Решение по делу № 33-1543/2023 (33-40630/2022;) от 07.12.2022

Судья Савинова М.Н.                       Дело № 33-1543/2023 (33-40630/2022)

Уникальный идентификатор дела

50RS0026-01-2021-007599-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В.,

при секретаре Андреевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2023 г. гражданское дело по иску Карпенко А. А.ча к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Карпенко А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, указав, что в 1990 году проходил действительную военную службу в 72 ТД (в/ч 05325) в составе в/ч 21035, в конце января 1990 года в соответствии с приказом вышестоящего командования откомандирован в в/ч 30066, которая дислоцировалась в п. Советашен Армянской ССР. Целью данной командировки было урегулирование межнационального конфликта между Арменией и Азербайджаном и восстановление конституционного порядка в стране. Истец полагал, что в указанный период участвовал в контртеррористической операции, в связи с чем имеет право на присвоение статуса ветерана боевых действий. Однако ответом Военного комиссара Московской области от 24.02.2021 г. истцу отказано в присвоении статуса ветерана боевых действий. Полагая отказ неправомерным, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил отказ в выдаче удостоверения признать незаконным, признать истца ветераном боевых действий и обязать ответчика выдать удостоверение ветерана боевых действий.

Определением Люберецкого городского суда Московской области от 24 августа 2021 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Военный комиссариат Московской области (протокол судебного заседания от                     24 августа 2021 г. – л.д. 32а).

Решением Люберецкого городского суда Московской области от                5 октября 2021 г. постановлено исковые требования Карпенко А.А. удовлетворить частично. Признать Карпенко А.А. ветераном боевых действий; возложить на Военный комиссариат Московской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Карпенко А.А. удостоверения ветерана боевых действий. В удовлетворении иска           Карпенко А.А. к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий в остальной части отказать.

Не согласившись с постановленным решением, Военный комиссар Московской области принес на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Определением от 14 декабря 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – Объединенного стратегического командования Западного военного округа (пункты 11, 16-19 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 N 595); судебной коллегией данное лицо привлечено к участию в деле в качестве ответчика (л.д. 104-105).

Выслушав истца, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для удовлетворения иска не находит.

Из материалов дела следует, что Карпенко А.А. является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением серии З № 745661 Министерства обороны Российской Федерации от 27.09.2002 года.

Согласно архивной справке от 04.12.2020 года № 10178 Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан по архивным документам – Книге алфавитного учета офицеров войсковой части 21035 установлено, что Карпенко А.А., 1964 года рождения, проходил действительную военную службу в период с 28.09.1988 года (пр. № 231 от 29.09.1988 года) по 22.03.1990 года (пр. № 40) в воинском звании «старший лейтенант».

Согласно архивной справке от 14.12.2020 года № 20/2/5313 и архивной справке от 09.04.2021 года № 21/2/3390, выданной филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации:

- в приказе командира войсковой части 30066 № 26 от 28.01.1990 года, значится: «Для обеспечения несения боевого дежурства на государственной границе полагать убывшими в составе роты РиРТР:.. . ст. лейтенанта Карпенко А.А. (инициалы не раскрыты)...»

- в приказе командира войсковой части 30066 № 34 от 10.02.1990 года, значится: «Полагать убывшими для обеспечения несения боевого дежурства в п. Канакер: ст. лейтенанта Карпенко А.А. (инициалы не раскрыты) командира взвода РТР (основание отправки в командировку не указано)...»

18.01.2021 года Карпенко А.А. обратился к председателю комиссии Западного Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» через военный комиссариат городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, указав, что в период с 24.01.1990 г. по 21.02.1990 г. в должности ВРИО командира роты РиРТР в составе войсковой части 30066 принимал участие в боевых действиях по обеспечению несения боевого дежурства на государственной границе, принимал участие в боевых выездах по урегулированию межнациональных конфликтов.

25.01.2021 года указанное заявление с приложениями направлено Военному комиссару Московской области.

Письмом Военного комиссара Московской области от 24.02.2021 г. Карпенко А.А. сообщено, что оснований для оформления удостоверения ветерана боевых действий не имеется, поскольку Республика Армения и период службы (с 24.01.1990 года по 21.02.1990 года) не внесены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, раздел III).

Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходит из следующего.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).

Согласно статье 1 Закона о ветеранах с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Категории лиц, отнесенных к ветеранам боевых действий, перечислены в пункте 1 статьи 3 Закона о ветеранах. К ним отнесены, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах).

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о ветеранах Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.04.2019 N 1109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харахординова В. Л. на нарушение его конституционных прав приложением к Федеральному закону «О ветеранах» указал, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» установил правовые гарантии социальной защиты, в том числе ветеранов боевых действий, и определил круг лиц, относящихся к данной категории. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Азербайджанская Республика и Республика Армения, а также территория Нагорного Карабаха в названном Перечне отсутствуют.

Между тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).

Из приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Закона о ветеранах, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях в государствах, городах, на территориях в периоды, которые прямо поименованы в приложении к Закону о ветеранах. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017                N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации в заявлении (рапорте) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указываются, в том числе периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»

Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах со второго по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Принимая во внимание приведенные положения норм материального права и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для присвоения Карпенко А.А. статуса ветерана боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, поскольку боевые действия с участием граждан Российской Федерации на территории Армянской ССР (Республика Армения) в указанный истцом период (с 24.01.1990 г. по 21.02.1990 г.) в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации не указаны; документов, подтверждающих участие Карпенко А.А. в боевых действиях в государствах, городах, на территориях и в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, или документов, подтверждающих получение им в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованного наградного материала, не имеется; факт участия               Карпенко А.А. в боевых действиях в государствах, городах, на территориях и в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, судами не установлен.

Разрешение вопроса о возможности включения Республики Армения (Армянской ССР) и периодов прохождения на территории данного государства (республики) военной службы (участия в боевых действиях) в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации к компетенции суда не относится. В силу прямого указания пункта 3 статьи 3 Закона о ветеранах изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

При таких обстоятельствах, отменяя решение суда по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении иска Карпенко А.А. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Люберецкого городского суда Московской области от                    5 октября 2021 г. отменить.

В удовлетворении иска Карпенко А. А.ча к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.

Председательствующий

Судьи

33-1543/2023 (33-40630/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Карпенко Александр Александрович
Ответчики
Военный комиссариат Люберецкого района
ФКУ Военный комисариат Московской области
Другие
Центральная комиссия по рассмотрению обращений
Суд
Московский областной суд
Судья
Рыбкин М.И.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
14.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
18.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Передано в экспедицию
18.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее