Дело № –813/14
Решение
именем Российской Федерации
17 декабря 2014 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием истца Мурашова В.А., ее представителя Плющева В.Е.,
представителя ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ Павловой С.М.,
представителя третьего лица ГАУЗ «Пестречинская ЦРБ» Худяковой А.А.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурашова В.А., Мурашов К.В. и Мурашов А.К. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ и Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании права на приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Истцы обратились в суд с иском в вышеуказанной формулировке в обоснование указав, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в одном здании с аптекой и амбулаторией ЦРБ. Право собственности на данное жилое помещение за кем-либо не зарегистрировано. Занимаемое ими указанное жилое помещение является единственным жильем, ранее участия в приватизации они не принимали.
В судебном заседании истец Мурашова В.Н. и ее представитель Плющев В.Е. требования иска поддержали в полном объеме и добавили, что истец с 1988 года непрерывно проживает в указанной квартире, исполняет обязанности нанимателя в силу закона, содержит жилище в надлежащем состоянии и оплачивает коммунальные услуги.
Истец Мурашов К.В., действующий от с своего имени и от имени своего малолетнего ребенка Мурашов А.К. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ Павлова С.М. разрешение спора оставила на усмотрение суда и пояснила, что данное жилое помещение в реестре муниципальной собственности не числится, соответственно распорядиться им они не могут.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РТ в судебное заседание также не явился, согласно представленному ходатайству, просил данное гражданское дело рассмотреть без их участия, а в иске к Минземимуществу РТ отказать, поскольку спорное жилое помещение в реестре государственной собственности РТ не значится.
Представитель третьего лица ГАУЗ «Пестречинская ЦРБ» Худякова А.А. в удовлетворении иска не возражала, однако пояснила, что постановлением главы администрации Пестречинского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира была передана в служебное пользование Пестречинской ЦРБ.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Ленино - Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, согласно представленному ходатайству, просил дело рассмотреть без их участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, посредством признания права.
В соответствии со ст. 1 Закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее - Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст. 2 Закона о приватизации, граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из ст. 6 Закона о приватизации следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Часть 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Поскольку отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено общее правило, согласно которому к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону
Согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления квартиры истцу служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Таким образом, в соответствии с данной нормой жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, при этом независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Из материалов дела усматривается, что спорная квартира была предоставлена истцу в 1988 году, являвшемуся медицинским работником.
Согласно данным домовой книги ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована в данном жилом помещении.
Решение о вселении истца и членов ее семьи в квартиру не выносилось. Это же видно из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ.
Жилое помещение было предоставлено истцу в период ее трудовой деятельности, факт трудовой деятельности прослеживается в трудовой книжке №, согласно которой Мурашова В.Н. принята ДД.ММ.ГГГГ на должность санитарки в Ленино-Кокушкинскую врачебную амбулаторию. До настоящего времени она работает по указанной выше специальности в ГАУЗ «Пестречинская ЦРБ».
Согласно имеющихся в материалах дела технического и кадастрового паспортов на <адрес> можно указать, что в данной технической документации нигде не имеется указание на то, что квартира является специализированной. Сведения о принадлежности квартиры не указаны, квартира значится как жилая. Это же видно из справки РГУП БТИ.
Квартиру истца можно определить как отдельное изолированное жилое помещение. Коммунальные платежи берутся из общей площади данного помещения. В квартире имеются следующие помещения: жилая комната, кухня, кладовые, санузел, тамбур.
С момента заселения по настоящее время истец проживает в указанной квартире, исполняет обязательства нанимателя, содержит жилище в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные и жилищные расходы, что подтверждается имеющимися в деле счетами на оплату ЖКУ.
Также, на имя Мурашова В.А. открыт лицевой счет, что в свою очередь свидетельствует о том, что истец проживает в ней на условиях социального найма.
Вышеуказанные обстоятельства и нормы закона прямо устанавливают, что договор социального найма является заключенным по самому факту пользования жилым помещением, не требуя облечения его в письменную форму и независимо от наличия таковой.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также приложением №3 к указанному постановлению.
Объекты государственной собственности, приведенные в приложении №3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (п. 2 Постановления №3020-1).
Согласно п. 1 приложения №3 к указанному Постановлению к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
Согласно ответу на запрос Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ квартира № 1, расположенная по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ не числится.
Согласно справке Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ указанная выше квартира на балансе Исполнительного комитета Ленино-Кокушкинского Пестречинского муниципального района РТ, также не числится.
Согласно ответу на запрос Минземимущества РТ жилое помещение № 1, расположенное по адресу: <адрес> реестре государственной собственности РТ не значится.
Из материалов дела усматривается, что балансодержатель спорного объекта не известен и в ходе судебного разбирательства, также не установлено, что ГАУЗ «Пестречинская ЦРБ» является балансодержателем данной квартиры.
Таким образом, в силу закона спорный объект недвижимости подлежит принятию в муниципальную собственность, поскольку право собственности на объекты жилищного фонда было разграничено ранее изданным законодательным актом Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, на основании которого на эти объекты возникло право муниципальной собственности.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5).
Согласно ответов регистрирующих органов, право собственности на спорное жилое помещение за кем-либо не зарегистрировано.
Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Однако данных о том, что спорная квартира находится в аварийном состоянии, в общежитии, является служебным жилым помещением, а также документов подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, ответной стороной суду не предоставлено, как и не предоставлено решение о признании его таковыми.
Имеющееся в материалах дела постановление главы администрации Пестречинского района РТ № «а» от ДД.ММ.ГГГГ о передаче спорной квартиры в служебное пользование Пестречинской ЦРБ не может служить основанием для признания его служебным помещением, поскольку истец была уже туда вселена на законных основаниях в 1988 году и на балансе как у муниципального образования, так и в ГАУЗ «Пестречинская ЦРБ» как служебное жилое помещение не состоит.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом вышеизложенного суд находит, что с 1988 года по настоящее время истец проживает в <адрес>, расположенной по адресу: РТ, <адрес>, оплачивает за данное жилье как жилищные, так и коммунальные услуги, то есть должным образом несет бремя ее содержания более 25 лет. Данная квартира является единственным местом для ее проживания. До настоящего времени работает по специальности и квартира ей была предоставлена в связи со спецификой трудовой деятельности, соответственно она ее заслуживает.
Ранее истец в приватизации не участвовала (справка РГУП БТИ и информация из ЕГРП), однако неоднократно обращалась по данному вопросу в Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ, но ей было отказано по мотивам отсутствия данного жилого помещения в реестре муниципальной собственности Пестречинского муниципального района РТ.
В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Поскольку спорная квартира не является помещением специализированного жилищного фонда, то есть не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в собственность по договору о передачи жилого помещения в собственность граждан, с учетом положений Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд считает иск в части признания за Мурашова В.А. права на приватизацию жилья и права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации подлежащим удовлетворению, поскольку данные требования истца основаны на законе и на вышеуказанных доказательствах, которые относимы, допустимы, достоверны и в совокупности взаимосвязаны друг с другом.
Оснований для признания права собственности в порядке приватизации за Мурашов К.В. и Мурашов А.К., зарегистрированными по адресу: <адрес> 2003 и 2013 года соответственно, не имеется, в силу вышеприведенных обстоятельств и норм закона.
Соответчика – Министерство земельных и имущественных отношений РТ суд признает ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку из материалов дела и позиции представителя данного министерства следует, что правовой заинтересованности в судьбе спорного жилого помещения данный ответчик не имеет, права и законные интересы его не затрагиваются и не нарушаются, тем самым спор о праве между сторонами по рассматриваемому делу отсутствует, поэтому требования истцовой стороны к Министерству земельных и имущественных отношений РТ подлежат оставлению без удовлетворения.
При этом, с учётом того, что истец в судебном заседании отказалась от возмещения с ответчика судебных расходов, суд, исходя из принципа диспозитивности, оставляет вопрос возмещения судебных расходов без рассмотрения, что не противоречит ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за Мурашова В.А. право на приватизацию <адрес>, в <адрес>
Признать за Мурашова В.А. право собственности в порядке приватизации жилья на <адрес>, в <адрес>
Данное решение суда является основанием для государственной регистрации признанного за Мурашова В.А. права собственности на указанную выше квартиру в соответствующем регистрирующем органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В иске Мурашов К.В. и Мурашов А.К. к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ о признании права на приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
В иске Мурашова В.А., Мурашов К.В. и Мурашов А.К. к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании права на приватизацию жилого помещения и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: