КОПИЯ
Дело № 2-2466/2020
УИД: 92RS0003-01-2020-003490-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре Гонтарь С.В., при участии представителей истца — Монаховой Е.И., Киле А.В., Сапрыгиной Л.В., представителей ответчика — Мишинёвой М.Ю., Шеблаевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Щур Дианы Юрьевны к Департаменту здравоохранения города Севастополя о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами за счет средств бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Щур Диана Юрьевна обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Севастополя, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом с детства бессрочно, ей установлен диагноз «спинальная мышечная атрофия Верднига-Гоффмана (1 тип)», врачебной комиссией ГБУЗС «Городская больница № 1» им. Н.И. Пирогова было принято решение назначить по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания препарат Нусинерсен (Спинраза) 12 мг (5 мл) на одно введение (для интратекального введения), который является единственным препаратом для лечения спинальной мышечной атрофии.
В связи с тем, что Департаментом здравоохранения города Севастополя было отказано в обеспечении Щур Д.Ю. необходимым лекарственным препаратом, полагая указанный отказ незаконным, истец просила суд обязать ответчика обеспечить ее необходимым лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен), производимого компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и дозировке в соответствии с протоколом заседания Врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 1» им. Н.И. Пирогова; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали.
Представители ответчика по доверенности просили вынести решение с учетом реальной возможности и сроков обеспечения лекарственным препаратом.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ходатайств об отложении не заявлял, доказательств уважительности причин неявки не представил.
При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Щур Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает спинальной мышечной атрофией 1 типа, имеет статус инвалида с детства, инвалидность установлена бессрочно.
Заболевание, которое диагностировано у Шур Д.Ю., включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru), однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заседание Врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 1» им Н.И. Пирогова (заключение ВК № от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с наличием у Щур Д.Ю. вышеназванного заболевания пришли к выводу назначить ему лекарственный препарата Нусинерсен (Спинраза), зарегистрированный на территории Российской Федерации, по жизненным показаниям в связи с наличием прогрессирующего заболевания как единственный препарат патогенетической терапии с указанием режимов введения и дозы.
Щур Д.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент здравоохранения <адрес> с заявлением, в котором просила обеспечить ее Нусинерсен (Спинраза), назначенным ей по жизненным показаниям.
Ответчик относительно исковых требований не возражал, приобщил к материалам дела отзыв, в котором указал, что Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивает льготные категории граждан лекарственными препаратами: по федеральной льготе 10 599 человек на сумму 139 704,90 тыс. руб. и по федеральной льготе 48 076 человек на сумму 466 483,40 тыс. руб., и обеспечение пациентов <адрес> с диагнозом СМА из выделенных бюджетных средств приведет к невозможности обеспечения пациентов льготной категории граждан, поскольку финансовые средства будут исчерпаны.
Ответчик обратился к заместителю губернатора <адрес> (№.03-30/03/20 от ДД.ММ.ГГГГ, №.03-30/03/20 от ДД.ММ.ГГГГ) с целью привлечения дополнительных источников финансирования и решении вопроса о выделении средств из резервного фонда <адрес> на лекарственное обеспечение больных СМА. Ответ на указанные письма до настоящего времени не поступил.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Департамент здравоохранения <адрес> в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении № к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Разделом V названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторной лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у Щур Д.Ю. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен) по жизненным показаниям и возложении на Департамент здравоохранения <адрес> обязанности обеспечить истца указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией. Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у ФИО8 имеется редкое (орфанное) заболевание, статус инвалида с детства вследствие этого заболевания, нуждаемость Щур Д.Ю. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница № 1» им Н.И. Пирогова.
Тот факт, что заболевание, диагностированное у Щур Д.Ю., не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, а назначенный ей препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не является, в силу вышеприведенных норм права, основанием для отказа в бесплатном обеспечении Щур Д.Ю., являющейся инвалидом с детства, страдающей редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ей решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата Спинраза (Нусинерсен) - единственно возможный вариант лечения Щур Д.Ю., отказ Департамента здравоохранения города Севастополя в обеспечении истца этим препаратом нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О)
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Доводы ответчика о том, что в бюджете Севастополя не имеется денежных средств на закупку медицинского препарата, не являются основанием для отказа в немедленном исполнении судебного акта по делу.
Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у Щур Д.Ю. заболевание прогрессирует, её состояние ухудшается, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечить Щур Диану Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Спинраза (Нусинерсен), производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с заключением врачебной комиссии № ГБУЗС «Городская больница № 1» им Н.И. Пирогова от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2020 года.
Председательствующий - <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>