дело №а-1307\18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волоколамск 09 августа 2018 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
с участием заместителя городского прокурора Бондаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Маровой Е.Н.,
представителя административного истца Козыреве Д.Е.,
представителя административного ответчика Куликовой Ю.В.,
заинтересованного лица Макаренкова А.О.,
представителя заинтересованного лица Елисеевой И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Моисеева Р.Е. о признании незаконным решения Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Макаренова А.О. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №»,
Установил:
Решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №, был зарегистрирован Моисеев Р.Е.
Также, ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №, был зарегистрирован Макаренков А.О.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Моисеев Р.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Макаренова А.О. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №».
Свои требования мотивирует тем, что решение Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области о регистрации Макаренкова А.О. является незаконным, поскольку Макаренков А.О. в своем заявлении о согласии баллотироваться указал должность «водитель», которая не подтверждена соответствующей копией документа. Согласно копии трудовой книжки, Макаренков О.А. принят на работу «в группу транспорта на должность водителя автомобиля, осуществляющего обязанности почтальона по сопровождению и обмену почтовых отправлений и денежных средств (7 разряда)». Кроме того, представлены копии лишь 7 страниц трудовой книжки, где последняя запись о приеме на работу датирована ДД.ММ.ГГГГ, также имеется запись под номером 9 «работает по настоящее время», датированная ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Макаренковым А.О. представлена не копия трудовой книжки, а ее часть (выписка), которая не заверена надлежащим образом. Также, в качестве дополнительных оснований к иску указал, что в своем заявлении Макаренков указал свой адрес места жительства: <адрес>, без «Волоколамский район». Необходимость указания в адресе места жительства района обусловлена императивными требованиями федерального законодательства, поскольку Волоколамский район является районом Московской области с административным центром <адрес>. Также, ДД.ММ.ГГГГ Макаренков А.О. представил в избирательную комиссию первый финансовый отчет в 1 экз. на 1 листе, без предоставления внешнего носителя информации с документами в машиночитаемом виде, то есть, первый финансовый отчет не был представлен по форме, утвержденной Избирательной комиссией Московской области. Все вышеуказанные нарушения являются основаниями к отказу в регистрации кандидата, согласно пп. «в,в2» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ. Считает, что решение комиссии нарушает законный интерес истца в равенстве кандидатов.
В суде представитель административного истца Моисеева Р.Е. – Козырев Д.Е. поддержал административный иск по заявленным в заявлении основаниям, дополнительно указал, что к заявлению кандидата, представленного в Избирательную комиссию представителем регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Московской области, также не представлена копия паспорта Макаренкова А.О., что также является нарушением.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области Куликова Ю.В. не возражает против удовлетворения административного иска, подтверждает данные нарушения. При этом, указывает, что именно кандидат отвечает за полноту и достоверность сведений, представленных в избирательную комиссию.
Заинтересованное лицо- зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № Макаренков А.О. и его представитель Елисеева И.Ш. возражают против удовлетворения административного иска. Свои возражения представили в письменном виде. Считают, что в действиях административного ответчика отсутствуют нарушения прав административного истца Моисеева Р.Е.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо и его представителя, заместителя Волоколамского городского прокурора Бондаренко А.В., полагавшего, что заявление Моисеева Р.Е. подлежит удовлетворению, изучив основания административного иска, материалы гражданского дела, в том числе документы, представленные в избирательную комиссию представителем партии и Макаренковым А.О., суд находит заявленный административный иск Моисеева Р.Е. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исходя из положений подпункта «в,в1,в2" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; или наличие документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; или отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата установлены п.п. 4,5,6 п. 24 ст. 30 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
По данному делу установлено, что Решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована избирательная комиссия сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №, был зарегистрирован Макаренков А.О.
ДД.ММ.ГГГГ представителем «Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» в Избирательную комиссию сельского поселения Осташевское были представлены документы в отношении кандидатов от данной партии на предстоящих выборах.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Макаренковым А.О. в Избирательную комиссию сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области».
К заявлению кандидатом Макаренковым А.О. были приложены следующие документы: копия паспорта на 9 листах, копия документа подтверждающего сведения о профессиональном образовании кандидата на 1 листе (диплом электромонтера с правом вождения автомобиля категории «С», выданного Волоколамским ПТУ-53»), копия трудовой книжки (2 стр.), копия пенсионного удостоверения (1 стр.), копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ на 1 листе в 1 экз., уведомление о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета на 1 листе в 1 экз.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Макаренковым А.О. в Избирательную комиссию сельского поселения Осташевское был представлен 1 финансовый отчет на бумажном носителе на 1 листе в 1 экз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 30 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О муниципальных выборах в Московской области».
Согласно положениям п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
К заявлению, предусмотренному п. 2 ст. 33 указанного Закона, прилагаются в том числе копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Как следует из заявлении о согласии баллотироваться Макаренков А.О. указал свою должность как "водитель", тогда как в представленных документах (копии трудовой книжки), его должность указана как "водитель автомобиля, осуществляющий обязанности почтальона по сопровождению и обмену почтовых отправлений и денежных средств (7 разряда)", и имеющиеся противоречия на день принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Макаренкова А.О. не были устранены, что, по мнению суда, Макаренковым А.О. были указаны недостоверные сведения о своей должности.
В судебном заседании Макаренковым А.О. также был представлен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что он работает в Управлении федеральной почтовой связи Московской области- филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»\ Красногорский почтамт и его должность указана аналогично как в трудовой книжке (за исключением «7 разряда»).
Также, Макаренков А.О. в суде представил «удостоверение на право сопровождения и обмена почты», в котором его должность указана «водитель группы транспорта» и справку с места работы, в котором его должность указана как «водитель в группе транспорта».
Из приведенных норм Федерального законодательства следует, что наименование занимаемой должности в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом и в трудовой книжке, должно быть одинаковым и соответствовать условиям действующего трудового договора.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указывается, в том числе, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Таким образом, суд считает, что в заявлении Макаренкова А.О. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района указана занимаемая должность кандидата, не соответствующая условиям действующего трудового договора между Управлением федеральной почтовой связи Московской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»\ Красногорский почтамт и Макаренковым А.О.
Запись "водитель" в заявлении заинтересованного лица противоречит записи в трудовой книжке, трудовом договоре (в справке с места работы) и вводит в заблуждение избирателей, которые будут голосовать на предстоящих выборах.
Достоверность сведений о работе кандидата подтверждается заверенными работодателем документами.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, пп. "б" п. 2.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки. Справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
Справка с места работы от ДД.ММ.ГГГГ, представленная в суд, не подтверждает точного наименования должности кандидата согласно сведениям трудовой книжки и трудового договора. Представленная кандидатом в Избирательную комиссию ксерокопия трудовой книжки, где отражена должность заинтересованного лица датирована ДД.ММ.ГГГГ, что не может свидетельствовать об актуальности имеющихся в ней сведений. Более того, незаверенная копия трудовой книжки не может рассматриваться как надлежащий источник информации о кандидате, предусмотренной п. 2 ст. 33 Федерального закона.
Учитывая, пункт 1.1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, суд считает, что при оценке справки с места работы и копии трудовой книжки имеет значение то обстоятельство, как в указанных документах значится должность Макаренкова А.О., и подтверждаются ли данными документами сведения о должности, указанной в его заявлении о согласии баллотироваться.
По мнению суда, Макаренковым А.О. были указаны недостоверные сведения о должности по месту своей работы. При этом наличие недостоверных сведений об основном месте работы кандидата и его должности не является основанием для применения процедуры восполнения неполноты в избирательных документах, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ и, соответственно, оснований для положительного решения вопроса о регистрации данного кандидата у Избирательной комиссии не имелось.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ определено понятие "адрес места жительства": наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как усматривается из заявления о согласии баллотироваться в депутаты сельского поселения Осташевское, кандидат Макаренков А.О. свой адрес места жительства указал следующим образом: <адрес> (Волоколамский) не указано. При этом, согласно сведениям в паспорте кандидата, его адрес указан без указания Волоколамского района и населенного пункта- города Волоколамска. Вместе с тем, в отметке о регистрации кандидата указано, что зарегистрирован он ПВС Волоколамского ОВД Московской области.
Согласно Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № –ОЗ «Об административно- территориально устройстве Московской области» районом Московской области является Волоколамский район с административным центром -город Волоколамск.
Согласно изменениям в ч. 11 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пп. 5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
В нашем случае, кандидат при заполнении заявления о согласии баллотироваться, не указал Волоколамский район, но указал город Волоколамск, который в Московской области один, и данное обстоятельство не влечет искажение сведений о месте жительстве кандидата, и как следствие, нарушение Макаренковым А.О. принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона и абз. 2 ч. 1 ст. 55 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ кандидат одновременно с представлением документов о регистрации представляет первый финансовый отчет.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Решением территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Волоколамского муниципального района.
Согласно данной Инструкции кандидат обязан предоставить на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с предоставлением документов для регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ Макаренков А.О. представил в ИК сельского поселения Осташевское первый финансовый отчет только на бумажном носителе, что не оспаривалось Макаренковым А.О.
Как усматривается из Уведомления ИК и первого финансового отчета, кандидат создал избирательный фонд за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, каких-либо финансовых средств не поступало, и кандидат не расходовал денежные средства (нулевой баланс).
Суд находит данное нарушение при оформлении первого финансового отчета несущественным, поскольку данное нарушение не повлияло на достоверность сведений о кандидате.
Кроме того, первый финансовый отчет был представлен Макаренковым А.О. в избирательную комиссию, что означает получение избирательной комиссией сельского поселения Осташевское информации о размерах избирательного фонда кандидата, а представление в избирательную комиссию первого финансового отчета в электронном (машиночитаемом) виде носит рекомендательный характер.
Также, представителем административного истца в судебном заседании было указано, что к заявлению кандидата, представленного в Избирательную комиссию представителем регионального отделения Политической партии Справедливая Россия Московской области не была представлена копия паспорта Макаренкова А.О., что, по его мнению, является основанием для отказа ИК в регистрации кандидата. В заявлении о согласии баллотироваться, поданном в Избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Макаренков А.О. является членом регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОСССИЯ Московской области. Из представленных в ИК кандидатом документов следует, что паспорт гражданина РФ был им представлен (все страницы), а значит, оснований считать вышеуказанный довод представителя истца обоснованным, нет оснований.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вместе с тем, нарушение Макаренковым А.О. требований п. 2 ст. 33 ФЗ №, не точное (не достоверное) указание своей должности в заявлении о своем согласии баллотироваться, требуемое для регистрации кандидата, в силу положений ст. 38 ФЗ № является основанием для отказа в его регистрации.
Таким образом, несоблюдение избирательной комиссии требований закона и принятое решение о регистрации Макаренкова А.О. в качестве кандидата является существенным, нарушают провозглашенные в статье 39 Федерального закона принцип равенства прав и обязанностей кандидатов при проведении избирательной кампании и являются основанием к отмене Решения ИК от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░
░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.