Дело № 2-5438/2023
50RS0042-01-2023-006201-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 г. г. Сергиев Посад
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Л.В.,
при секретаре Ярославцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысоевой Ю. А. к Министерству социального развития Московской области о признании факта невозможности проживания, признании незаконным распоряжения, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет бюджета Московской области по договору найма специализированных жилых помещений
УСТАНОВИЛ:
Решением Сергиево-Посадского городского суда от 07.04.2006 года Динина (Сысоева) Е.А., Сысоев А.А. лишены родительских прав в отношении дочери Сысоевой Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района от 09.10.2007 года № 1429/2 Киселева Ю.В. назначена опекуном над несовершеннолетней Сысоевой Ю. А.. За несовершеннолетней Сысоевой Ю.А. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находиться в пользовании Сысоевой Г.В., которая в ней зарегистрирована и проживает.
Согласно выписки из домовой книги Сысоева Ю.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение поставлено на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №, площадь квартиры – 53 кв.м.
10.08.2023 года Сысоева Ю.А. обратилась в Министерство социального развития Московской области ( окружное управление социального развития № 26) с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ.
Заключением комиссии, созданной на основании приказа Окружного управления социального развития № 26 Министерства социального развития Московской области от 09.01.2023 года Сысоевой Ю.А. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Министерства социального развития Московской области от 25.08.2023 года № 571 Сысоевой Ю.А. отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Отказ мотивирован наличием регистрации в квартире, в которую была вселена вместе с отцом в качестве члена семьи, сохранением права пользования указанным помещением площадью 53 кв.м., наличием регистрации в указанном помещении двух человек, не установленным фактом невозможности проживания по месту регистрации.
Не согласившись с указанным распоряжением, Сысоева Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании факта невозможности проживания по месту регистрации: <адрес>, признании незаконным распоряжения № 517 от 29.08.2023 года, понуждении ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет бюджета Московской области по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец Сысоева Ю.А., ее представитель допущенный к участию в судебном заседании по устному ходатайству Гладышев А.В. исковые требования поддержала по доводам изложенным в нем. Пояснили, что Сысоева Ю.А. никогда не проживала в квартире по адресу: <адрес>, ее регистрация носит формальный характер. Членом семьи Сысоевой Г.В., приходящейся истцу бабушкой, она не является, общего хозяйства они не ведут, между ними конфликтные отношения, не позволяющие совместно проживать. Квартира по месту регистрации является двухкомнатной, одна из комнат проходная, что не позволяет проживать в ней двум разным семьям. С учетом указанных обстоятельств, просили суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности Чазов Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам изложенным в Распоряжении Министерства социального развития Московской области от 25.08.2023 года № 571. Поскольку оснований, прямо предусмотренных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для признания факта невозможности проживания, просил суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Сергиево-Посадского округа по доверенности Зюзюкина Е.М. против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала доводы, изложенные представителем ответчика Министерства социального развития Московской области. Просила суд в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо Сысоева Г.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснила, что на протяжении длительного периода времени она проживает одна в квартире. Против проживания в квартире внучки Сысоевой Ю.А. она возражений не имеет, однако, в квартире только одна изолированная комната.
Выслушав стороны изучим материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 14.07.2022), проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Аналогичные правовые нормы содержатся в п. 4, 5 ст. 8 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", в котором, кроме того, указано, что факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается в порядке, утвержденном Правительством Московской области, а именно Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 года № 75/5.
Сторонами не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что будучи несовершеннолетней Сысоева Ю.А. была вселена в жилое помещение своим отцом лишенным в последующем в отношении нее родительских прав.
Не проживание Сысоевой Ю.А. в указанном жилом помещении, носило вынужденный и временный характер, поскольку истец, являясь несовершеннолетней, находясь под опекой, не имела возможности самостоятельно распоряжаться своими правами.
Согласно п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В настоящее время истец Сысоева Ю.А. является совершеннолетней и вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ей правами в отношении жилого помещения по месту регистрации. Отказ от таких прав не является самостоятельным основанием для приобретения права на однократное обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Московской области.
Доказательств того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, непригодно для проживания, сторонами не представлено и по делу не установлено. Напротив, исходя из технической характеристики жилого помещения, имеющейся материалах дела, квартира является благоустроенной, состоит из двух жилых комнат.
Судом установлено, что Сысоева Г.В. на учете в ПНД, НД не состоит, иных доказательств, свидетельствующих о наличии у нее тяжелой формой хронических заболеваний, суду не представлено. Сам по себе факт привлечения Сысоевой Г.В. к уголовной ответственности правового значения по делу не имеет.
На момент рассмотрения спора в квартире зарегистрировано 2 человека: общая площадь, составляет 53,2 кв.м., то есть на одного человека приходится 26,6 кв. м, при учетной норме предоставления, утвержденной решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Московской области от 26 марта 2008 г. N 32/03 - 8 кв.м. Наличие в квартире смежным комнат не имеет существенного значения при разрешении заявленных требований.
Поскольку материалами дела установлено, что за Сысоевой Ю.А. закреплено жилое помещение, при этом общая площадь вышеназванного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения, у истца имеется право пользования жилым помещением по договору социального найма, факт невозможности его проживания в данном жилом помещении судом не установлен, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
Руководствуясь ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сысоевой Ю. А. к Министерству социального развития Московской области о признании факта невозможности проживания, признании незаконным распоряжения, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением за счет бюджета Московской области по договору найма специализированных жилых помещений оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский облсуд в апелляционном порядке через Сергиево-Посадский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023 года.
Судья подпись Л.В. Сергеева