№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2024г. <адрес>
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе:
председательствующего Ольмезова М.И.
при секретаре ФИО2
с участием представителя ответчика - ФИО4, по доверенности № от 18.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» о возложении обязанности произвести перерасчет задолженности за потребленный газ и взыскании судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» (далее по тексту - Общество), в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет задолженность за потребленный газ за период с 01.04.2023г. по 30.04.2023г. в соответствии с показаниями счетчика с учетом оплаченных за указанный период сумм, взыскать судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2446 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 12000 руб.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1 является собственником магазина по адресу: КБР, <адрес>.
01.11.2022г. она заключила договор с Обществом на поставку газа в магазин, установлен счетчик с заводским номером 30321644, 2023г. выпуска, поверка счетчика была произведена заводом изготовителем в 2013г.
Указанный счетчик был установлен в помещении магазина и принят в эксплуатацию в марте 2013г., на нем наклеена голографическая пломба-наклейка поставщика газа с маркировочным обозначением № «Газпром межрегионгаз Нальчик».
На протяжении десяти лет эксплуатации счетчика специалисты Общества неоднократно его проверяли, никаких замечании не было.
04.04.2023г. при очередной проверке счетчика специалистом Общества был составлен Акт № о том, что из-за истечения срока, счетчик не пригоден для эксплуатации для осуществления взаимных расчетом. Согласно Акта № поданного-принятого газа от 30.04.2024г. и счет-фактуры № от 30.04.2023г., задолженность ФИО1 за потребленный газ исходя из расчета потребления газа по нормативам, составляет 74931,42 ркуб. задолженность
Из заключения эксперта № от 07.06.2023г., выполненного ООО «Пятигорский Центр Экспертиз и Оценки» следует, что счетчик работает в штатном режиме и соответствует установленным в описании типа метрологическим требованиям. Пломба завода изготовителя, демонтажу и повторной установке не подвергалась, на корпусе счетчика и крыше счетного механизма следов нарушении и повреждении не обнаружено. Маркировочные обозначения на поверхности счетчика нанесены заводским способом, недостатков не выявлено. Следов несанкционированного вмешательства в работу счетчика газа не выявлено.
ФИО1 считает, что расчет объема потребленного газа по нормативам только лишь на основании того, что истек меж проверочный интервал прибора учета газа, является незаконным.
Возражая против требовании ФИО3, представитель Общества ссылается на то, что 04.04.2023г. была проведена проверка газифицированного объекта, расположенного по адресу КБР, <адрес>., с участием представителя потребителя.
В ходе проверки было выявлено, что истек межповерочный интервал счетчика газа.
Факт истечения срока поверки истцом не оспаривается. 04.04.2023г. позаявлению истца со счетчика были сняты пломбы. Новый счетчик был установлен и пломбирован 11.04.2023г. Таким образом, с 04.04.2023г. по 11.04.2023г. газ потреблялся без счетчика газа.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат в процессе эксплуатации периодической поверке
Применяющие такие средства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 ст. 2 названного закона).
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, в отсутствие необходимой поверки, средство измерения не является исправным, а его показания - достоверными.
Согласно п. 4.4. договора поставки газа период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, в случае наличия не поверенного средства измерения узла учета газа начинается с момента окончания срока поверки прибора, входящего в состав узла учета.
Срок поверки счетчика истек 06.03.2023г. Таким образом, средства измерений потребителя перестали отвечать требованиям нормативно технической документации еще до проведенной проверки. Являясь владельцем счетчика, истец несет бремя его содержания. Потребитель имел достаточно времени для устранения нарушений.
Между тем, счетчик истца так и не был поверен. Утверждения истца об обратном не подтверждены документально. Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона №102-ФЗ результатыповерки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Иными словами, поверка подтверждается записью в электронном реестре, находящемся в общем доступе в сети «интернет» (https://fgis.gost.ru/fundmetrology/cm/fesults/). За ведение данного реестра отвечает Росстандарт. В указанном реестре сведения о поверке счетчика K-G6T (зав. №) отсутствуют, что позволяет сделать вывод о том, что счетчик поверку не проходил.
Ссылка истца на экспертное исследование некорректна. Данное исследование не может подменять собой поверку.
Статья 13 Федерального закона №102-ФЗ и договор поставки газа прямо говорят о наличии действующей поверки как условия для ведения учета газа по показаниям счетчика.
Более того, в силу п. 2 ст.13 № 102-ФЗ поверку средств измерений осуществляют аккредитованные на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.Организация проводившая экспертное исследование аккредитацией не обладает.
Учитывая невозможность подмены поверки экспертным исследованием, целесообразность проведения исследования вызывает сомнения. Наличие действующей поверки является прямым требованием статья 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении единства измерений».
Судебная повестка направленная по адресу истца почтовой службой возвращены в суд с указанием на то, что почтовое отправление не вручено адресату и возвращается в суд ввиду истечения срока хранения.
В соответствии с п.1 ст. 165.1 ГК РФ и разъяснениями, данными в пункте 67 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку извещение о времени и месте рассмотрения дела были доставлены ФИО1, но ею не получены по обстоятельствам, объективно зависящим от нее самой в виду неявки за получением корреспонденции в отделение связи, и почтовое отправление возвращено в суд с отметкой «истёк срок хранения», суд считает корреспонденцию ответчику доставленной, считает, что о месте и времени судебного разбирательства ответчик извещена надлежащим образом и поскольку о причинах своей неявки в суд она не сообщила, доказательств уважительности этих причин суду не представила, в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении требовании ФИО1
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2 и 18 Федерального закона N 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего закона.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Регулирование отношений, возникающих при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, в том числе по определению объема потребленного газа и размера платежа за него, осуществляется в соответствии с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (далее по тексту - Правила ).
В силу пункта 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 25 Правил установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении в том числе следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Подпунктом "в" пункта 23 Правил предусмотрено, что поставщик газа при наличии приборов учета газа вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления только в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 данных Правил.
Пунктом 25 Правил поставки газа, установлено, что ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат.
Абзацами 1 и 2 пункта 28 Правил предусмотрено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае, если неисправность прибора учета газа выявлена в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Таким образом, установление поставщиком газа в ходе очередной проверки факта истечения срока поверки прибора учета газа, является безусловным основанием для конс татации факта о его неисправности и расчета количества газа, потребленного соответствующим абонентом, по нормативу потребления в соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа.
Установлено судом и из материалов дела следует, что Общество и Индивидуальный предприниматель ФИО1, 01.11.2022г. заключили договор №Д, на поставку природного газа в принадлежащий истцу магазин, расположенный по адресу: <адрес>, ул.<адрес> Нальчикский, 5, в котором установлен прибор учета газа марки газа ВК-G6Т, заводской №, 2013 года выпуска.
04.04.2023г. представителями Общества составлен Акт проверки, которым установлено, что этот прибор учета газа (счетчик) не годен для эксплуатации в виду истечения срока поверки.
Данный акт, в виду неисправности счетчика, послужил основанием для начисления абоненту по нормативам потребления газа в соответствии с требованиями Правил.
Эти обстоятельства ФИО1 не отрицает, Акт от 04.04.2023г. подписала, однако в последующем, вместо того, как требуют Правила, прибор учета газа на поверку не сдала.
Ее ссылка в исковом заявлении на заключение эксперта № от 07.06.2023г., выполненного по ее поручению ООО «Пятигорский Центр Экспертиз и Оценки» является необоснованной, поскольку, как правильно указано ответчиком согласно ст. 13 Федерального закона №102-ФЗ наличие действующей поверки является условием для ведения учета газа по показаниям счетчика, а поверку средств измерений осуществляют только аккредитованные на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели, к которым ООО «Пятигорский Центр Экспертиз и Оценки» не относится.
Таким образом, в виду того, что у Общества имелись законные основания для начисления платы за природный газ по нормативам потребления, у суда нет оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет задолженности за потребленный истцом газ по показаниям счетчика, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требовании ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22.05.2024г.
Председательствующий
М.И. Ольмезов