Решение по делу № 33а-1455/2020 от 10.02.2020

Судья Юсуфов Ш.М.

1-ая инстанция дело №2а-245/2019

2-ая инстанция дело №33а-1455/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июня 2020 года Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Степановой М.Г., Начарова Д.В.

при секретаре Калининой Д.О.,

рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноленинский нефтеперерабатывающий завод» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре, государственному инспектору РФ в области окружающей среды по ХМАО - Югре Шарафутдиновой О.М. о признании незаконными и отмене предписаний,

Заинтересованное лицо: АО «РН-Няганьнефтегаз»,

по апелляционным жалобам ООО «Красноленинский НПЗ», АО «РН-Няганьнефтегаз» на решение Октябрьского районного суда от 23 октября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ООО «Красноленинский нефтеперерабатывающий завод» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре, государственному инспектору РФ в области окружающей среды по ХМАО-Югре Шарафутдиновой О.М. о признании недействительными предписаний о признании незаконными и отмене предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре от 18.01.2019 № № 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22, отказать».

Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., судебная коллегия

установила:

ООО «Красноленинский НПЗ» (далее – общество) обратилось в суд с административным иском к Управлению Росприроднадзора по ХМАО - Югре с требованиями признать незаконными и отменить предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18 января 2019 года №№ 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22. В обоснование требований указывает, что в период с 14.12.2018 по 18.01.2019 Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре проведена внеплановая проверка исполнения предписаний от 11.10.2018 №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 ООО «Красноленинский НПЗ», по результатам которой составлен акт проверки от 18.01.2019 №4, выданы предписания №№ 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22.

Ранее аналогичные предписания Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре от 01.06.2018 №№ 46-ОН/44, 47-ОН/44, 48-ОН/44, 49-ОН/44 со сроком исполнения до 01.09.2018, от 11.10.2018 №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 со сроком исполнения до 03.12.2018 были обжалованы административным истцом в суд.

Основанием к выдаче оспариваемых предписаний послужил факт выявления содержания нефтепродуктов (0,18%, 1,84 мг/л) в пробах сточных вод, отобранных с подземной емкости сбора промышленных стоков ЕДК-1, что не является основанием для отнесения сточных вод к отходу – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

Административный истец не согласен с оспариваемыми предписаниями в виду того, что содержащие нефтепродукты стоки промливневой канализации не являются таким отходом, как «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%», поскольку фактически эти стоки представляют сырье, используемое в процессе добычи, подготовки и переработки нефти. Спорные воды отнесены Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре к виду отходов, которые образуются от вида деятельности, которым ООО «Красноленинский НПЗ» не занимается, ввиду чего на него незаконно возлагается обязанность по паспортизации и учету отхода.

Полагает квалификацию спорных вод емкости ЕДК-1 в качестве отхода ошибочной, поскольку они вновь участвуют в замкнутом процессе нефтедобычи.

Заключение Государственной экологической экспертизы №570/ЭЭ от 19.12.1994 является действующим, оно не предусматривает наличие у общества отхода – подтоварной воды. По делам об административных правонарушениях административный ответчик не доказал законность привлечения общества к административной ответственности.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласились ООО «Красноленинский НПЗ», АО «РН-Няганьнефтегаз», они обратились с апелляционными жалобами, в которых приводят доводы, аналогичные доводам административного иска. Указывают, что спорные воды в силу водного законодательства являются сточными водами, а не отходами производства в виде подтоварный воды, и ввиду этого, не являются лицами обязанными по ведению учета, отчетности и уплаты платежей с отхода производства – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

03.03.2020 производство по делу было отложено до разрешения спора судом кассационной инстанции по предшествующим предписаниям до 24.03.2020.

24.03.2020 производство по делу было приостановлено и возобновлено 26.05.2020, назначено к рассмотрению на 02.06.2020 на 9 часов 30 минут.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией уведомлены надлежащим образом.

От административного истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, сделана ссылка на невозможность участия представителя в судебном заседании по причине неблагоприятной обстановки по короновирусу в г. Ханты-Мансийске. В удовлетворении ходатайства отказано, поскольку явка представителей лиц, участвующих в деле не признана обязательной. Лица, участвующие в деле были заслушаны в судебном заседании 03.03.2020.

Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, на основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре от 11 декабря 2018 года № 2032 проведена внеплановая документарная проверка ООО «Красноленинский НПЗ» по выполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 от 11 октября 2018 года. Срок проведения проверки установлен в 20 рабочих дней, в период с 14 декабря 2018 года до 18 января 2019 года, административный истец уведомлен о проведении проверки 12 декабря 2018 года (Т.2, л.д. 120).

По результатам проведения проверки 18 января 2019 года составлен акт № 4, в котором выявлены факты невыполнения предписаний №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 от 11.10.2018, выдано 4 предписания о возложении на ООО «Красноленинский НПЗ» обязанности в срок до 27 мая 2019 года: разработать паспорт отхода - подтоварной воды резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (предписание № 3-ОН/22, Т.2, л. д. 21 - 22); внести корректировку в данные учета в области обращения с отходами с учетом образования отхода - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 % (предписание № 4-ОН/22, Т.2, л. д. 23 - 24); предоставить в Управление отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год с учетом образования отхода - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (предписание № 5-ОН/22, Т.2, л. д. 25 - 26); предоставить скорректированную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год с учетом образования отхода - подтоварной воды резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 % (предписание № 6-ОН/22, Т.2, л. д. 27 – 28).

Полагая данные предписания незаконными по указанным выше основаниям, ООО «Красноленинский НПЗ» обратилось в суд с административным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ООО «Красноленинский НПЗ» требований законодательства в области обращения с отходами, неисполнение предписаний от 11.10.2018 №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 и, как следствие законности оспариваемых предписаний от 18 января 2019 года №№ 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22, вследствие чего отказал в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, осуществляет федеральный государственный надзор в области обращения с отходами (п. 5.1.3).

Как следует из материалов административного дела, в ходе ранее проведенной проверки в период с 27.04.2018 по 29.05.2018 было установлено, что проба промышленных выбросов сточных вод, отобранной с канализационной насосной станции, оказывает острое токсическое действие на тест - объекты Paramecium caudatum и Chlorella vulgaris Beijer; проба сточной воды, отобранная с подземной емкости сбора промстоков, содержит 0,18% нефтепродуктов, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 относится к отходу по коду ФККО 91120111314 - подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 %. Данная проба оказывает острое токсическое действие на тест-объект - Chlorella vulgaris Beijer, и может быть отнесена к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

При этом в нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах) паспорт отходов на подтоварную воду резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 % (далее подтоварная вода) отсутствует; в нарушение статей 19 и 26 этого же Закона данные учета образования и движения отходов такого отхода как подтоварная вода резервуаров хранения не содержат, не учтен этот отход и в годовой форме федерального статистического наблюдения формы 2-ТП, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; в нарушение статьи 24 Закона об отходах, пункта 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не переоформлен.

Таким образом, установив, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства в виде утилизации подтоварной воды, используемой в дальнейшем в замкнутой системе нефтедобычи, Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре пришло к выводу о том, что общество должно разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на их размещение, составить паспорт опасного отхода, производить расчет платы и вносить платежи за размещение отходов производства, соответственно выдало оспариваемые предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что подтоварные воды, образующиеся у общества в результате технологического процесса переработки нефти, после отделения их от нефти, по смыслу статьи 1 Закона об отходах следует признать отходами, что влечет для общества определенные обязанности, предусмотренные данным законом в области обращения с отходами.

Согласно статье 1 Закона об отходах, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация) (в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ).

При таких обстоятельствах доводы административного истца о том, что поскольку подтоварная вода участвует в воспроизводстве при переработке нефти, то и не обладает признаками отхода производства, не состоятельны.

Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (91120111314) отнесена к отходам выполнения прочих видов деятельности (Блок 9).

Согласно технологическому регламенту ООО «Красноленинский НПЗ» раздел 4.9 «стоки» система промливневой канализации собирает, в том числе, подтоварную воду с емкостей товарного парка и парка некондиционных нефтепродуктов.

Как следует из справки главного инженера общества Хуснуллина И.И. от 21 сентября 2018 года (т. 1 л.д. 86 - 87) в объеме поставляемой нефти содержится балластная вода в количестве 0,5% от принятой нефти, которая в процессе переработки нефти отделяется и поступает в систему сбора.

То есть в данном случае речь идет о подтоварной воде, являющейся смесью воды с нефтью и другими примесями, и образуемой при разделении нефтяной эмульсии.

Таким образом, поскольку данная подтоварная вода поступает в промливневую канализацию с резервуаров сбора (хранения) нефти товарного парка и парка некондиционных нефтепродуктов, Управлением был правильно определен вид данного отхода, как подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

Ранее Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре были выданы аналогичные предписания от 01.06.2018 №№46-ОН/22, 47-ОН/22, 48-ОН/22, 49-ОН/22, 50-ОН/22 со сроком исполнения до 01.09.2018.

Актом проверки Управления Росприроднадзора по ХМАО – Югре от 11.10.2018 №112 установлены факты неисполнения предписаний от 01.06.2018 №№46-ОН/22, 47-ОН/22, 48-ОН/22, 49-ОН/22, в связи с чем выданы предписания от 11.10.2018№№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 со сроком исполнения до 03.12.2018.

Ввиду того, что предписания от 11.10.2018 №№277-ОН/22, 278-ОН/22, 279-ОН/22, 280-ОН/22 в установленные сроки не выполнены, Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре выданы предписания от 18 января 2019 года №№ 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22 со сроком исполнения до 27 мая 2019 года.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 ноября 2018 года, установлена законность выданных ранее предписаний от 01.06.2018 №№46-ОН/22, 47-ОН/22, 48-ОН/22, 49-ОН/22, 50-ОН/22.

При таких обстоятельствах вывод суда о законности предписаний от 18 января 2019 года №№ 3-ОН/22, 4-ОН/22, 5-ОН/22, 6-ОН/22, является правильным.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, имеющимся в деле доказательствам, а доводы апелляционных жалоб по существу направлены на их переоценку, оснований для которой, судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО «Красноленинский НПЗ», АО «РН-Няганьнефтегаз» - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Симонович В.Г.

Судьи

Степанова М.Г.

Начаров Д.В.

33а-1455/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО Красноленинский НПЗ
Ответчики
Росприроднадзор по ХМАО-Югре
Другие
АО РН-Няганьнефтегаз
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Степанова Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
10.02.2020Передача дела судье
03.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
02.06.2020Судебное заседание
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020Передано в экспедицию
02.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее