Судья Савинова М.Н. Дело № 33-1543/2023 (33-40630/2022)
Уникальный идентификатор дела
50RS0026-01-2021-007599-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В.,
при секретаре Андреевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2023 г. гражданское дело по иску Карпенко А. А.ча к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Карпенко А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, указав, что в 1990 году проходил действительную военную службу в 72 ТД (в/ч 05325) в составе в/ч 21035, в конце января 1990 года в соответствии с приказом вышестоящего командования откомандирован в в/ч 30066, которая дислоцировалась в п. Советашен Армянской ССР. Целью данной командировки было урегулирование межнационального конфликта между Арменией и Азербайджаном и восстановление конституционного порядка в стране. Истец полагал, что в указанный период участвовал в контртеррористической операции, в связи с чем имеет право на присвоение статуса ветерана боевых действий. Однако ответом Военного комиссара Московской области от 24.02.2021 г. истцу отказано в присвоении статуса ветерана боевых действий. Полагая отказ неправомерным, истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просил отказ в выдаче удостоверения признать незаконным, признать истца ветераном боевых действий и обязать ответчика выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Определением Люберецкого городского суда Московской области от 24 августа 2021 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечен Военный комиссариат Московской области (протокол судебного заседания от 24 августа 2021 г. – л.д. 32а).
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 5 октября 2021 г. постановлено исковые требования Карпенко А.А. удовлетворить частично. Признать Карпенко А.А. ветераном боевых действий; возложить на Военный комиссариат Московской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Карпенко А.А. удостоверения ветерана боевых действий. В удовлетворении иска Карпенко А.А. к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий в остальной части отказать.
Не согласившись с постановленным решением, Военный комиссар Московской области принес на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Определением от 14 декабря 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку судом разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – Объединенного стратегического командования Западного военного округа (пункты 11, 16-19 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 N 595); судебной коллегией данное лицо привлечено к участию в деле в качестве ответчика (л.д. 104-105).
Выслушав истца, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для удовлетворения иска не находит.
Из материалов дела следует, что Карпенко А.А. является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением серии З № 745661 Министерства обороны Российской Федерации от 27.09.2002 года.
Согласно архивной справке от 04.12.2020 года № 10178 Центрального архива Министерства обороны Республики Казахстан по архивным документам – Книге алфавитного учета офицеров войсковой части 21035 установлено, что Карпенко А.А., 1964 года рождения, проходил действительную военную службу в период с 28.09.1988 года (пр. № 231 от 29.09.1988 года) по 22.03.1990 года (пр. № 40) в воинском звании «старший лейтенант».
Согласно архивной справке от 14.12.2020 года № 20/2/5313 и архивной справке от 09.04.2021 года № 21/2/3390, выданной филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации:
- в приказе командира войсковой части 30066 № 26 от 28.01.1990 года, значится: «Для обеспечения несения боевого дежурства на государственной границе полагать убывшими в составе роты РиРТР:.. . ст. лейтенанта Карпенко А.А. (инициалы не раскрыты)...»
- в приказе командира войсковой части 30066 № 34 от 10.02.1990 года, значится: «Полагать убывшими для обеспечения несения боевого дежурства в п. Канакер: ст. лейтенанта Карпенко А.А. (инициалы не раскрыты) командира взвода РТР (основание отправки в командировку не указано)...»
18.01.2021 года Карпенко А.А. обратился к председателю комиссии Западного Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» через военный комиссариат городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, указав, что в период с 24.01.1990 г. по 21.02.1990 г. в должности ВРИО командира роты РиРТР в составе войсковой части 30066 принимал участие в боевых действиях по обеспечению несения боевого дежурства на государственной границе, принимал участие в боевых выездах по урегулированию межнациональных конфликтов.
25.01.2021 года указанное заявление с приложениями направлено Военному комиссару Московской области.
Письмом Военного комиссара Московской области от 24.02.2021 г. Карпенко А.А. сообщено, что оснований для оформления удостоверения ветерана боевых действий не имеется, поскольку Республика Армения и период службы (с 24.01.1990 года по 21.02.1990 года) не внесены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года, раздел III).
Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходит из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).
Согласно статье 1 Закона о ветеранах с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Категории лиц, отнесенных к ветеранам боевых действий, перечислены в пункте 1 статьи 3 Закона о ветеранах. К ним отнесены, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о ветеранах Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.04.2019 N 1109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харахординова В. Л. на нарушение его конституционных прав приложением к Федеральному закону «О ветеранах» указал, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О ветеранах» установил правовые гарантии социальной защиты, в том числе ветеранов боевых действий, и определил круг лиц, относящихся к данной категории. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Азербайджанская Республика и Республика Армения, а также территория Нагорного Карабаха в названном Перечне отсутствуют.
Между тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Из приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Закона о ветеранах, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях в государствах, городах, на территориях в периоды, которые прямо поименованы в приложении к Закону о ветеранах. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации в заявлении (рапорте) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указываются, в том числе периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»
Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах со второго по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Принимая во внимание приведенные положения норм материального права и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для присвоения Карпенко А.А. статуса ветерана боевых действий и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, поскольку боевые действия с участием граждан Российской Федерации на территории Армянской ССР (Республика Армения) в указанный истцом период (с 24.01.1990 г. по 21.02.1990 г.) в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации не указаны; документов, подтверждающих участие Карпенко А.А. в боевых действиях в государствах, городах, на территориях и в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, или документов, подтверждающих получение им в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованного наградного материала, не имеется; факт участия Карпенко А.А. в боевых действиях в государствах, городах, на территориях и в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, судами не установлен.
Разрешение вопроса о возможности включения Республики Армения (Армянской ССР) и периодов прохождения на территории данного государства (республики) военной службы (участия в боевых действиях) в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации к компетенции суда не относится. В силу прямого указания пункта 3 статьи 3 Закона о ветеранах изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
При таких обстоятельствах, отменяя решение суда по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении иска Карпенко А.А. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 5 октября 2021 г. отменить.
В удовлетворении иска Карпенко А. А.ча к Военному комиссариату городов Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Московской области, Военному комиссариату Московской области, Объединенному стратегическому командованию Западного военного округа об оспаривании отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.
Председательствующий
Судьи