <Дата>.