Дело № 2-1233/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием процессуального истца помощника Шилкинского межрайонного прокурора Аранина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Шилкинского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ТЕИ, ТАИ к государственному учреждению здравоохранения «Краевая больница № 3», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственными препаратами, а также средствами диагностики диабета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведения проверки по обращению ТАМ были выявлены нарушения требований законодательства в сфере здравоохранения при обеспечении ее несовершеннолетних детей ТЕИ и ТАИ лекарственными препаратами и медицинским изделиями, при наличии у детей сахарного диабета. Просит суд: возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ в количестве, соответствующем рекомендациям производителя, медицинскими изделиями – расходными материалами к инсулиновой помпе «MiniMed Paradigm VEO MMT-754», а именно: устройствами для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей); резервуарами ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей), ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения устройствами для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей); резервуарами ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей), ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» из расчета 7 единиц 4 раза в день (25 упаковок в год), ежемесячно в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» из расчета 7 единиц 4 раза в день (25 упаковок в год), ежемесячно в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, а также ланцетами для глюкометра из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, ланцетами для глюкометра из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ этиловым спиртом в объеме 100 грамм в месяц, либо салфетками спиртовыми в количестве 150 штук в месяц, то есть 1800 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ рецепты для бесплатного обеспечения этиловым спиртом в объеме 100 грамм в месяц, либо салфетками спиртовыми в количестве 150 штук в месяц, то есть 1800 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» (Флекс-Пен) 1,5 – 6,5 единиц (1 единица на сброс) 4 раза в день (17 упаковок в год), а также «Тресиба» (ФлексТач) 4,5 единицы 1 раз в день (1 единицу на сброс) (3 упаковки в год), а также иглами к шприц-ручкам «Insupen 32 G» (4 мм) из расчета 4 иглы в день, то есть 1460 в год, ежемесячно в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения лекарственными препаратами по торговому наименованию «Новорапид» (Флекс-Пен) 1,5 – 6,5 единиц (1 единица на сброс) 4 раза в день (17 упаковок в год), а также «Тресиба» (ФлексТач) 4,5 единицы 1 раз в день (1 единицу на сброс) (3 упаковки в год), а также иглами к шприц-ручкам «Insupen 32 G» (4 мм) из расчета 4 иглы в день, то есть 1460 в год, ежемесячно в соответствии с медицинскими показаниями до отмены инсулинотерапии.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, а также ланцетами для глюкометра из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения тест-полосками «OneTouch Selekt Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, а также ланцетами для глюкометра из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТЕИ этиловым спиртом в объеме 100 грамм в месяц, либо салфетками спиртовыми в количестве 150 штук в месяц, то есть 1800 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения этиловым спиртом в объеме 100 грамм в месяц, либо салфетками спиртовыми в количестве 150 штук в месяц, то есть 1800 штук в год, ежемесячно до отмены инсулинотерапии по медицинским показаниям.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность обеспечить ТАИ и ТЕИ лекарственным препаратом «ГлюкаГен» (Глюкагон), в соответствии с медицинскими показаниями.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» обязанность оформлять ТАИ и ТЕИ рецепты для бесплатного обеспечения лекарственным препаратом «ГлюкаГен» (Глюкагон), в соответствии с медицинскими показаниями. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор АРВ, исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетних Т ТАМ, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась в связи с болезнью, при этом не ходатайствовала об отложении слушания дела.
Представитель ответчика ГУЗ «КБ №3», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, при этом представила суду заявления, в которых содержится просьба рассмотреть дело в ее отсутствие, а также указано, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку все требования прокурора ими исполнены в полном объеме. Кроме того полагает, что прокурор повторно обращается с аналогичным иском в суд, так как решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26.09.2022 аналогичные требования прокурора в интересах Т были удовлетворены, в связи с чем производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. При этом представил отзыв на иск, где указал, что оснований для удовлетворения иска нет, поскольку Т всеми необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обеспечены, претензий со стороны родителей по состоянию на 21.09.2023, нет, представив данные по пациенту Т. Отмечает, что по аналогичному иску прокурора в интересах Т имеется вступившее в законную силу решение Шилкинского районного суда от 26.09.2022, по которому требования прокурора частично удовлетворены, данное решение действует до отмены инсулинотерапии несовершеннолетним по медицинским показаниям, в связи с чем производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участника процесса, допросив в качестве свидетеля ТИВ, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не является спорным обстоятельством, ТАИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ГУЗ «КБ № 3» с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 5 лет (с 2018 года).
ТЕИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ГУЗ «КБ № 3» с диагностированным заболеванием «сахарный диабет 1 типа», длительность заболевания 2 года - с апреля 2021 года.
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ТИВ пояснил, что он является отцом ТАИ и ТЕИ, что его дети нуждаются в постоянном приеме лекарственных препаратов, а также в медицинских изделиях. До обращения в прокуратуру им не в полном объеме предоставлялись медицинские препараты и медицинские изделия, которые в настоящий момент предоставлены в полном объеме. Однако он настаивает на удовлетворении иска, поскольку рецепты выписываются нерегулярно, а также лекарственными препаратами и медицинскими изделиями их обеспечивают несвоевременно и нерегулярно.
С целю достижения компенсации диагностированного заболевания и для прохождения амбулаторного лечения ТАИ установлена инсулиновая помпа «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» со встроенным глюкометром, подразумевающим под собой сенсор для непрерывного мониторирования глюкозы (далее по тексту – НМГ), то есть указанная инсулиновая помпа интегрируется с системой непрерывного мониторинга глюкозы.
Из руководства пользователя к инсулиновой помпе «MiniMed Paradigm VEO MMT-754» усматривается, что для введения инсулина в организм пациента используются одноразовые резервуары и инфузионные системы, а с помощью работы помпы, сенсора и трансмиттера осуществляется непрерывный мониторинг глюкозы. Для беспрерывной работы указанной инсулиновой помпы в том числе необходимы:
1) устройство для инфузий Minimed Mio ММТ-945 в количестве не менее 11 штук в месяц;
2) резервуар ММТ-332 в количестве не менее 11 штук в месяц;
3) сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы ENLITE MMT-7008 в количестве 5 штук в месяц.
Помимо указанного, согласно протоколу врачебной комиссии №40 от 07.07.2023 ТАИ нуждается в обеспечении инсулинами по торговому наименованию «Новорапид» 2 ручки на 6 дней (25 упаковок в год); расходные материалы: - тест полоски: OneTouch Select Plus 8-10шт в день (60 упаковок в год); - спирт этиловый (100мл.в мес.) или салфетки спиртовые; - устройство для инфузий Minimed Mio ММТ-945 не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей); - резервуар ММТ332А в количестве не менее 11 шт. в мес. (+1 с учетом загиба канюлей).
Согласно протоколу врачебной комиссии №40 от 07.07.2023 ТАИ нуждается в обеспечении инсулинами по торговому наименованию «Новорапид» 2 ручки на 6 дней (25 упаковок в год); расходные материалы: тест-полоски: «OneTouch Selekt Plus» 8-10 шт. в день (60 упаковок в год); - спирт этиловый (100 мл. в мес.) или салфетки спиртовые; - устройство для инфузий Minimed Mio ММТ-945 не менее 11 штук в месяц (+1 с учетом загиба канюлей); - резервуар ММТ332А в количестве не менее 11 шт. в мес. (+1 с учетом загиба канюлей).
Таким образом, в настоящее время для самостоятельного введения инсулина имеет место потребность в обеспечении ТАИ названными лекарственными препаратами, а также иглами и шприц-ручками «Insupen 32G» и расчета 4 иглы и шприца в день, то есть 1460 в год.
Кроме того, ТАИ и ТЕИ обеспечены средством диагностики - глюкометрами «OneTouch Select Plus», для беспрерывной и регулярной эксплуатации которых необходимо обеспечение тест-полоскам «OneTouch Select Plus» из расчета 8 штук в день, то есть 2920 штук в год на каждой материального истца, а также ланцетами для глюкометров в том же объеме.
ТАИ и ТЕИ нуждаются в обеспечении лекарственным препаратом «ГлюкаГен» (Глюкагон), который показан при тяжелы гипогликемических состояниях, возникающих у больных сахарным диабетом.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 1 ст.41 Конституции Российской Федерации за каждым закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 323-ФЗ).
В силу положений п.2 ст.9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частями 1, 2 ст.19 Закона № 323-ФЗ определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323-ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 5 ст.10 Закона № 323-ФЗ определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ч.1, 2 ст.37 Закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу п.1 ч.3 ст.80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений ст.81 Закона № 323-ФЗ следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.43 Закона № 323-ФЗ Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е10-Е14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее по тексту – ППРФ от 30.07.1994 № 890) утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Согласно п.14 ч.1 ст.16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 19 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного совместными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 №№ 929н и 1345 соответственно, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с требованиями ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии федеральным законодательством, по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови и шприцы-ручки включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053 (далее по тексту – Распоряжение № 3053).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 (далее по тексту – ППРФ № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который в том числе включены дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, с предоставлением права не бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 22.01.2021 № 22н утверждён Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в соответствии с пунктом 2.2 «Лабораторные методы исследования» раздела 2 «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323-ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством случаях.
Во исполнение указанных положений Закона № 323-ФЗ и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту – Закон № 433-ЗЗК).
В силу ст.2 Закона № 433-ЗЗК, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319 (далее по тексту – Положение), Министерство здравоохранения Забайкальского края (далее по тексту – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства Положением в том числе отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом
Согласно п.4 ППРФ от 30.07.1994 № 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из названного выше нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п.2, 4 ст.70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение.
Обязанность врача руководствоваться при лечении пациента клиническими рекомендациями и стандартами прямо установлена подпунктом 3 части 1 статьи 37 Закона № 323-ФЗ.
При этом отсутствие НМГ в перечне медицинских изделий, предусмотренных Распоряжением № 3053 не является основанием для отказа в его назначении и обеспечении им, так как указанный перечень не является основным и единственным, а фактически является дополнительным, регламентирующим дополнительное обеспечение медицинскими изделиями лиц инвалидов, в том числе детей-инвалидов с диагнозом «сахарный диабет», а базовое и необходимое обеспечение должно осуществляться в соответствии с требованиями ПП РФ № 890, положениями которого закреплено право детей-инвалидов, а также лиц, страдающих сахарным диабетом, получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты, средства медицинского назначения и средства диагностики, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Таким образом, сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецепту врача бесплатно согласно ППРФ № 890.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2022, в котором в том числе указано и на то, что Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и диагностику заболеваний.
Диагностированное у ТАИ и ТЕИ заболевание относится к социально значимым, право последних на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323-ФЗ, Законом № 433-ЗЗК, в связи с чем они вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с медицинскими показаниями.
В судебном заседании установлено, что после обращения ТАМ с заявлением в прокуратуру и по настоящее время несовершеннолетние обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Вместе с тем, судом установлено, что несовершеннолетние Т лекарственными средствами и медицинскими изделиями, указанными в иске, обеспечиваются нерегулярно и не на постоянной основе, рецепты на их приобретение также выписываются не регулярно.
То обстоятельство, на которое ссылаются ответчики в возражениях на иск, что на дату вынесения решения Т обеспечены требуемыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, судом во внимание не принимается, поскольку жизнь и здоровье ТАИ и ТЕИ не могут быть в опасности, а несвоевременное и нерегулярное обеспечение ТАИ и ТЕИ требуемыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует об угрозе нарушения их прав.
Вопреки доводам стороны ответчиков, законных оснований для прекращения производства по настоящему гражданскому делу по указанным в отзывах основаниям, не имеется.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, в целях эффективного обеспечения несовершеннолетних ТАИ и ТЕИ необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимо возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать на постоянной основе обеспечение несовершеннолетних указанными в иске лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а на ГУЗ «КБ №3» обязанность своевременно и на постоянной основе оформлять рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.
При таких обстоятельствах, требования процессуального истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «MiniMed Paradigm VEO MMT-754», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ Minimed Mio ░░░-945 ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 11 ░░░░ ░ ░░░░░ (+1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░-332 ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 11 ░░░░ ░ ░░░░░ (+1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ Minimed Mio ░░░-945 ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 11 ░░░░ ░ ░░░░░ (+1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░-332 ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 11 ░░░░ ░ ░░░░░ (+1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 4 ░░░░ ░ ░░░░ (25 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 4 ░░░░ ░ ░░░░ (25 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ «OneTouch Selekt Plus» ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ «OneTouch Selekt Plus» ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 100 ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 150 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 1800 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 100 ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 150 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 1800 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» (░░░░░-░░░) 1,5 – 6,5 ░░░░░░ (1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░) 4 ░░░░ ░ ░░░░ (17 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░ ░░░░░ «░░░░░░░» (░░░░░░░░) 4,5 ░░░░░░░ 1 ░░░ ░ ░░░░ (1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░) (3 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░ «Insupen 32 G» (4 ░░) ░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 1460 ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» (░░░░░-░░░) 1,5 – 6,5 ░░░░░░ (1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░) 4 ░░░░ ░ ░░░░ (17 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░ ░░░░░ «░░░░░░░» (░░░░░░░░) 4,5 ░░░░░░░ 1 ░░░ ░ ░░░░ (1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░) (3 ░░░░░░░░ ░ ░░░), ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░ «Insupen 32 G» (4 ░░) ░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 1460 ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ «OneTouch Selekt Plus» ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ «OneTouch Selekt Plus» ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░ 2920 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 100 ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 150 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 1800 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 100 ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 150 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 1800 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 3» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.11.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░