Судья Лопухова Н.Н. №33-10515/2024 (№2-3925/2024)
УИД: 22RS0013-01-2023-002141-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2024 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Попова С.В., Масликовой И.Б.,
при секретаре Макине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика акционерного общества «Авиапредприятие «Алтай»
на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2024
по делу по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиапредприятие «Алтай» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Попова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Авиапредприятие «Алтай» о возложении обязанности с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить защиту склада горюче-смазочных материалов (далее - склад ГСМ) международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова подразделениями ведомственной охраны ФГУП «УВО Минтранса России» от противоправных посягательств.
Требования мотивировал тем, что АО «Авиапредприятие «Алтай» является собственником склада ГСМ международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова (далее - аэропорт). До 31.12.2023 охрана объектов транспортной инфраструктуры - аэропорта и склада ГСМ осуществлялась подразделением Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России», с 01.01.2024 охрана периметра аэропорта - аккредитованным подразделением транспортной безопасности АО «Авиапредприятие «Алтай», склада ГСМ - ООО ЧОП «Цербер». Причиной прекращения действия договора с Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» явилось окончание срока.
На основании статей 83,84 ВК РФ, пунктов 7.1, 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности), статей 1, 2, 8 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N514 "Об организации ведомственной охраны", Положения о ведомственной охране Министерства транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N743, Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта РФ, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 №192, Приказа Минтранса России от 28.11.2005 №142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», Приказа Минтранса России от 03.08.2016 N222 "Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России", склад ГСМ аэропорта подлежит охране ФГУП "УВО Минтранса России".
Проверкой установлено, что в нарушение указанных выше требований закона охрана и защита склада ГСМ от актов незаконного вмешательства подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» в период с 01.01.2024 до настоящего времени не осуществляется.
Барнаульской транспортной прокуратурой в феврале 2024 года генеральному директору АО «Авиапредприятие «Алтай» по вышеуказанному факту вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени они ответчиком не устранены.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, следовательно, меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19.08.2024 исковые требования удовлетворены.
Постановлено с момента вступления решения в законную силу возложить на АО «Авиапредприятие «Алтай» обязанность обеспечить от противоправных посягательств защиту склада ГСМ международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова подразделениями ведомственной охраны ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ", взыскать в доход муниципального образования городского округа – город Барнаул государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик АО «Авиапредприятие «Алтай» просит об отмене решения суда, в обоснование указывая, что склад ГСМ аэропорта Барнаул им. Г. Титова не относится к объектам транспортной инфраструктуры, а потому не может охраняться в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Включение спорного объекта в перечень №7 объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края позволило ответчику в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» заключить на конкурсной основе договор с ООО ЧОП «Цербер», которое в настоящее время осуществляет охрану склада. Ведомственная охрана обязана была внести изменения в Перечень, утвержденный Приказом Минтранса России от 03.08.2016 №222, и исключить из него склад ГСМ аэропорта Барнаул им. Г. Титова как объект топливно-энергетического комплекса Алтайского края. Кроме того, названный приказ Минтранса России от 03.08.2016 №222, утвердивший Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», не является законом и не может порождать обязанность по заключению договора на охрану склада ГСМ только с ФГУП «УВО Минтранса России», поскольку такой объект может охранять не только ведомственная охрана, но и другие подразделения, предусмотренные законом. В настоящее время охрана склада осуществляется ООО ЧОП «Цербер» на основании договора, заключенного по результатам закупок. Заключение договора с частным охранным предприятием в данном случае для АО «Авиапредприятие «Алтай» экономически более выгоден, чем с ФГУП «УВО Минтранса России».
В возражениях на апелляционную жалобу Барнаульский транспортный прокурор и представитель третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Копылова М.В. и представитель третьего лица поддержали доводы письменных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в соответствии с ч. 1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «Авиапредприятие «Алтай» является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности: деятельность аэропортная (л.д.36).
19.01.2024 руководителем Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в адрес транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры направлено уведомление о прекращении с 31.12.2023 действия договора №653-2022 от 19.12.2022 по охране (защите) периметра международного аэропорта г.Барнаул и по охране склада горюче-смазочных материалов, заключенного между АО «Авиапредприятие «Алтай» и ФГУП «УВО Минтранса России» (л.д.9-15).
По заданию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения АО «Авиапредприятие «Алтай», являющимся оператором аэродрома гражданской авиации Барнаул (Михайловка), законодательства о транспортной и авиационной безопасности.
По результатам проверки установлено, что АО «Авиапредприятие «Алтай» является собственником склада ГСМ международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова.
До 31.12.2023 охрана объектов транспортной инфраструктуры – аэропорта и склада ГСМ осуществлялась подразделением Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» на основании договора №653-2022 от 19.12.2022, заключенного между АО «Авиапредприятие «Алтай» и Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России».
Далее, 31.01.2024 между АО «Авиапредприятие «Алтай» (заказчик) и ООО ЧОП «Цербер» (исполнитель) заключен договор №70-8-240048 на оказание услуг по охране (л.д.18-25), в соответствии с которым исполнитель в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» оказывает заказчику услуги по охране объекта и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении. Система организации охраны объекта и имущества заказчика на объекте, порядок осуществления функций исполнителя, определяется техническим заданием и должностной инструкцией по охране объекта (приложения № 2 и 6 к договору).
В соответствии со спецификацией, являющейся приложением №1 к договору №70-8-240048 от 31.01.2024, объектом, подлежащим охране в рамках настоящего договора, является склад ГСМ.
Согласно п. 7.1 срок действия договора с 01.02.2024 по 14.02.2024. После указанной даты охрана склада ГСМ международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова осуществляется на основании договора, заключенного по результатам торгов, осуществляется сотрудниками ООО ЧОП «Цербер».
Приказом Минтранса России от 03.08.2016 №222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ". В указанный перечень пунктом 1036 включен склад ГСМ "Международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова".
По результатам прокурорской проверки установлено отсутствие в аэропорте охраны объектов аэропорта склада ГСМ подразделением ведомственной охраны Министерства транспорта РФ, что является нарушением статей 2, 83 ВК РФ, статей 1, 3, 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», пунктов 3, 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом министерства транспорта РФ от 28.11.2005 N142 (далее по тексту - Правила N142).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении предприятия представления от 27.02.2024 №42ж-2024, согласно которому заявителю необходимо устранить выявленные нарушения транспортной безопасности и сообщить Барнаульскому транспортному прокурору в письменной форме в месячный срок.
Не устранение указанных нарушений повлекло обращение прокурора с настоящим иском.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая положения п.6 ст.84 ВК РФ, Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42; Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях АО «Авиапредприятие Алтай№» нарушений и об удовлетворении требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Воздушный кодекс РФ в п.6 ст.84 определяет, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством РФ.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее - Правила).
Под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (п.1 Правил).
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (п. 2 Правил).
Из содержания п. 4 Правил следует, что охрана границ территории (периметр) международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, - подразделениями войск национальной гвардии РФ; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N928-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ (далее - Перечень N928-р).
В указанный перечень включены международные аэропорты, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе, международный аэропорт г.Симферополя (п. 17).
Поскольку иные аэропорты в Перечень N928-р не включены, охрана их границ должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.
Аэропорт Барнаула имени Германа Титова является международным аэропортом.
В силу требований статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов.
Согласно статье 4 Закона N16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (часть 1 статьи 8 Закона N16-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране" основными задачами ведомственной охраны являются защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Как указано в статье 8 Федерального закона от 14.04.1999 N77-ФЗ "О ведомственной охране", перечень охраняемых ведомственной охраной объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 12.07.2000 N514 "Об организации ведомственной охраны", перечни охраняемых объектов, а также вносимые в них изменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных государственных органов и организаций по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии РФ.
В силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 11.10.2001 N743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта РФ" ведомственная охрана создается Министерством транспорта РФ и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта РФ, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
Согласно пункту 3 Приказа Минтранса России от 24.11.2008 N192 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации", ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.08.2016 N222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделения федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ".
В настоящее время в Перечень N222 включен объект склад ГСМ «Международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова».
При таких обстоятельствах, с учетом установленных нарушений, а также отсутствия доказательств их устранения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований.
Ссылки апеллянта на необоснованное включение в Перечень N222, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный факт не оспорен в установленном законом порядке.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в силу статьи 1 Закона N16-ФЗ защита объекта в рамках обеспечения его транспортной безопасности предполагает его защиту только от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ, Защита), под которым понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб, либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен приказом Минтранса РФ N52, ФСБ РФ NЦ2, МВД РФ N134 от 05.03.2010 (всего 9 угроз).
В свою очередь, ввиду того, что охрана объектов, включенных в Перечень N222, в соответствии со статьей 1 Закона N77-ФЗ это деятельность по обеспечению состояния защищенности объекта охраны (охраняемого объекта), осуществляемая в целях решения задач, возложенных на ведомственную охрану, она предполагает обеспечение защиты объекта от всего возможного спектра противоправных посягательств, в соответствии с задачами, возложенными на ведомственную охрану (реализация полномочий установленных статьи 2 Закона N77-ФЗ, а также реализация мероприятий, определенных Порядком организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта РФ, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 24.11.2008 N192.
В связи с этим защита не является тождественной понятию охрана, как в вопросе нормативно-правого регулирования (правовая основа и порядок обеспечения защиты и охраны регламентированы разными федеральными законами), так и в вопросе объема выполняемых задач и перечня осуществляемых в рамках защиты и охраны мероприятий (к примеру, в рамках защиты от АНВ не осуществляется досмотр лиц, покидающих зону транспортной безопасности, т.к. вынос каких-либо предметов из нее не влечет угрозу совершения АНВ, в то время как при осуществлении ведомственной охраны осуществляется досмотр лиц, как при их входе, так и при выходе с территории охраняемого объекта, в целях пресечения всего возможного спектра противоправных посягательств).
Позиция о необходимости обеспечения ведомственной охраны на ОТИ, включенных в Перечень N222, вне зависимости от их защиты от АНВ подтверждается и Верховным судом РФ (Решение ВС РФ от 25.04.2022 по делу NАКПИ22-58), согласно которой охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами (субъектами охраны) исключается или может носить только вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в сфере ведения Минтранса России, обеспечивается ведомственной охраной указанного министерства.
Иные доводы жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328–330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО «Авиапредприятие «Алтай» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 ноября 2024 года