Решение по делу № 2-5313/2024 от 04.04.2024

Дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                    28 мая 2024 г.

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дошин П.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО15,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения органа власти,

            Установил:

Истец предъявил к ответчику Министерству социального развития <адрес> иск, в котором просит суд признать незаконным решение Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги; Обязать Министерство социального развития <адрес> в соответствии с Порядком присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ присвоить льготный статус членам многодетной семьи в составе: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внести соответствующие сведения в Единую автоматизированную информационную систему "Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>" (ЕАИС СОЦ), и направить удостоверение многодетной семьи в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Подразделения (уполномоченного им лица), по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку.

В судебном заседании истец действия в интересах своих несовершеннолетних детей и как законный представитель жены, иск поддержал, просил удовлетворить иск по изложенным в заявлении доводам.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явилась, о времени и месте надлежащим образом извещена, о причинах неявки суду не сообщила. Представлены письменные возражения.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» (принят постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ -П) (далее – Закон МО от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ) на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес> регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.

Согласно ст.ст. 1 и 2 Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 19, статьей 20.12 настоящего Закона. Место жительства (пребывания) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, устанавливается по данным органов регистрационного учета. Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>» утвержден Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес> (далее – Порядок присвоения льготного статуса), который устанавливает условия и правила присвоения и продления льготного статуса многодетной семье в <адрес> (далее - льготный статус).

В соответствии с п.п. 2 и 3 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса льготный статус присваивается многодетным семьям - лицам, состоящим в зарегистрированном браке, либо матерям (отцам), не состоящим в зарегистрированном браке, и их троим и более детям (родившимся и (или) усыновленным (удочеренным), пасынкам и падчерицам) в возрасте до 18 лет, а также достигшим совершеннолетия одному или нескольким детям при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет. Льготный статус присваивается при наличии места жительства в <адрес> у одного или обоих лиц, состоящих в зарегистрированном браке, либо у матерей (отцов), не состоящих в зарегистрированном браке, и у их не менее трех детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях и не достигли 23 лет.

Согласно п. 7 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса в качестве заявителя в целях присвоения многодетной семье льготного статуса может выступать один из родителей (усыновителей), единственный родитель (единственный усыновитель), а также отчим, мачеха, в составе семьи которых имеются трое и более детей, указанных в пункте 2 Порядка (далее - Заявитель).

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению, определен п. 11 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса.

Основания для отказа в приеме Заявления и документов, предусмотренных п. 11 Порядка, предусмотрены п. 17 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса.

Как предусмотрено п. 20 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса, основаниями для отказа в присвоении (продлении) льготного статуса являются: отсутствие у Заявителя права на присвоение (продление) льготного статуса в соответствии с законодательством <адрес>; несоответствие информации, которая содержится в сведениях и документах, представленных Заявителем (представителем Заявителя), сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия; лишение Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) родительских прав или ограничение в родительских правах в отношении ребенка (детей); помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение; объявление ребенка (детей) в возрасте до 18 лет полностью дееспособным(и) в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобретение им(и) дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.

В соответствии с п.п. 22, 23, 24 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса решение о присвоении (продлении) льготного статуса на основании Заявления либо решение об отказе в его присвоении (продлении) принимается руководителем Подразделения (уполномоченным им лицом) на основании документов, представленных Заявителем (представителем Заявителя), информации, содержащейся в ЕАИС СОЦ, имеющейся в распоряжении Подразделения, и сведений, полученных Подразделением в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в срок не более 7 рабочих дней со дня обращения. Решение, принятое руководителем Подразделения (уполномоченным им лицом), о присвоении (продлении) льготного статуса либо об отказе в присвоении (продлении) льготного статуса с указанием причин отказа направляется в Личный кабинет Заявителя (представителя Заявителя) на РПГУ в день его подписания. После рассмотрения Заявления о присвоении (продлении) льготного статуса и в случае принятия решения о присвоении (продлении) льготного статуса членам многодетной семьи в ЕАИС СОЦ автоматически указывается: «Родитель многодетной семьи»; «Ребенок многодетной семьи».

Пунктами 27, 28 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса определено, что после принятия решения о присвоении (продлении) льготного статуса в Личный кабинет Заявителя (представителя Заявителя) на РПГУ направляется удостоверение многодетной семьи в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Подразделения (уполномоченного им лица), по форме согласно приложению 2 к Порядку. QR-код, содержащийся в электронном документе, используется для подтверждения льготного статуса. Заявитель (представитель Заявителя) в период действия льготного статуса вправе обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> (далее - МФЦ) по своему выбору независимо от места жительства на территории <адрес> за выдачей удостоверения многодетной семьи на бумажном носителе (далее - удостоверение многодетной семьи) по форме согласно приложению 3 к Порядку или за внесением изменений в ранее выданное удостоверение многодетной семьи.

Согласно п. 31 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса в удостоверение многодетной семьи вносятся сведения о членах многодетной семьи, указанных в ЕАИС СОЦ как «Родитель многодетной семьи» и «Ребенок многодетной семьи».

Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации о месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО4 и ФИО16 (Мальковой) ФИО6. Имеют детей: ФИО9, ФИО10 и ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поступил на службу в ФКУ УК им. С.П. ФИО5 по <адрес> и является действующим сотрудником по настоящее время, состоит в должности заместителя начальника 4 отдела по конвоированию. ФИО6 работает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в ООО ВАИЛДБЕРРИЗ ФИО13 по работе с клиентам, в настоящее время находится в отпуске по уходу за младшей дочерью. Вся семья непрерывно проживали в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переехали на место жительство в <адрес>, а именно в квартиру по адресу: <адрес>, мкр. Новое Павлино, <адрес>, где проживаем совместно с тремя несовершеннолетними детьми непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По указанному адресу всей семьей зарегистрированы по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Старший сын обучается по втором классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> Балашиха «Средняя общеобразовательная школа ».

Истец обратился через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> за получением услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье», Окружным управлением социального развития Министерства социального развития <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по причине неподтвержденной регистрации по месту жительства в <адрес> всех членов семьи в результате межведомственного взаимодействия.

По мнению истца решение является незаконным, само по себе отсутствие регистрации органами регистрационного учета не может служить основанием для отказа в реализации прав и свобод гражданина, принятое решение нарушает права нашей семьи на получение гарантий, льгот и компенсаций, предоставляемых многодетным семьям, проживающим в <адрес>. Более того, при подаче документов мной были предоставлены свидетельства о регистрации всех членов семьи по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, мкр. Новое Павлино, <адрес>, выданные МП отдела по вопросам миграции МУ МВД ФИО5 «Балашихинское» ГУ МВД ФИО5 по <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, представленными в дело сторонами, и при рассмотрении дела по существу не опровергнуты.

Иных доказательств по данному гражданскому делу не представлено, ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив представленные по данному гражданскому делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что семья в составе ФИО2 является многодетной, и отвечает иным условиям, предусмотренным Законом МО от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ и Порядком присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку на день обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением, а также и ко дню судебного заседания установлено фактическое проживание членов многодетной семьи в жилом помещении по адресу: <адрес>, мкр. Новое Павлино, <адрес>

При этом, сам по себе факт отсутствие постоянной регистрации несовершеннолетних по месту жительства не опровергает указанные выше обстоятельства.

Отсутствие у одного или нескольких членов многодетной семьи постоянной регистрации по месту жительства в <адрес> в силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, отсутствие такой регистрации воспрепятствовало в реализации прав, предоставленных законом многодетной семье.

Кроме того, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что члены многодетной семьи получают меры социальной поддержки для многодетной семьи в каких – либо иных субъектах Российской Федерации, что могло бы служить основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемого в данном гражданском деле иска полностью либо в части.

Нарушенное право возможно восстановить путем обязания ответчика в соответствии с Порядком присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ присвоить льготный статус членам многодетной семьи, внести соответствующие сведения в Единую автоматизированную информационную систему «Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>» (ЕАИС СОЦ), и направить удостоверение многодетной семьи в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Подразделения (уполномоченного им лица), по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку.

При этом, суд обращает внимание на то, что в дальнейшем истец не лишен права применительно к п. 28 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес> (далее - МФЦ) по своему выбору независимо от места жительства на территории <адрес> за выдачей удостоверения многодетной семьи на бумажном носителе.

Вместе с тем, указанное выше решение ответчика не может быть признано незаконным при рассмотрении данного гражданского дела по существу, как о том просит истец согласно просительной части искового заявления.

Так, в соответствии с п. 3 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса место жительства (пребывания) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, устанавливается по данным органов регистрационного учета.

Кроме того, согласно п. 11 указанного выше Порядка присвоения льготного статуса при обращении истца к ответчику к заявлению должны быть приложены и решения судов о передаче ребенка (детей) на воспитание второму родителю, вступившие в законную силу, либо соглашения, заключенные между родителями в простой письменной форме, о месте фактического проживания ребенка (детей) с одним из родителей - в случае расторжения зарегистрированного брака между родителями.

Вместе с тем, такие документы, о которых указано выше, истец к своему заявлению при обращении к ответчику не приложил.

При этом, факт совместного проживания членов многодетной семьи по адресу: <адрес>, г, <адрес>, мкр. Новое Павлино, <адрес> установлен только при рассмотрении данного гражданского дела по существу.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Иск ФИО4 к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения органа власти – удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> в соответствии с Порядком присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ присвоить льготный статус членам многодетной семьи в составе: ФИО4. ФИО6. ФИО7, ФИО4 и ФИО8, внести соответствующие сведения в Единую автоматизированную информационную систему «Социальная защита и социальное обслуживание населения <адрес>» (ЕАИС СОЦ), и направить удостоверение многодетной семьи в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя Подразделения (уполномоченного им лица), по форме согласно приложению 2 к указанному Порядку.

В удовлетворении остальной части исковых требований: в части требований о признании незаконным решения, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                               П.А.Дошин

2-5313/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриев Александр Сергеевич, действующий в интересах несовершеннолетних детей Дмитриева Е.А., Дмитриевой А.А., Дмитриевой М.А.
Дмитриева Дарья Александровна, действующая в интересах несовершеннолетних детей Дмитриева Е.А., Дмитриевой А.А., Дмитриевой М.А.
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Окружное управление социального развития №1
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее