11RS0001-01-2019-000791-65 Дело № 2-5591/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Корниловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
11 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Минина С.В. к ООО «САТП № 1» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
установил:
Минин С.В. обратился в суд к ООО «САТП № 1» с иском о взыскании недополученной заработной платы в виде районного коэффициента и северной надбавки за период с ** ** ** года в размере <данные изъяты> копеек, компенсации за задержку выплат в сумме <данные изъяты>, компенсации морального вреда – 5 000 рублей. Требования мотивировал тем, что ** ** ** года между сторонами заключен трудовой договор, по условиям которого работодатель обязуется предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать заработную плату 2 раза в месяц. Договором установлена сдельная система оплаты труда, предусмотрено начисление заработной платы в процентах от сданной в кассу наличной выручки (в том числе районный коэффициент и северная надбавка). Трудовые отношения прекращены ** ** ** года, расчет при увольнении в полном объеме не произведен.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика в суде в иске просит отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Ею также заявлено ходатайство о применении к сложившимся правоотношениям срока исковой давности.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
Указанные положения Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в федеральных законах, регулирующих порядок возникновения, изменения и прекращения служебно-трудовых отношений.
В Российской Федерации, как демократическом государстве, порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений регулируется нормами Трудового кодекса.
Установлено, что Минин С.В. состоял с ООО «САТП № 1» в трудовых отношениях в период с ** ** ** года, замещая должность водителя автомобиля (автобуса).
На основании ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно Устава ООО «САТП № 1» основным видом деятельности общества является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
Внутренними локальными актами ООО «САТП № 1», в том числе Положением об оплате труда и премировании работников, утвержденном 01.02.2015 и действующим до 15.10.2017, установлена бестарифная система оплаты труда работников.
Согласно п. 1.5 Положения об оплате труда и премировании работников размер минимальной заработной платы устанавливается согласно «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Коми», размер минимальной заработной платы включает в себя северный коэффициент и районные надбавки. Пунктом 1.6 предусмотрено, что условия оплаты труда, предусмотренные настоящим Положением, являются неотъемлемой частью договора, заключенного Предприятием с работником. Изменение условий оплаты труда, установленных настоящим Положением, является изменением ранее оговоренных условий трудового договора и может производиться только по соглашению сторон трудового договора либо в одностороннем порядке по инициативе Предприятия при соблюдении условий, порядка и в сроки согласно положениям ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учет фактически отработанного времени работниками Предприятия ведется в табеле учета рабочего времени (1.8 Положения).
Согласно части второй Положения об оплате труда и премировании работников от 01.02.2015 водителям автобусов устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труд. Сдельная заработная плата начисляется от фактически сданной в кассу наличной выручки (в том числе районный коэффициент и северная надбавка) в размере 5%, из расчета 1 руб. за одного перевезенного пассажира. В целях стимулирования водителей, ежемесячно начисляется премия за высокие производственные показатели в % от фактически сданной в кассу наличной выручки (в том числе районный коэффициент и северная надбавка), согласно приложения № 2. Водителям заказных перевозок начисляется премия в размере 10% от суммы, полученной выручки (в том числе районный коэффициент и северная надбавка). Оплата подготовительно-заключительного времени из расчета 18 минут на смену начисляется от сдельной оплаты труда и отработанного фонда рабочего времени. Оплата за прохождение предрейсового и послерейсового медосмотра производится исходя из сдельной оплаты и отработанного фонда рабочего времени, из расчета 10 минут за смену. Оплата запланированного времени в резерве производится в размере 100% исходя из МРОТ. Сверхурочная работа оплачивается по правилам ст. 152 ТК РФ. Участие водителя в ремонте, ТО оплачивается исходя из МРОТ, пропорционально отработанному времени. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей исходя из МРОТ пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается исходя из сдельной оплаты труда, пропорционально отработанному времени. Доплата за работу в ночное время (с 22.00 до 6.00) производится в размере 20 процентов, исходя из сдельной оплаты труда, за часы отработанные в ночное время. По результатам аттестации рабочих мест производится доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, исходя из сдельной оплаты труда и установленных процентов.
Согласно Дополнения в Положение об оплате труда о премировании работников ООО «САТП № 1» с 04.11.2016 водителю автобуса при работе с плановым заданием, устанавливается сдельная система оплаты труда. В сдельную оплату труда входит оплата подготовительно-заключительного времени. Заработная плата начисляется в % от сданной в кассу выручки (в том числе районный коэффициент и северные надбавки), с учетом установленного планового задания (приложение № 1). Указано, что плановое задание может корректироваться приказом директора предприятия.
В соответствии с п.2.2 трудового договора № 263 от 14.03.2017 истцу была установлена сдельная система оплаты труда. Заработная плата начисляется в % от сданной в кассу выручки (в том числе районный коэффициент и северные надбавки) и с учетом установленного планового задания.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает, что в нарушение положений действующего трудового законодательства, ответчик не производил начисления северного и районного коэффициентов к заработной плате. При этом не оспаривал, что начисления заработной платы производились в соответствии с условиями трудового договора; указав, что работодателем умышленно занижалась сумма заработка.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в постановлении от 19.12.2003г. № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008г. № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
В этой связи, рассматривая заявленные Мининым требования о взыскании недополученной заработной платы, суд руководствуется следующим.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (абз. 4 ст. 45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (абз. 8 ст. 45 ТК РФ).
Согласно положений ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Статьей 49 ТК РФ установлено, что изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
В соответствии со ст. 50 ТК РФ соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
Согласно Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2015 № 860н, настоящий Порядок устанавливает правила опубликования заключенных на федеральном уровне социального партнерства отраслевых соглашений (изменений и дополнений к ним) (далее - соглашение) и предложения о присоединении к соглашению. Федеральная служба по труду и занятости после уведомительной регистрации соглашения в течение 3 рабочих дней направляет текст соглашения и сведения о его уведомительной регистрации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для размещения в течение 5 рабочих дней со дня его получения на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (...) и направления для опубликования в журналах "... и ...", "..." и газете "...". Стороны соглашения после размещения текста соглашения и сведений о его уведомительной регистрации на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (...) вправе предложить Министру труда и социальной защиты Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение о присоединении к соглашению составляется в соответствии с рекомендуемым образцом согласно приложению к настоящему Порядку и в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в "..." для официального опубликования. Одновременно с опубликованием предложения о присоединении к соглашению в "..." оно публикуется на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (...).
Установлено, что на федеральном уровне заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 годы, утвержденное Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013.
В Соглашении в частности указано, что настоящее Федеральное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и нормативных правовых актов. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно- правовых форм и видов собственности. Положения Соглашения о работодателях - организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 1.2 Сторонами Соглашения являются: работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (далее - Организации) в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз (далее - РАС) - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами РАСа, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших РАС на свое представительство в настоящем соглашении, в соответствии с Уставом организации.
Настоящее Соглашение является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется. Распространяется на работодателей, являющихся членами РАС, или уполномочивших РАС заключить настоящее соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его заключения; распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями (п.1.5).
Пунктом 1.10. Соглашения предусмотрено, что оно открыто для присоединения к нему работодателей и работников отраслевых организаций, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению. Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
В соответствии с п. 3.2 Соглашения в организациях, применяющих бестарифную систему оплаты труда, с 01.01.2014 устанавливается минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса), отработавшего месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда). Минимальный гарантированный размер заработной платы водителя автомобиля (автобуса) не может быть менее двукратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации. Он не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отличающиеся от нормальных, - работа в ночное время, в сверхурочное время и выходные дни и т.п.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (от 29.11.2013 № 234/14-16), опубликовано в журнале "..." (приложение № 3 к № 4 (13) 2013), газете "Солидарность" (приложение к газете "Солидарность" № 1, 2014) и размещено на официальном сайте Минтруда России (...).
В соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 18.11.2016 действие отраслевого Соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы продлено на 2017 - 2019 годы. Указано, что в течение семи дней со дня подписания настоящего Дополнительного соглашения № 1 сторона работодателей представляет в Федеральную службу по труду и занятости данное соглашение для уведомительной регистрации.
Дополнительное соглашение № 1 о продлении на 2017-2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы и внесении в него изменений и дополнений между Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости ** ** **, регистрационный №... размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (...) и опубликовано в журналах «...», «...» и газете «...».
Письмом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.02.2017 № 14-4/10/В-1039 "О присоединении к Дополнительному соглашению № 1 о продлении на 2017 - 2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы" всем работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, было предложено присоединиться к Соглашению и обращено внимание работодателей, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Указанное письмо опубликовано в «Российской газете» № 36 от 17.02.2017, а так же на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (...).
С учетом вышеизложенных обстоятельств и требований норм материального права, суд полагает, что Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 – 2016 и Дополнительное соглашение № 1 к нему прошли надлежащую процедуру уведомительной регистрации, размещены на соответствующих бумажных и электронных носителях, что соответствует положениям ст. ст. 48-50 Трудового Кодекса РФ и Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2015 № 860н.
Размещение в качестве письма Министерства труда и социальной защиты РФ информации о присоединении к Соглашению, соответствует п.п.3,4 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
Согласно правовой позиции, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 24.12.2014, при отсутствии мотивированного письменного отказа работодателя присоединиться к изменениям, которые вносятся в заключенное на федеральном уровне отраслевое тарифное соглашение, такое соглашение распространяется на него в полном объеме.
Таким образом, на работодателя возложена обязанность применять условия пролонгированного Отраслевого тарифного соглашения, в том числе при установлении размера заработной платы работникам предприятия.
Поскольку Дополнительное соглашение № 1 о продлении на 2017-2019 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы и внесении в него изменений и дополнений между Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз и Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» официально опубликованы уже после создания ООО «САТП № 1», то ответчик в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению должен был представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, в противном случае соглашение считается распространенным на ООО «САТП № 1» со дня официального опубликования этого предложения.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Между тем, как доказано в ходе судебного разбирательства, отказ от присоединения к Дополнительному соглашению № 1 ООО «САТП № 1» не направило. При этом законом отказ от присоединения к Соглашению допускается только в форме активного волеизъявления: если работодатель в течении 30 дней не направил соответствующий отказ от присоединения, считается, что он присоединился к Соглашению «по умолчанию», и на него распространяются условия Соглашения.
Принимая во внимание, что письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о присоединении к Соглашению опубликовано 17.02.2017, суд приходит к выводу, что ООО «САТП № 1» присоединилось к Соглашению и необходимости выполнения всех, предусмотренных данным Соглашением, положений.
Таким образом, поскольку в оспариваемый истцом период времени (с 14.03.2017 по 15.10.2017) на ООО «САТП № 1» как на работодателя распространялись условия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014-2016 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013, продленного на период 2017-2019, заработная плата истца, как работника данного предприятия, в указанный период, должна была соответствовать п.3.2 Соглашения.
Следовательно, заявленные истцом требования о взыскании недополученной заработной платы, являются обоснованными.
В то же время, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, исходя из ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В рамках настоящего спора представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд и отказа в иске по указанному основанию.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Соответственно, ч. 3 ст. 392 ТК РФ, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с частью первой той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании недополученной заработной платы, для указанных требований установлен годичный срок исковой давности с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Выражение "должен был узнать" означает, что работник в силу его обычных знаний, в том числе правовых, и жизненного опыта мог и должен был узнать о нарушении его трудовых прав. При этом действует презумпция, что работник мог или должен был узнать о нарушенном праве в момент такого нарушения, а потому обязанность доказывания обратного (не мог и не должен был) возлагается на работника.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец ежемесячно получал заработную плату; с Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, которыми предусмотрены дни выдачи заработной платы: 30 и 15 числа, ознакомлен под роспись; до предъявления настоящего иска по вопросу относительно неправильности начисления заработной платы, к работодателю не обращался, доказательств обратного суду не представлено.
Относительно выдачи расчетных листков позиция сторон расходится: истец указывает на неполучение расчетных листков, ответчик – на их выдачу.
В то же время, как указал Минин С.В. в ходе настоящего судебного заседания, о том, что расчетные листы выдаются ежемесячно, и находятся в кабинете начальника автоколонны, где он может их получить, последнему было известно уже в марте 2017 года. Однако, несмотря на то, что кабинет начальника автоколонны находится на территории производственной базы, за получением расчетных листов не обращался.
Отсюда, по мнению суда, сам по себе факт неполучения расчетных листков по заработной плате, не свидетельствует об уважительности причины пропуска срока обращения в суд и не может служить основанием для иного порядка определения момента начала течения указанного срока, поскольку у истца имелась возможность своевременно получить расчетные листы и ознакомиться с составными частями заработной платы, что последним сделано не было. Кроме того, при получении заработной платы за каждый конкретный месяц спорного периода, Минин С.В., при несогласии с суммой начислений, вправе был обратиться к работодателю за разъяснениями и предоставлением расчета о составных частях заработной платы; однако данным правом не воспользовался.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что о предполагаемом нарушении своих прав истец мог и должен был узнать при получения заработной платы за каждый конкретный месяц спорного периода (т.е. 15.04.2017 (за март), 15.05.2017 (за апрель), 15.06.2017 (за май), 15.07.2017 (за июнь), 15.08.2017 (за июль), 15.09.2017 (за август), 15.10.2017 (за сентябрь) и 15.11.2017 (за октябрь)); однако в суд с настоящим заявлением обратился лишь 23 января 2019 года, что свидетельствует о пропуске им срока исковой давности по заявленным требованиям о взыскании недополученной заработной платы за период с 14 марта по 15 октября 2017 года включительно.
При этом суд не может согласиться с доводами истца о том, что указанный срок пропущен им по уважительной причине, в связи с необходимостью ухода за пожилым отцом, поскольку, как следует из материалов дела, Минину В.А. была установлена III группа инвалидности; в то время как сведений о том, что последний нуждался в постоянном постороннем уходе материалы дела, в т.ч. выписка из представленной медицинской документации, не содержат. Само же по себе то обстоятельство, что Минина В.А. необходимо было возить на прием к различным врачам, находиться с ним дома во время визита врача на дом, не свидетельствует о наличии уважительных причин пропуска срока, поскольку доказательств того, что указанные обязанности исполнялись истцом ежедневно, суду не представлено.
Кроме того, по объяснениям истца, после увольнения с работы, последний состоял на учете в ГУ РК «ЦСЗ г. Сыктывкара», в связи с чем должен был периодически являться на регистрацию, что также опровергает доводы Минина С.В. о невозможности ранее обратиться в суд, в т.ч. путем направления искового заявления почтой.
Таким образом, доказательств, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших Минину С.В. обратиться за судебной защитой нарушенных прав в установленный законом срок, а также о его неосведомленности о размере и составляющих частях причитающихся ему денежных средств в заявленный им период, истцом не представлено.
Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, истцом также не приведено.
Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.06.2007г. № 452-О-О, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Отсюда, учитывая, что Мининым С.В. пропущен установленный законом срок обращения в суд по индивидуальному трудовому спору о взыскании заработной платы, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 392 ТК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Минина С.В. к ООО «САТП № 1» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 11 июня 2019 года